«Психолого-педагогическое наследие прошлого в современной

социально-педагогической деятельности»

Материалы IV Всероссийских Макаренковских студенческих педагогических чтений

 Екатеринбург, 22 марта 2007 г.

 

 

Н.А. Бедина

Легко ли детдомовцу стать домашним ребёнком?

В настоящее время в работе по устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приоритетными считаются семейные формы. Усилилась политика помещения таких детей для проживания и воспитания в приёмную семью, в семью опекунов или попечителей, либо на усыновление. В связи с этим появился даже такой термин как «замещающая семья». Именно она должна помочь детдомовцу стать домашним ребёнком, то есть ребёнком, проживающим в семейных условиях.

Однако эта политика пока с трудом претворяется в жизнь. И причин тому немало. Одной из них является социальное сиротство, когда ребёнок становится сиротой при живых родителях и в силу этого не может подлежать усыновлению. А между тем более  50%  детей  помещаются  в  дома  ребёнка  по  социальным  причинам: из-за лишения  родительских  прав, из-за пребывания родителей в местах лишения свободы. Есть даже случаи, когда родители сами обращаются в суд с просьбой  лишить их  родительских прав. По  данным  Министерства  образования  и  науки  Российской  Федерации численность  детей, оставшихся  без  попечения  родителей, выявленных  и  учтённых  в  2005 году, составила  133 034 ребёнка.  Для  сравнения: в  2004 году  было  выявлено  и  учтено  132,5 тыс. таких  детей.  В  Свердловской  области  ежегодно  без  попечения  родителей  остаётся  около  4 тыс.  детей. Большинство  детей-бродяжек – это  социальные  сироты, т.е. сироты  при  живых  родителях [1, с. 3]. С помощью разных мер по линии органов опеки, комиссий по делам несовершеннолетних и милиции некоторых  из бродяжничающих детей удаётся  вернуть  в  семьи, другие становятся воспитанниками детских домов и приютов.

Во  многих  городах  страны  органы  по  делам  несовершеннолетних, опеки  и  УВД  осуществляют  рейды  по  выявлению  таких  детей, некоторых  удаётся  вернуть  в  семьи. Ежегодно  совершается  более  200 тыс.  преступлений. Становится  больше  несовершеннолетних  наркоманов  и  алкоголиков. За  последние  5  лет  более  чем  в  2 раза  возросла  детская  преступность. 40%  подростков  не  имеют  средств  к  существованию, каждый  10-й  имеет психические  отклонения [2, с. 14].

Попадая в детские дома, не все уже в состоянии оценить, как много для них пытаются сделать. Детей кормят, одевают, оказывают медицинскую помощь, но они не чувствуют себя защищёнными, а главное – нужными. Нет уже той ласки и материнской теплоты. Дети уже не могут довериться кому-либо в полной мере и всё чаще стремятся убежать обратно на улицу или пусть к плохим, но родителям.

В  нашей  стране  интеграция  детей  в  общество  решается  в  основном  с  помощью  трёх  моделей  опеки  и  попечительства:  усыновления, опекунства  и  помещения  в  сиротские  учреждения, что  чаще  всего  и  происходит. Хотя  политика  государства  и  направлена  на  разработку  комплексных  мер  по  развитию  семейного  устройства  детей, оставшихся  без  попечения  родителей, в  рамках различных социальных  программ,  практика  показывает, что  далеко  не  все  семьи  на  сегодняшний  день  готовы  принять  в  дом  чужого  ребёнка.

В  2001г.  в  России  были взяты  на  усыновление (удочерение)  свыше  13 тыс. детей, причём  около  6 тыс.  из  них – иностранными  гражданами. За  последние  5 лет  усыновление  детей российскими  гражданами  сократилось  почти  в  2  раза, а  иностранцами  выросло  почти  в  4 раза. За  пятилетку иностранцы  усыновили  около 30 тыс. наших детей, причём  80%  приёмных  родителей – американцы.

Существуют  также  профессиональные  приёмные  семьи,  которые осуществляют  свои  функции  одним  из  трёх  способов:

1) один  или  оба  родителя  наделяются  полномочиями  опекунов  до  совершеннолетия  ребёнка,  однако  не  вступают  с  ним  в  алиментные  отношения  и  получают  пособие  на  содержание  ребёнка  и  зарплату  за  его  содержание;

2) опекуном  ребёнка  остаётся  детский  дом,  а  один  из  родителей  наделяется  статусом  патронатного  воспитателя, являясь сотрудником  сиротского  учреждения  на  время  устройства  ребёнка  в  свою  семью  и  разделяя  ответственность  за  его  воспитание  с  детским  домом  или  приютом;  патронатный  воспитатель  получает  пособие  на  содержание  ребёнка  и  зарплату  за  его  воспитание;

3) создаётся  семейная  воспитательная  группа,  её  основное  отличие  в  возможности  принятия  ребёнка, родители  которого  не  лишены  родительских  прав;  срок  помещения  в  семью  ограничен  периодом  их  реабилитации.  Группа  создаётся  как  альтернатива  пребыванию  детей  в  специализированных  учреждениях   для  несовершеннолетних. Воспитатель получает  заработную  плату  за  воспитание  ребёнка,  пособие  на  его  содержание.

На  первое  января  2006 г.  в  Российской  Федерации  создано  7642  приёмные  семьи, в которых  воспитывается  14234 ребёнка  2004 г. – 5287 семей  и  11085 ребёнка). В 2005 году  в  приёмные  семьи  было  помещено 2,14 тыс. детей, что  составляет  1,6 %  от  общего  числа  выявленных  детей.  Усыновление (удочерение) этой  же  категории  детей  составило всего 4,8 %, хотя  в 2002 г. эта цифра составляла 7,3 % [1, с. 3].

Но процесс адаптации  детей  в приёмных семьях сопровождается  множеством  психолого-педагогических  трудностей, на основе которых можно выделить следующие проблемные  зоны:

- психологическая совместимость приёмных детей, родителей-воспитателей  и  кровных  детей;

- возникновение у приёмных родителей комплекса вины из-за неудовлетворённости  результатами  своей  воспитательной  деятельности;

- право  ребёнка  покинуть  семью  и  родителей, расстаться  с  ним  в  некоторых  ситуациях;

- перестройка  взаимоотношений, смена социально-психологических  ролей  в  семье;

- характер супружеских  взаимоотношений.

Нами проведено небольшое исследование с целью выяснения, насколько готов живущий рядом с нами россиянин к усыновлению ребёнка из детдома. Мы  задавали  несложные, но  в  то  же  время  очень  серьёзные  вопросы: «Возникало  ли  у  Вас  когда-нибудь  желание  усыновить  детдомовского ребёнка?  Имеете  ли  Вы  при  желании  такую возможность?  Какова  причина, по  которой  Вы  не  усыновляете  ребёнка?»

Результаты  оказались  следующими. Из  числа  опрошенных  граждан, ежемесячный  доход  которых  не  ниже 10 тыс. рублей, только  23%  хотели  бы  взять  на  воспитание  ребёнка, но  не  могут  этого  сделать из-за отсутствия  материальной  базы  и  благоприятных  жилищных  условий;  из-за  влияния  общественного  мнения, преклонного  возраста, отсутствия  опыта, из-за большой  ответственности. С этими вопросами  мы обращались и к преподавателям  нашего  института. А это  люди, которые знают о воспитании всё и могли бы создать для детдомовцев прекрасные домашние условия для жизни и воспитания. Но и они, к сожалению, в силу разных причин не проявили готовности к усыновлению ребёнка из детдома. Так легко ли детдомовцу сегодня в наших условиях стать домашним ребёнком?

Библиографический список

1.          Анализ выявления и устройства детей, оставшихся без попечения родителей // Вестник образования. М., 2006. № 16.

2.          Тиньгаева И.Г.  Дети  улицы  просят  защиты // Мир  детства. Челябинск,  2003.

 

 

 

 

: предыдущая

 

 

: следующая

 

 

к оглавлению