«Психолого-педагогическое наследие прошлого в современной

социально-педагогической деятельности»

Материалы IV Всероссийских Макаренковских студенческих педагогических чтений

 Екатеринбург, 22 марта 2007 г.

 

 

 

К.Ю. Пальникова, Л.В. Партина

Социально-правовой аспект решения проблемы
беспризорности и безнадзорности в России

Детская беспризорность и безнадзорность в нашей стране продолжает оставаться одной из острых проблем. Сложная социально-экономическая ситуация в стране, слабая поддержка со стороны государства малообеспеченных семей, рост количества неполных и неблагополучных семей –лишь часть тех причин, которые приводят к усложнению данной проблемы.

В 90-е гг. в России сложилась определённая система профилактики детской беспризорности, безнадзорности и правонарушений. В 1993 г. был принят указ президента «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав», в 1996 г. был утверждён Семейный кодекс и начал действовать указ Президента РФ «Об основных направлениях государственной системной политики», в 1998 г. вступил в силу Федеральный Закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации», 24 июня 1999 г. был принят Федеральный закон № 120-ФЗ «Об основах профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», основополагающий в решении данной проблемы.

Этот закон дал определение понятиям «беспризорный» и «безнадзорный». «Безнадзорный – несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или иных законных представителей либо должностных лиц; беспризорный – безнадзорный не имеющий места жительства и (или) места пребывания» [1].

Закон определил следующие задачи по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних:

предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин, способствующих этому;

обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;

социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально-опасном положении;

выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий.

В Законе определены органы и учреждения системы профилактики безнадзорности, сформированы направления их деятельности и указаны их основные задачи. Законом предусматривается гуманное обращение с несовершеннолетними, индивидуальный подход к их исправлению, поддержка семьи и взаимодействие с ней, государственная поддержка органов местного самоуправления и общественных объединений по профилактике детской беспризорности и безнадзорности, ответственность граждан и должностных лиц за нарушение прав и законных интересов детей.

Однако наряду с позитивными моментами положений Закона можно заметить, что он существенно ограничил возможности органов внутренних дел в проведении профилактической работы с беспризорными и безнадзорными детьми. За ними осталась лишь работа с несовершеннолетними правонарушителями. Теперь дети, занимающиеся бродяжничеством, подлежат помещению в специализированные учреждения социальной защиты (приюты), а не в центры временного содержания несовершеннолетних правонарушителей, как было раньше, а это часто малоэффективно.

Правительством РФ принято Постановление от 13 марта 2002 г. № 154 «О дополнительных мерах по усилению профилактики безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних на 2002 год». В нём определён ряд мер, направленных на совершенствование управления профилактической работой, повышение квалификации кадров, их переподготовку, расширение сети реабилитационных учреждений, разработаны рекомендации по организации деятельности специализированных учреждений для несовершеннолетних, определён порядок выявления, учёта и устройства детей, которые не обучаются  или не имеют постоянного места жительства.

Таким образом, основная работа по профилактике безнадзорности была возложена на социальных работников и социальных педагогов. В результате органы внутренних дел ещё больше отстранились от решения данной проблемы. В последнее время продолжается работа по принятию других законов по проблеме детской беспризорности и безнадзорности, но они не могут разом разрешить её, так как необходимы серьёзные меры не только на уровне государства и власти, но и всего общества. Здесь необходим комплексный подход и активное взаимодействие различных органов и учреждений.

Необходимо ввести изменения в Федеральный закон, расширить профилактические функции органов внутренних дел и создать условия для повышения эффективности работы КДН, увеличивать число специализированных учреждений для беспризорных и безнадзорных детей, досуговых и оздоровительных учреждений. Необходимо отрегулировать работу различных учреждений социальной сферы  (образования, здравоохранения, культуры, органов социальной защиты, опеки и попечительства, КДН, ЖКХ, службы занятости населения)  с семьёй: оказывать помощь молодым семьям и семьям группы риска, помощь в трудоустройстве родителей, в разрешении внутрисемейных конфликтов, решении жилищных, правовых, бытовых, медицинских проблем, образования и досуга детей.  К решению проблемы также надо привлекать религиозные  и общественные организации, спонсоров и волонтёров. Только заинтересованность и участие всего общества позволят решить существующую проблему.

Сноски

1. Нагавкина Л.С., Крокинская О.К., Косябуцкая С.А. Социальный педагог: введение в должность: Сб. материалов. СПб., 2002. С. 102.

 

 

 

 

: предыдущая

 

 

: следующая

 

 

к оглавлению