«Психолого-педагогическое наследие прошлого в современной

социально-педагогической деятельности»

Материалы IV Всероссийских Макаренковских студенческих педагогических чтений

 Екатеринбург, 22 марта 2007 г.

 

 

 

Е.Ю. Илалтдинова

Основополагающее направление государственной политики
по борьбе с беспризорностью в СССР (20-е гг. ХХ в.)

С первых лет существования советская власть в СССР обращала внимание на проблемы детства и искала пути и способы социальной защиты детей. Совет народных комиссаров (СНК) специальным декретом от 9 января 1918 г. отменил суды и тюремное заключение для малолетних и несовершеннолетних, выделил в отдельное рассмотрение дела о несовершеннолетних правонарушителях. Этим декретом создавалась особая межведомственная комиссия для несовершеннолетних, в которую должны входить представители ведомств общественного призрения, народного просвещения и юстиции с обязательным присутствием врача.

В дальнейшем всё внимание государства в сфере социальной защиты детей в условиях революции, гражданской войны, голода и разрухи было сконцентрировано на решении вопросов обеспечения их всем необходимым для жизни: пищей, одеждой, жильём, топливом, оказанием медицинской помощи. Для этого были учреждены специальные организации: Фонд детского питания (Постановление СНК от 23 сентября 1918 г.), Совет защиты детей (Декрет СНК от 4 февраля 1919 г.). Совет народных комиссаров объединил усилия разных ведомств по организации эвакуации детей в «хлебородные губернии», обеспечение детей, не достигших 16-летнего возраста, бесплатным питанием (Декреты СНК от 17 мая 1919 г. «О бесплатном детском питании», от 22 июня 1921 г. «О детском питании» и др.).

Воспитанники детских домов и колоний до 15 лет должны были обеспечиваться продовольствием в полном объёме по установленным нормам за счёт государства. При этом Народному комиссариату просвещения тем же декретом (Декрет СНК от 22 июня 1921 г.) предоставлялось право производства кустарных изделий не только для обслуживания детских учреждений, но и для обмена на продовольственные продукты.

В середине 20-х гг. ХХ в. на повестку дня вышли задачи оптимизации работы детских домов и борьба с беспризорностью. Для уяснения сути государственной политики в этой сфере по решению вышеназванных задач важное значение имеют следующие правительственные документы.

 В Постановлении ВЦИК и СНК РСФСР от 21 сентября 1925 г. «О мероприятиях по подготовке воспитанников детских домов к трудовой общеполезной деятельности» формулируется целевая доминанта воспитательной деятельности детских домов: «подготовка воспитанников детских домов к трудовой общеполезной деятельности». Данная формулировка включает в себя профессиональное образование и воспитание человека-труженика для общества, основанного на общественной форме собственности. Эта идея подтверждается системой конкретных мероприятий.

Данное постановление определяло меры по организации профессионального образования воспитанников и подготовке их к трудовой жизни в условиях отсутствия в детских домах материальной базы для организации начального профессионального образования. Правительство обязало Народный комиссариат труда и местные отделы труда обеспечивать рабочими местами на производстве воспитанников детских домов работоспособного возраста. При устройстве на производство и в школы фабрично-заводского ученичества воспитанникам детских домов предоставлено право первоочерёдности. Эти вопросы решались на местах совместными усилиями государственных и общественных организаций.

С 14-летнего возраста воспитанники детских домов должны были приниматься в школы ФЗУ, сельскохозяйственного ученичества, конторского ученичества и в школы рабочих подростков. С 16-летнего возраста – на производство и в индивидуальное и бригадное ученичество. Органы народного просвещения получили право привлекать к обучению воспитанников также и кооперативные объединения, и отдельных ремесленников и кустарей. При этом в первый год ученичества воспитанник содержался на средства органов народного просвещения, а затем труд воспитанника должен был оплачиваться тем, кто организует обучение.

Для создания наиболее благоприятных условий для организаций, которые ведут работу по борьбе с детской беспризорностью, была разработана система общегосударственных мероприятий (Постановление ЦИК и СНК СССР от 13 августа 1926 г. «О мероприятиях по борьбе с детской беспризорностью»), которая как и выше названное постановление опирается на профессиональное образование и производственное обучение.

Система по борьбе с детской беспризорностью, созданная в 1926 г., включала мероприятия, которые охватывали два основных направления с широким привлечением общественных организаций на добровольных началах. Во-первых, это создание благоприятных экономических условий для учреждений и организаций, ведущих борьбу с беспризорностью. Для этого вводилось специальное целевое налогообложение производства пива и игральных карт, поступления от которых шли исключительно на нужды борьбы с беспризорностью, вводились налоговые льготы для комиссий и общественных организаций по улучшению жизни детей. Показательным является освобождение от общегосударственных и местных налогов учебно-производственных мастерских и торговых предприятий, торгующих изделиями, изготовленными в этих мастерских.

С другой стороны, это Постановление главным средством борьбы с беспризорностью выдвигало трудовую подготовку детей. В этом направлении, кроме вышеназванных налоговых льгот, для учебно-производственных мастерских предлагалось разработать меры по размещению беспризорных по хозяйственным учреждениям и по «рационализации постановки дела в местах содержания малолетних правонарушителей».

Таким образом, требование центральных органов власти к правительствам союзных республик считать трудовое обучение основным средством борьбы с детской беспризорностью было подкреплено созданием экономических условий для реализации трудового обучения как основы для борьбы с беспризорностью. С одной стороны, денежные средства, полученные от дополнительного целевого налогообложения, распределялись между союзными республиками пропорционально числу беспризорников. С другой стороны, отмена налогообложения учебно-производственных мастерских создавала оптимальные условия для осуществления производственного обучения как основы воспитания и как минимум для организации занятости подростков. Это не могло не стать одним из факторов обеспечения результативности, как показала в дальнейшем история, борьбы с беспризорностью в СССР.

 

 

 

 

 

: предыдущая

 

 

: следующая

 

 

к оглавлению