«Психолого-педагогическое наследие прошлого в современной

социально-педагогической деятельности»

Материалы IV Всероссийских Макаренковских студенческих педагогических чтений

 Екатеринбург, 22 марта 2007 г.

 

 

 

С.В. Тачина

Влияние школьной среды на формы и уровень подростковых девиаций

Девиантные проявления не являются уникальными и новыми, однако их исследование становится особенно актуальным в настоящее время, когда происходит качественное преобразование общественных отношений. Наибольшие трудности в приспособлении к современной сложной экономической, политической, духовной жизни испытывают подростки. Их девиантное поведение является, с одной стороны, результатом определённых процессов, происходящих в обществе в целом и в среде ближайшего окружения. Изучение влияния школы на проявление подростковых девиаций позволяет лучше понять природу беспризорности, выявить основные механизмы её развития как социального феномена.

Социологический анализ проблем подростковой девиации помогает разработать более эффективную методику воздействия на детей, имеющих склонность к девиантному поведению. Его эффективная профилактика может быть обеспечена организацией научно-обоснованной работы по формированию у молодых людей способности самостоятельно и осознанно выбирать свой жизненный путь, отрицая способы поведения, вызывающие неизбежный конфликт личности с социумом, способствующие развитию безнадзорности и беспризорности.  

Что такое подростковые девиации?  Это поведение с отклонением от принятых в обществе норм. Понятие «отклонение» имеет смысл лишь в связи с понятием «норма», и уже по своему исходному определению означает нечто «ненормальное» с точки зрения оценивающей нормы.

В зависимости от того, насколько поведение подростка расходится с социокультурными традициями общества, подростковые девиации можно разделить на два типа: а) девиантное поведение конструктивной направленности; б) девиантное поведение деструктивной направленности.

В нашем исследовании речь идёт о девиантном поведении деструктивной направленности, которое представляет собой совершение подростком или группой подростков социальных действий, отклоняющихся от доминирующих в социуме социокультурных ожиданий и норм, общепринятых правил выполнения социальных ролей.  

 Девиации деструктивной направленности  были изучены нами в поведении подростков двух образовательных учреждений Екатеринбурга:  профилактической школы открытого типа для подростков с отклоняющимся от нормы поведением (условно обозначенной нами как школа № 1) и обычной средней общеобразовательной школой (школа №  2).

 Объектом исследования выступили учащиеся в возрасте от 13 до 17 лет, а также педагоги. Предметом – типичные формы девиантного поведения несовершеннолетних и особенности влияния школы на их поведение, ценностные ориентации и установки. Количество опрошенных учащихся  при этом составило 524 человека. Цель исследования – изучение особенностей влияния типа школы на ценностные ориентации и установки детей с девиантным поведением. В задачи исследования входило выявление типичных форм подростковых девиаций в разных типах школ; определение влияния школы на проявления подростковых девиаций.

Каждое образовательное учреждение – это комплексное явление, система, в которой переплетаются и взаимодействуют множество факторов. Мы выделили следующие из них: тип образовательного учреждения, особенности контингента учащихся, особенности классов, в которых обучаются дети, особенности взаимоотношений между учащимися в классе, между учащимися и преподавателями, формы досуга учащихся.

Так, школа № 2 является средней общеобразовательной школой, реализующей общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, в то время как школа № 1 является открытой сменной общеобразовательной школой, реализующей общеобразовательные программы основного общего и среднего (полного) общего образования.

Школа № 1 – школа открытого типа. Она является профилактическим учреждением. В компенсирующие классы школы  № 1 принимаются дети с 13 лет, не имеющие выраженных отклонений в развитии. В то же время они характеризуются недостаточной степенью готовности к обучению, имеют признаки социально-педагогической запущенности. В школе № 2 учащиеся обучаются в обычных классах, наполняемость которых составляет не более 25 – 30 человек. Обучение проходит по обычным типовым общеобразовательным программам.

В школе № 1 созданы классы компенсирующего обучения. Их цель заключается в создании для детей, затрудняющихся в обучении, адекватных условий для предупреждения дезадаптации в образовательных учреждениях. Работа компенсирующих классов направлена на компенсацию недостатков дошкольного, школьного образования и семейного воспитания. Программы по общеобразовательным предметам в компенсирующих классах разрабатываются на базе основных общеобразовательных программ с учётом особенностей обучающихся.  Отбор детей в компенсирующие классы осуществляется психолого-педагогическим консилиумом и комиссией по делам несовершеннолетних. Наполняемость классов компенсирующего обучения составляет 9 – 12 человек.

Школа № 2 более типична в нашей образовательной системе, школа

№ 1 – более уникальна, в Екатеринбурге таких школ немного.

Анализ 524 личных дел учащихся школы № 1 и школы № 2 показал, что главное отличие учащихся школы № 1 от учащихся школы № 2 заключается в разной степени успеваемости по предметам. Так, например, 85% учащихся от 13 до 17 лет школы № 1 учатся на «3» и на «4», в то время как в школе № 2 таких учащихся 45%. Из учащихся школы № 1 на повторное обучение оставалось 60% учащихся, в школе № 2 таких учащихся всего 5%. Основная причина, по которой учащиеся школы № 1 оставались на второй год – пропуски уроков (школьные прогулы).

Поведение 80 % учащихся школы № 1 в соответствии с их личными делами характеризуется как «удовлетворительное» и «неудовлетворительное», среди учащихся школы № 2 такое поведение имеют всего 15 %.

Основными причинами перехода учащихся в школу № 1 из других учебных заведений являются пропуски уроков – 32,0%; на втором месте – частые конфликты с учителями – 22,2%; на третьем – неаттестация по предметам – 21,5%; на четвёртом  месте выступает предложение классного руководителя или администрации школы перейти в школу открытого типа – 13,7%; пятое место – это смена жительства – 5,6%; на шестом месте – подростки испытывают чувство изолированности от класса – 2,9%.

Анализ результатов показывает следующую тенденцию: основными причинами перехода ребёнка в школу № 1 в классы компенсирующего развития являются объективные факторы: школьная неуспеваемость, выражающаяся в пропусках уроков, неаттестации по предметам. В то же время имеют значение и субъективные факторы: усугубляющиеся конфликтные отношения с учителями, чувство изолированности от одноклассников. Совокупность этих факторов приводит к тому, что ребёнок, обучающийся в общеобразовательной школе, остаётся на второй год. Как правило, такое положение дел ещё больше ухудшает обстановку, и подросток совсем прекращает посещать школу, в итоге он ещё раз остаётся на повторное обучение в этом же классе. В результате по просьбе администрации школы переходит в школу открытого типа.

На наш взгляд,  переход  ребёнка  из общеобразовательной школы в

школу открытого типа не решает возникшей проблемы, связанной с пропусками занятий. Ребёнок как не посещал, так и продолжает не посещать занятия. Дезадаптированность подростка в дальнейшем приводит к более грубым формам девиантного поведения, таким как хулиганство, воровство, посягательство на здоровье и жизнь других людей.

Анализ документов администрации школ, комиссии по делам несовершеннолетних, психолого-медико-педагогической комиссии позволил нам выделить такие формы подростковых девиаций: школьные прогулы, недисциплинированность, сквернословие, обманы, мошенничество, агрессивность, табакокурение, токсикомания, наркомания, алкоголизм, проституция, побеги из дома и бродяжничество, хулиганство, воровство.

По результатам анкетирования было установлено, что самыми распространёнными формами девиантного поведения (ответы «всегда» и «часто») среди школы № 1 и школы №  2 являются табакокурение – 32,5% от числа ответивших; школьные прогулы – 21,0%; нарушение дисциплины в школе  – 20,9%; сквернословие – 20,0°/о; агрессивность и грубость – 12,3%; употребление алкогольных на­питков  – 11,3%, хулиганские действия и поступки – 5,2%.

При этом спектр негативных де­виаций подростков школы № 1 значительно шире. Такая форма девиантного поведения как таба­кокурение встречается на 40,8% чаще в поведении подростков школы № 1, чем в школе № 2; школьные прогулы на 34,2%; употреб­ление алкоголя на 31,1%; токсикомания на 16,0%; наруше­ние дисциплины в школе на 13,4%; хулиганства 13,2%; воровство вне до­ма на 12,3%; сквернословие на 11,3%; побеги из дома и бродяжничество на 10,1%; воровство в кругу семьи и употребление наркотиков на 8,5%; обманы и мошенничество на 8,0%; агрессивность, грубость на 3,8%; про­ституция на 1,9 %.  

Чтобы установить влияние школы на формы и степень проявления подростковых девиаций, учителям в ходе интервью было предложено ответить на вопрос: «Какие факторы внутри школы могут способствовать совершению учащимися отклонений в поведении?»

В качестве основных факторов педагогами школы № 2 названы следующие: неблагоприятные межличностные отношения с учителями, с одноклассниками, отсутствие контроля со стороны администрации и классных руководителей. Психолог школы № 2 указывает на недостаточное внимание к детям со стороны учителей, классных руководителей, недостаточный учёт индивидуальных особенностей ребят.

По мнению учителей школы № 1, на формы и степень проявления девиаций влияет непонимание ребёнка учителями, недооценка его способностей, напряжённые отношения с одноклассниками, подражание сверстникам, общение со сверстниками, имеющими дурные привычки, скопление подростков с отклоняющимся поведением, отсутствие контроля со стороны родителей, сложившимися отрицательными стереотипами. Сами педагоги отмечают свою чрезмерную перегруженность, влияющую на процесс обучения и на взаимоотношения между учителем и учеником. Ряд преподавателей школы № 1 указывает на то, что «учитель-предметник не всегда владеет необходимыми психологическими знаниями и полагается больше на свой опыт. Этого не всегда бывает достаточно».

Многие педагоги открытой школы (профилактической) признают, что им не удастся существенно изменить поведение девиантных подростков из-за малой продолжительности обучения учащихся в этой школе: всего один-два года. За такой срок невозможно провести эффективную коррекционную работу по изменению сознания и поведения учащегося.

Таким образом, мы делаем вывод, что главными причинами проявления девиаций учащихся в школе, являются: неблагоприятные отношения с учителями; отсутствие учёта индивидуальных особенностей учащихся; плохие отношения со сверстниками. Для школы № 1 характерны ещё – недостаток знаний у учителей о закономерностях психического развития личности ребёнка и массовое скопление учащихся с девиантным поведением в одном учебном заведении, что способствует распространению девиаций.

На основе этих выводов мы рекомендуем специалистам для профилактики девиантного поведения в подростковом возрасте:

1. Повышать  профессиональный  уровень  педагогов, обучать их формам и методам работы с детьми с девиантным поведением.

2. Разрабатывать специальные воспитательные и образовательные системы, обеспечивающие эффективную коррекцию сознания и поведения детей, обучающихся в учреждениях открытого типа.

3. Создавать специальные программы, новые методы работы, формирующие ценностные ориентации и установки, позволяющие учащимся самоутвердиться и активно противостоять агрессивной среде.

4. Выявлять факторы отклоняющегося поведения и внедрения профилактических мероприятий на начальных этапах развития личности.

5. Усиливать работу с семьями учащихся, а в самой школе открытого типа делать упор на воспитание учащихся.

 

 

 

 

: предыдущая

 

 

: следующая

 

 

к оглавлению