«Психолого-педагогическое наследие прошлого в современной

социально-педагогической деятельности»

Материалы IV Всероссийских Макаренковских студенческих педагогических чтений

 Екатеринбург, 22 марта 2007 г.

 

 

 

Т.В. Носакова

Возможные пути решения проблем безнадзорности и беспризорности

В России рекордно высокое количество детей, оставшихся без попечения родителей, пополняющих ряды правонарушителей, алкоголиков, наркоманов, беспризорников. Ведущей причиной большого числа беспризорников и сирот является духовный кризис, падение престижа материнства и отцовства, распад семейных отношений. Нормальная в недалеком прошлом семья трудно адаптируется к новым отношениям с государством. Она поставлена в условия, не способствующие адаптивным процессам. Остается крайне низким жизненный уровень большинства семей с детьми. Более 70 % семей с тремя детьми остаются на  уровне бедности. Более 50 % детского населения нуждаются в социальной поддержке государства, уменьшилось количество благополучных многодетных семей, из-за  роста числа разводов и внебрачной рождаемости повышается доля неполных семей. Бедность является наиболее значимым фактором, приводящим ребёнка к беспризорности. Анализируя статистику последних лет, можно сделать неутешительные выводы о сохранении тенденции к застойной бедности семей с детьми. Среднедушевой доход члена многодетной семьи часто не дотягивает до 1000 руб. в месяц. При этом многие исследователи отмечают, что к группам с высоким риском бедности относятся родители, воспитывающие детей в одиночку. В отношении семей, где одинокий родитель (разведённый, овдовевший, одиночка), проблема беспризорности стоит наиболее остро. Практика показывает, что невозможно совмещать должное воспитание детей с трудовой деятельностью, приносящей достойный доход. Сегодня многим приходится делать выбор между достатком и воспитанием детей, что является одной из причин безнадзорности. Официальной статистики по безнадзорным детям не ведётся, но даже самые скромные данные отражают масштабный и повсеместный характер этого явления: более 2,5 млн. детей. А это значит, что каждый десятый ребёнок в России не имеет контроля со стороны родителей (или иных лиц), которые не исполняют своих обязанностей по его воспитанию, обучению и содержанию. Эти данные указывают и на то, что каждый десятый ребёнок изначально находится в условиях, не позволяющих ему вырасти конкурентоспособным, полноценным гражданином.                   

Утрачивая возможности содержать детей материально, обеспечивать их жизнь и воспитание, семья не только отказывает им в любви и заботе, но и оставляет на улице, отводит в приют, лишает жилья. Ситуация вынужденного неисполнения родителями (лицами их заменяющими) обязанностей по воспитанию детей осложняется духовно-нравственной деградацией семьи. Из года в год растёт число родителей, ведущих аморальный образ жизни, проявляющих по отношению к детям жестокость и насилие. Сохранение семьи как одного из основных институтов позитивной социализации детей имеет все основания для того, чтобы получить признание общенациональной идеи, способной консолидировать общество, стимулировать его самовозрождение.

Ещё одним перспективным механизмом работы с детьми, находящимся в стадии эксперимента, является банк данных социально-неблагополучных семей. Его целью является создание объективной картины распространения детей, находящихся в социально опасном положении. Это позволит провести мониторинг и на его основе планировать распределение финансовых средств и правильно развивать сеть учреждений.

Вместе с тем решение вопросов,  связанных с детской беспризорностью, безнадзорностью и правонарушениями несовершеннолетних, напрямую  зависит  от  уровня   взаимодействия  всех  ведомств  и  организаций, ответственных за воспитательную и профилактическую работу с детьми, подростками и родителями. В связи с этим необходимы дальнейшие  шаги  по совершенствованию системы профилактики детской беспризорности, безнадзорности и  правонарушений несовершеннолетних,  в том числе по активизации  раннего выявления семейного неблагополучия. Особого внимания требуют вопросы усиления ответственности родителей за воспитание и обучение несовершеннолетних детей, совершенствования законодательства в области защиты прав несовершеннолетних,  использования современных  технологий  работы  с семьёй. Семья должна стать активно действующим элементом системы профилактики безнадзорности. Для этого в обществе должны быть созданы условия для реализации потенциала семей, их социальной активности,  для развития различных объединений,  выражающих корпоративные интересы семей, повышения её социального статуса  и  воспитательной роли. 

 Создание благоприятных условий для детей, недопущение негативного воздействия на них факторов риска беспризорности – основные направления профилактической работы, которая должна проводиться родителями в современной ситуации. Деятельность родителей по предупреждению беспризорности может включать в себя следующие направления:

1. Осознание ответственности за жизнеобеспечение ребёнка и осуществление контроля над его жизнью. Б.Н. Алмазов, П.И. Люблинский, Н.А. Монахов, А.М. Нечаева и др. в своих трудах писали о том, что безнадзорность является своего рода фазой беспризорности. Нельзя не согласиться и с тем, что сама детская безнадзорность носит педагогический характер. Это отсутствие надзора родителей за несовершеннолетним, который в силу его возрастных и психологических особенностей ему необходим. Именно из-за безнадзорности ребёнок не защищён перед соблазном покинуть дом в поисках таких же, как он. Не случайно в ряде публикаций (А.Л. Арефьев, Н.М. Римашевская), отмечается оптимистичный взгляд беспризорников на жизнь. Среди детей, попавших в такие же жизненные условия, ребёнок находит понимание и поддержку, которых не получает в семье, в учебном заведении и т.д. Выбирая беспризорный образ жизни, ребёнок, таким образом, адаптируется к собственной жизненной ситуации.

2. Пропаганда и реализация родителями  здорового образа жизни, демонстрация и воспитание семейных, нравственных ценностей. Решение проблемы сиротства состоит прежде всего в оздоровлении нравственного климата общества, воспитании молодёжи в духе традиционных семейных ценностей. В целом всех беспризорников можно разделить на две большие категории: сироты и полупризорные дети. С течением времени соотношение этих категорий менялось в пользу последних, и теперь «полупризорные» дети из неблагополучных семей составляют большинство.

3. Обеспечение родителями мотивации детей к социально-значимой деятельности. Эмоциональное благополучие, чувство защищённости, возможность проявления собственных инициатив в кругу единомышленников – близких, родных, друзей, возможность признания, морального вознаграждения за свой труд – вот то, что может привлечь современных подростков к социально-значимой деятельности, привести  детей в ориентированные на них учреждения и организации. Любому подростку свойственно стремиться быть в компании, коллективе, но, к сожалению, для каждого десятого ребёнка такой коллектив могут составить «дети улицы».

4. Наличие интересного досуга детей. Фактором, толкающим детей на улицы, является их незанятость. Очень многим стали недоступны кружки, секции, клубы и другие учреждения культуры, досуга и спорта. С одной стороны, причиной тому непомерная (для бюджета многих семей) плата за их посещение, а с другой (что особенно характерно для сельской местности), отсутствие подобных учреждений вообще. Но и в такой сложной современной ситуации при желании родителей и детей возможно найти бесплатные кружки и секции (в системе дополнительного образования: в Домах, Центрах детско-юношеского творчества, клубах по месту жительства). При отсутствии данных учреждений (в сельской местности) родители сами могут организовать интересный досуг своих детей, предложить увлечения, хобби, которыми мог бы заинтересоваться их ребёнок. 

5. Помощь родителей в профессиональном самоопределении детей. Сотрудничество с общеобразовательными учреждениями, где обучаются их дети.  В современном обществе существует проблема неконкурентоспособности подростков и молодёжи на рынке труда. Статистика показывает, что в последнее время число детей 14 – 15 лет, покинувших образовательные учреждения, возросло. Несомненно, это дети, имеющие трудности в обучении, поведении, дети из малообеспеченных и асоциальных семей. По данным МВД, каждый четвёртый ребёнок, совершивший преступление, нигде не учится и не работает.                           

Ряд исследователей и практиков (Б. Гусев, Г.Н. Карелова, А.Н. Кривоносов, и др.) сетуют на то, что школа практически утратила свою, когда-то основную, социализирующую роль. По сути, реформы привели к тому, что школа только учит и перестала воспитывать. Практически утрачены связи школы с семьёй, бывшие когда-то эффективным механизмом выявления и предотвращения детской безнадзорности и беспризорности.

          Этот пробел можно устранить, создавая в образовательных учреждениях реально действующие общественные родительские объединения, советы, комитеты. Родители не всегда могут и умеют самостоятельно решать задачи по профилактике беспризорности. Им должна оказываться комплексная психолого-педагогическая и медико-социальная помощь.

Необходимо сформировать государственную семейную политику по созданию социально-экономических условий для обеспечения жизнедеятельности семей и повышения их воспитательного потенциала:

предусмотреть  разработку и  финансирование целевых программ, включающих решение вопроса об увеличении детских пособий в зависимости от количества детей в семье;

сформировать в стране общественное мнение на восприятие социального сиротства, детской беспризорности и безнадзорности как беды и проблемы, требующей скорейшего разрешения;

нацелить средства массовой информации на  активную пропаганду ценностей семьи, опыта развития семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

совершенствовать законодательство в части обеспечения доступным ипотечным кредитованием молодых семей и улучшения их жилищных условий путём строительства социального жилья гостиничного типа; 

обеспечить разработку и реализацию образовательных программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних; оказание комплексной психолого-педагогической и медико-социальной помощи несовершеннолетним с проблемами в развитии, поведении, обучении и социальной адаптации, а также родителям (законным представителям), испытывающим затруднения в воспитании детей;

обеспечить доступность образования детям и  подросткам  из малообеспеченных семей;

разработать мероприятия по  организации занятости детей во внеучебное время, организации досуга школьников и молодёжи;

организовать обучение специалистов учреждений и  ведомств, работающих с детьми, в том числе с детьми-сиротами, методам и технологиям раннего вмешательства с  целью сохранения кровных семей.

          Для предупреждения беспризорности главным направлением работы должна стать общесоциальная и индивидуальная профилактика, охватывающая не только родителей, но и их детей. Важно, чтобы системы дошкольного и школьного образования были неотъемлемым компонентом комплексных программ по предупреждению беспризорности.

При разработке и реализации комплексных программ по предупреждению беспризорности особого внимания требует психотерапевтическая работа с детьми, имеющими опыт жизни вне дома, с целью оказания не только реабилитационной и коррекционной, но и профилактической помощи по предупреждению повторения этого явления.

Индивидуальная профилактическая работа должна проводиться и в отношении родителей, других законных представителей несовершеннолетних, если они не исполняют своих обязанностей по воспитанию, обучению и (или) содержанию несовершеннолетних. В современной России почти  каждая семья сталкивается с конфликтами, которые способны вызвать семейное неблагополучие и спровоцировать уход из дома детей. А между тем у нас не осуществляются программы семейного обучения, отсутствуют центры семейного посредничества, способные помочь семье в разрешении социопсихологических конфликтов с детьми.

В перечень мер, направленных на профилактику беспризорности, должны входить мероприятия по формированию у людей бережного отношения к истинным семейным ценностям, воспитанию уважения к индивидуальности каждого члена семьи, формированию социально-культурных навыков в семейных отношениях, разъяснению взаимных прав и обязанностей членов семьи, обучению коммуникативным навыкам и способам разрешения конфликтов, информированию о допустимых законом путях и методах самообороны и т.д.

В разработке и реализации этих мероприятий должны принимать деятельное участие и социальные педагоги.

 

 

 

 

: предыдущая

 

 

: следующая

 

 

к оглавлению