«Психолого-педагогическое наследие прошлого в современной

социально-педагогической деятельности»

Материалы IV Всероссийских Макаренковских студенческих педагогических чтений

 Екатеринбург, 22 марта 2007 г.

 

 

Н.М. Борщёва, Е.В. Морева

Психосоциальные особенности детей,
развивающихся в условиях материнской депривации

У детей, развивающихся в условиях материнской депривации, т.е. безнадзорных и беспризорных, формируются устойчивые психологические особенности, обусловливающие отклонения в их поведении и накладывающие отпечаток на всё дальнейшее становление и развитие личности.

В Федеральном Законе РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», безнадзорный определяется как несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и содержанию со стороны родителей или законных представителей, либо должностных лиц.

Безнадзорный ребёнок живёт под одной крышей с родителями, сохраняет связи с семьёй, у него ещё остаётся эмоциональная привязанность к кому-либо из членов семьи, но связи эти находятся под угрозой разрушения. Отсутствие должного ухода, пренебрежение интересами и потребностями развивающейся личности в семье создают угрозу физическому, психическому и нравственному развитию ребёнка. Предоставленные сами себе дети забрасывают учёбу, отдают свободное время улице, бесцельному времяпрепровождению. Преобладающий возраст безнадзорных детей – от 6 до 14 лет. Однако всё чаще в категорию безнадзорных детей попадают и дети до 3 лет. Более того, растёт число детей, от которых родители отказались ещё в роддоме.

Безнадзорность детей в свою очередь нередко является первым шагом к беспризорности, разрушению нормального процесса социализации ребёнка, его глубокой социальной дезадаптации.

Детская безнадзорность и беспризорность в современной России – это следствие социально-экономической и духовно-нравственной ситуации, которая характеризуется нарастанием социального неблагополучия миллионов семей, падением их жизненного уровня, дистанцированием школы от детей с трудной судьбой, криминализацией среды.

Главные причины безнадзорности связывают прежде всего с семейным неблагополучием. Источником ослабления внимания к детям является и ситуация разводов. Зачастую безнадзорные дети живут в неполной семье, с бабушками или другими родственниками. В особенно тяжёлом положении, по мнению многих исследователей, оказываются дети, живущие в семьях с отчимом. Нередко несовершеннолетние убегают из семьи из-за жестокого обращения с ними родителей или опекунов.

В ряде случаев безнадзорность детей – следствие педагогической несостоятельности родителей или нарушения взаимопонимания и доверия между детьми и родителями во внешне благополучных семьях. Побеги из таких семей чаще всего связаны как раз с неправильной родительской позицией, неблагоприятным для ребёнка стилем семейного воспитания. Особенно неблагоприятны авторитарный стиль, отличающийся чрезмерным контролем при минимуме душевной теплоты, и индифферентный, характеризующийся равнодушием родителей к детям. Не удивительно, что дети таких родителей в подростковом возрасте, протестуя против жёсткого отношения или равнодушия родителей, проявляют непослушание, агрессивность в отношении к ним или убегают из дома. Причём чаще всего подросток бежит из дома не потому, что его плохо кормят или дурно с ним обращаются, а потому, что его тяготит духовная атмосфера в семье.

Дальнейшее развитие детей, рано начинающих убегать из дома, бывает осложнено возникновением различных отклонений в их личностном развитии. У них замедляется интеллектуальное и психосоциальное развитие, возникает психологический барьер в общении с родителями и педагогами, а усвоение социальных норм и жизненных навыков протекает под сильным влиянием уличной среды. Несовершеннолетние из неблагополучных семей нередко испытывают большой прессинг криминального мира, а не влияние институтов гражданского общества. В результате процесс их социализации приобретает всё более негативный характер.

Оказанием помощи и поддержки безнадзорным и беспризорным детям занимаются в России такие социально-реабилитационные учреждения, как медико-социальные центры помощи семье и детям, центры психолого-педагогической реабилитации и коррекции, центры временного пребывания несовершеннолетних, учреждения интернатного типа и др.

Безнадзорные, поступающие в эти учреждения, как правило, пережили немало потрясений: безразличие окружающих, жестокое отношение, равнодушие, алкоголизм родителей. У многих детей, длительно живущих на улице, упущен сензитивный период для социального и индивидуального развития, овладения умениями и навыками, значимыми для жизни.

У детей, воспитывающихся в условиях родительской депривации, формируется тип личности, который психологи определяют как «безэмоциональный характер» [2; 6]. Его отличают отсутствие способности к любви и привязанности, неумение вступать в близкие отношения с другими людьми, излишняя тревожность и агрессивность. Обделённые вниманием и заботой, они чувствуют себя ущербными, никому не нужными. Отсюда неуверенность в себе, сниженное самоуважение, низкий уровень притязаний, комплекс неполноценности. Самопринятие безнадзорных детей значительно ниже, чем у детей, воспитывающихся в нормальной семье. Однако в подростковом возрасте дети, большую часть времени проводящие на улице и контактирующие с асоциальными группами подростков, нередко имеют завышенную самооценку и проявляют агрессивное поведение как способ психологической защиты или самоутверждения. Такие дети считают себя выше других, уверены, что указывать им никто не в праве, они не чувствительны к замечаниям и оценкам окружающих [5].

Для преодоления последствий депривации необходима социальная и психолого-педагогическая реабилитация ребёнка с целью восстановления его социального статуса, психического здоровья, коррекции отклонений в его поведении. Для компенсации депривационных нарушений нужно прежде всего помогать в восстановлении или установлении родственных отношений ребёнка с родителями и другими значимыми для него лицами.

Чаще всего проблемы безнадзорности и беспризорности решают, определяя детей в детские дома, интернаты. Однако это не решает многих проблем развития ребёнка, оказавшегося в депривационной ситуации. Естественной и эффективной формой жизнеустройства таких детей все-таки остаётся семья. Поэтому приоритетом государственной политики должно стать создание для них условий естественной семейной жизни (в семье усыновителя, опекунской, приёмной или патронатной семье) [1; 3; 4; 7].

Библиографический список

1.          Дети социального риска и их воспитание / Под ред. Л.М. Шипицыной. СПб., 2003.

2.          Лангмейер Й., Матейчек З. Психическая депривация в детском возрасте. Прага, 1984. 

3.          Ослон В.Н., Холмогорова А.Б. Психологическое сопровождение замещающей профессиональной семьи // Вопр. психол. 2001. №4.

4.               Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Психология сиротства. СПб., 2005.

5.          Радина Н.К. Изучение самопринятия у детей, воспитывающихся в закрытых детских учреждениях и в семье // Вопр. психол. 2000. № 3.

6.          Фурманов И.А. Психология депривированного ребёнка: пособие для психологов и педагогов. М., 2004.

7.          Шульга Т.И., Олиференко Л.Я., Быков А.В. Социально-психоло- гическая помощь обездоленным детям: опыт исследований и практической работы: Учеб. пособие. М., 2003.

 

 

 

 

: предыдущая

 

 

: следующая

 

 

к оглавлению