|
|
|
||
|
«Психолого-педагогическое наследие прошлого в современной
социально-педагогической деятельности» Материалы IV Всероссийских Макаренковских студенческих
педагогических чтений Екатеринбург, 22
марта 2007 г. М.Г. Попова Экономическая
помощь в решении проблем Неотъемлемой
чертой новой, постсоветской России, в силу сложившихся неблагоприятных
социально-экономических условий и кризисного состояния общества стала детская
неустроенность: безнадзорность, социальное сиротство, беспризорность. Если в
СССР беспризорные дети были нонсенсом, то сегодня нет даже достоверных
статистических данных, сколько маленьких бродяжек колесит по просторам
страны. Существуют разные оценки масштабов детской беспризорности и
безнадзорности в РФ: от 150 тысяч до 5 миллионов. По оценкам некоторых
независимых экспертов, число современных гопников
приближается к цифре 1921 г. (4 – 6 млн. человек), которые появились тогда в
России вследствие разрушительных и кровопролитных событий: Первой мировой
войны, революции, иностранной интервенции, Гражданской войны [1, c. 287 – 302]. Детская беспризорность, безнадзорность и
социальное сиротство становятся проблемой не только настоящего, но и будущего
времени. Сохранение таких масштабов уже сформировавшегося социального «дна»
при постоянном сокращении рождаемости может иметь далеко идущие
неблагоприятные последствия, что в перспективе грозит даже национальной
безопасности страны. Дети-бродяжки
на улицах городов Свердловской области стали обыденным явлением. Что же
происходит? В Конституции Российской Федерации записано, что ребёнок имеет
право на охрану здоровья, на обучение, на труд и многое другое. В Семейном
кодексе Российской Федерации закреплено право ребёнка жить
и воспитываться в семье. Но кризис семьи привёл к росту количества детей,
оставшихся без попечения родителей. В Екатеринбурге, по данным начальника
пресс-службы ГУВД области Валерия Горелых, в прошлом году было выявлено более
25880 безнадзорных подростков и юных правонарушителей. За
злостное невыполнение обязанностей по воспитанию детей к административной
ответственности привлечены 1193 родителя. По 228 из
них материалы направлены в комиссии по делам несовершеннолетних для вынесения
решения о лишении родительских прав, возбуждено 130 уголовных дел в
отношении недобросовестных родителей [2]. Основной
источник беспризорности и безнадзорности – это девиантная
или конфликтная семья. Эти выводы подтверждаются результатами опросов
беспризорных детей. Выявлено, что главная причина, толкающая подростков на
бродяжничество, – пьянство родителей. Далее следует отсутствие одного или
обоих родителей и физическое насилие в
семье над ребёнком со стороны отца или матери, плохое материальное положение
семьи, отсутствие жилья, сексуальное домогательство со стороны отчима, отца и
т.д. Гораздо реже дети объясняют свой уход из дома желанием вольной жизни
[3]. Глубинные причины кризисных явлений во многих российский семьях, утративших
свой социализирующий потенциал, связаны с падением уровня жизни большинства
населения. Для решения проблем беспризорности и безнадзорности необходимо
проводить чёткую экономическую государственную политику в интересах семьи,
создавая благоприятные экономические условия для стабилизации и
повышения жизненного уровня, для
устранения социальных причин, порождающих массовую беспризорность и
безнадзорность. Серьёзным
шагом на пути решения материальных проблем семьи является Федеральный закон
«О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» от 27
декабря 2006 г. Настоящий закон устанавливает меры государственной поддержки
семей, имеющих детей, в целях создания условий, обеспечивающих этим семьям
достойную жизнь. Он предусматривает реальную материальную помощь семьям в
размере 250 000 рублей [4]. Право на эту помощь согласно закону имеют
женщины, родившие (усыновившие) второго ребёнка; женщины, родившие
(усыновившие) третьего ребёнка или последующих детей, если ранее они не
пользовались этим правом; мужчины, являющиеся единственными усыновителями
второго, третьего ребёнка или последующих детей, начиная с 1 января 2007 г. Для получения
этой материальной помощи семье необходимо обратиться с заявлением в орган
Пенсионного фонда РФ о выдаче специального сертификата на материнский
капитал. Территориальный орган Пенсионного фонда вправе отказать в выдаче сертификата по
следующим основаниям: 1) отсутствие права на дополнительные меры
государственной поддержки в соответствии с Федеральным законом; 2)
прекращение права на дополнительные меры
в связи с лишением родительских прав в отношении ребёнка, отменой
усыновления и др.; 3) представление недостоверных сведений, в том числе
сведений об очерёдности рождения (усыновления); 4) прекращение права
на дополнительные меры государственной поддержки в связи с использованием
средств материнского капитала в полном объёме.
Материнский капитал – государственная
материальная помощь, оказываемая семьям, установлен в размере 250 000 рублей,
но эта сумма ежегодно должна пересматриваться с учётом темпов инфляции.
Распоряжение материнским капиталом строго регулируется в рамках следующих
направлений: 1) улучшение жилищных условий; 2) получение образования ребёнком
(детьми); 3) формирование накопительной части трудовой пенсии для женщин.
Семья получает средства материнского капитала в полное ведение только после
трёх лет со дня рождения или усыновления ребёнка. В целях защиты прав ребёнка
на этот капитал государство строго регулирует и контролирует процесс
распоряжения полученными ресурсами. Федеральный закон «О дополнительных мерах
государственной поддержки семей, имеющих детей» направлен на повышение уровня
жизни населения, создание благоприятных условий для жизни ребёнка,
формирование здорового молодого поколения граждан нашей страны. Это поможет
возрождению авторитета института семьи, института брака, а также решению
целого ряда социальных проблем, интересующих общественность (социальное
неравенство, демографический кризис и др.) Вмешательство государства в
вопросы дополнительного финансирования семей становится приоритетным
направлением социальной политики. Решение проблем детской беспризорности и
безнадзорности переходит от социальных воспитательных мер к мерам
экономической поддержки семей и обеспечения их благополучия, что в свою
очередь должно повлиять на результаты искоренения социально опасных явлений. Библиографический
список 1.
Беспризорники в постсоветской России //
Российская молодёжь: проблемы и решения / Центр социального прогнозирования. М.,
2005. 2.
Алексеева
Л.С. Сколько в России
беспризорных? //Комсомольская правда. М., 2002, № 3.
3.
Арефьев
А.Л. Беспризорные дети России // Социологические исследования.
М., 2003, № 9. 4.
Федеральный Закон от 27 декабря 2006 г. №
297 «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»
// Российская газета. М., 31 декабря 2006, № 4263. |
|
||
|
|
|
|
|