|
|
|
||
|
«Психолого-педагогическое наследие прошлого в современной социально-педагогической деятельности» Материалы IV Всероссийских Макаренковских студенческих
педагогических чтений Екатеринбург, 22
марта 2007 г. Н.М. Борщёва, Е.В. Морева Психосоциальные
особенности детей, У
детей, развивающихся в условиях материнской депривации, т.е. безнадзорных и
беспризорных, формируются устойчивые психологические особенности, обусловливающие
отклонения в их поведении и накладывающие отпечаток на всё дальнейшее
становление и развитие личности. В
Федеральном Законе РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних», безнадзорный определяется как
несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие
неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию,
обучению и содержанию со стороны родителей или законных представителей, либо
должностных лиц. Безнадзорный
ребёнок живёт под одной крышей с родителями, сохраняет связи с семьёй, у него
ещё остаётся эмоциональная привязанность к кому-либо из членов семьи, но
связи эти находятся под угрозой разрушения. Отсутствие должного ухода,
пренебрежение интересами и потребностями развивающейся личности в семье
создают угрозу физическому, психическому и нравственному развитию ребёнка.
Предоставленные сами себе дети забрасывают учёбу, отдают свободное время
улице, бесцельному времяпрепровождению. Преобладающий возраст безнадзорных
детей – от 6 до 14 лет. Однако всё чаще в категорию безнадзорных детей
попадают и дети до 3 лет. Более того, растёт число детей, от которых родители
отказались ещё в роддоме. Безнадзорность
детей в свою очередь нередко является первым шагом к беспризорности,
разрушению нормального процесса социализации ребёнка, его глубокой социальной
дезадаптации. Детская
безнадзорность и беспризорность в современной России – это следствие
социально-экономической и духовно-нравственной ситуации, которая характеризуется
нарастанием социального неблагополучия миллионов семей, падением их
жизненного уровня, дистанцированием школы от детей с трудной судьбой,
криминализацией среды. Главные
причины безнадзорности связывают прежде всего с семейным неблагополучием.
Источником ослабления внимания к детям является и ситуация разводов. Зачастую
безнадзорные дети живут в неполной семье, с бабушками или другими
родственниками. В особенно тяжёлом положении, по мнению многих
исследователей, оказываются дети, живущие в семьях с отчимом. Нередко
несовершеннолетние убегают из семьи из-за жестокого обращения с ними
родителей или опекунов. В
ряде случаев безнадзорность детей – следствие педагогической
несостоятельности родителей или нарушения взаимопонимания и доверия между
детьми и родителями во внешне благополучных семьях. Побеги из таких семей
чаще всего связаны как раз с неправильной родительской позицией,
неблагоприятным для ребёнка стилем семейного воспитания. Особенно
неблагоприятны авторитарный стиль, отличающийся чрезмерным контролем при
минимуме душевной теплоты, и индифферентный, характеризующийся равнодушием
родителей к детям. Не удивительно, что дети таких родителей в подростковом
возрасте, протестуя против жёсткого отношения или равнодушия родителей,
проявляют непослушание, агрессивность в отношении к ним или убегают из дома.
Причём чаще всего подросток бежит из дома не потому, что его плохо кормят или
дурно с ним обращаются, а потому, что его тяготит духовная атмосфера в семье. Дальнейшее
развитие детей, рано начинающих убегать из дома, бывает осложнено
возникновением различных отклонений в их личностном развитии. У них
замедляется интеллектуальное и психосоциальное развитие, возникает
психологический барьер в общении с родителями и педагогами, а усвоение
социальных норм и жизненных навыков протекает под сильным влиянием уличной
среды. Несовершеннолетние из неблагополучных семей нередко испытывают большой
прессинг криминального мира, а не влияние институтов гражданского общества. В
результате процесс их социализации приобретает всё более негативный характер.
Оказанием
помощи и поддержки безнадзорным и беспризорным детям занимаются в России
такие социально-реабилитационные учреждения, как медико-социальные центры
помощи семье и детям, центры психолого-педагогической реабилитации и
коррекции, центры временного пребывания несовершеннолетних, учреждения
интернатного типа и др. Безнадзорные,
поступающие в эти учреждения, как правило, пережили немало потрясений:
безразличие окружающих, жестокое отношение, равнодушие, алкоголизм родителей.
У многих детей, длительно живущих на улице, упущен сензитивный период для
социального и индивидуального развития, овладения умениями и навыками,
значимыми для жизни. У
детей, воспитывающихся в условиях родительской депривации, формируется тип
личности, который психологи определяют как «безэмоциональный характер» [2;
6]. Его отличают отсутствие способности к любви и привязанности, неумение
вступать в близкие отношения с другими людьми, излишняя тревожность и
агрессивность. Обделённые вниманием и заботой, они чувствуют себя ущербными,
никому не нужными. Отсюда неуверенность в себе, сниженное самоуважение,
низкий уровень притязаний, комплекс неполноценности. Самопринятие
безнадзорных детей значительно ниже, чем у детей, воспитывающихся в
нормальной семье. Однако в подростковом возрасте дети, большую часть времени
проводящие на улице и контактирующие с асоциальными группами подростков,
нередко имеют завышенную самооценку и проявляют агрессивное поведение как
способ психологической защиты или самоутверждения. Такие дети считают себя
выше других, уверены, что указывать им никто не в праве, они не чувствительны
к замечаниям и оценкам окружающих [5]. Для
преодоления последствий депривации необходима социальная и
психолого-педагогическая реабилитация ребёнка с целью восстановления его
социального статуса, психического здоровья, коррекции отклонений в его
поведении. Для компенсации депривационных нарушений нужно прежде всего
помогать в восстановлении или установлении родственных отношений ребёнка с
родителями и другими значимыми для него лицами. Чаще
всего проблемы безнадзорности и беспризорности решают, определяя детей в
детские дома, интернаты. Однако это не решает многих проблем развития
ребёнка, оказавшегося в депривационной ситуации. Естественной и эффективной формой
жизнеустройства таких детей все-таки остаётся семья. Поэтому приоритетом
государственной политики должно стать создание для них условий естественной
семейной жизни (в семье усыновителя, опекунской, приёмной или патронатной
семье) [1; 3; 4; 7]. Библиографический
список 1.
Дети социального риска и их
воспитание / Под ред. Л.М. Шипицыной.
СПб., 2003. 2.
Лангмейер Й., Матейчек З. Психическая депривация в детском возрасте. Прага, 1984. 3.
Ослон В.Н.,
Холмогорова А.Б. Психологическое сопровождение
замещающей профессиональной семьи // Вопр. психол. 2001. №4. 4.
Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Психология сиротства. СПб., 2005. 5.
Радина Н.К. Изучение самопринятия у детей, воспитывающихся в закрытых детских
учреждениях и в семье // Вопр. психол. 2000. № 3. 6.
Фурманов И.А. Психология депривированного ребёнка:
пособие для психологов и педагогов. М., 2004. 7.
Шульга Т.И., Олиференко Л.Я., Быков А.В.
Социально-психоло- гическая помощь обездоленным детям: опыт исследований и
практической работы: Учеб. пособие. М., 2003. |
|
||
|
|
|
|
|