«Психолого-педагогическое наследие прошлого в современной

социально-педагогической деятельности»

Материалы IV Всероссийских Макаренковских студенческих педагогических чтений

 Екатеринбург, 22 марта 2007 г.

 

 

 

Е.В. Шевченко, Н.С.  Сажина

  Благотворительная деятельность в отношении беспризорных детей
в дореволюционной России

Проблемы детской беспризорности и безнадзорности существуют с давних времён. Дети, бродяжничающие, нищенствующие, бездомные – явление довольно древнее. В годы социального неблагополучия, войн, эпидемий их число возрастало, и порой они представляли серьёзную угрозу для общества, что заставляло предпринимать определённые шаги к уменьшению количества этих несчастных детей, которые довольно скоро обращались к занятиям криминального свойства. Решение этих проблем всегда было прерогативой государства.

Первые попытки государственного воспитания сирот отмечены в начале XVII в. Государственная система  призрения развивалась при Петре I открытием приютов для незаконнорождённых с соблюдением анонимности происхождения. Один из первых крупных сиротских домов был построен в России в 1706 г. новгородским митрополитом Ионой при Холмово-Успенском монастыре. Сиротские монастыри обучали детей грамоте, создавали школы, где учили сирот арифметике и геометрии. Одним из таких монастырей был Новодевичий, которому государством отпускалось приличное содержание на воспитание и обучение сирот. После дети распределялись по другим монастырям для профессионального образования.

Дальнейшее развитие система призрения получила при Екатерине II. Императрица, находясь под влиянием идей французских просветителей Вольтера и Руссо, который стал в европейском общественном мнении символом родительской любви, не оставляет без внимания судьбу детей-сирот. Под её патронажем существовали «воспитательные дома» и приюты, главное назначение которых состояло в том, чтобы на время укрыть ребёнка от беды, а затем определить «в семью благонравного поведения». В воспитательных домах давалось «доброе воспитание» в духе «прямых и основательных правил». Во время её правления получил известность проект И.И. Бецкого, в котором он предлагал вывести из беспризорных детей через воспитание и обучение новую породу людей – новых отцов и матерей и, таким образом, создать в России новое сословие. Для проведения этого проекта Екатерина II в 1763 г. утвердила генеральный план Императорского воспитательного дома закрытого типа в Москве. Его воспитанники должны были стать образованными людьми, способными служить отечеству и владеть различными ремёслами. Воспитательный дом в Москве открылся 21 апреля 1764 г. Вышедшие из него дети имели особые привилегии. Они и их потомки оставались вольными и не могли быть закрепощены. Позже в 1770 г. такие воспитательные дома были открыты в Петербурге, Новгороде, Ярославле и других городах.

Дело общественного призрения в государстве нуждалось в систематической организации и управлении. Для этого 7 ноября 1775 г. по велению Екатерины II был основан приказ общественного призрения – система государственной помощи (на 100 лет раньше, чем в Америке). Благодаря ему можно было официально заниматься частной благотворительностью. Это ведомство осуществляло всю политику в стране, включая помощь бедным, немощным и сиротам. В каждой губернии воспитание и призрение нуждающихся детей осуществляли народные школы, приюты, сиротские дома. Их финансирование определялось указами императрицы. Деньги  выделялись из государственной казны и общественных пожертвований.

В первой половине XIX в. активизировались частные благотворители, которые создавали и содержали детские приюты. Первый из них был создан в 1837 г. в Петербурге группой частных лиц. В 1838 г. на частные пожертвования было создано ещё четыре таких приюта. Все они были причислены к Ведомству учреждений императрицы Марии. Но они не могли принять всех обездоленных детей. В приютах царила скученность и антисанитария. Для решения этой проблемы по инициативе императрицы Марии Фёдоровны, супруги Павла I, была введена практика передачи детей в крестьянские семьи. Таким семьям выплачивались пособия бедным матерям, которые не могли воспитывать детей собственными средствами.

Реформы 1860 – 1870 гг. дали новый импульс частной благотворительности в социальном обеспечении детей. Так, в XVIII в. было основано 24 частных благотворительных общества, за первые 60 лет XIX в. – 204 общества, а за последние 40 лет того же столетия – 8105. Распространённым типом заведений социальной помощи детям являлись многочисленные бесплатные столовые для беспризорных и бедных детей.

Российское общество заботилось и о том, чтобы дети готовились к самостоятельной жизни, учились трудиться, получали профессию. Помощь детям в её получении была обязательным видом трудовой помощи.

Не могла оставаться в стороне от решения проблемы беспризорности и православная церковь. Были созданы монастыри, где находили приют обездоленные дети. В отличие от западной церкви, видевшей свою основную задачу в призрении сирот, то есть в приюте и пропитании, русская церковь взяла на себя выполнение функций воспитания, обучения, лечения, призрения детей, оставшихся без родителей. К XIX в. почти все крупные монастыри имели при себе богадельни и детские приюты.

В России были организованы Ольгинские детские приюты трудолюбия, один из которых находился в Москве. Они предназначались в основном для подготовки детей к трудовой жизни.

При приёме детей в различные благотворительные заведения учитывались пол, возраст, физические и умственные данные детей, сословное происхождение, законнорожденность, вероисповедание. В соответствии с этим составлялась программа воспитания, образования и обучения детей трудовым навыкам, определялись ремёсла.

Помимо детей-сирот, нуждающихся в специальной помощи со стороны государства, существовала и особая категория детей, нуждающихся также в специальном воспитании в силу их педагогической запущенности. Это были дети с девиантным поведением, дети из семей «группы риска». Такие дети содержались в особых заведениях, которые отличались от большинства детских приютов лишь усиленной педагогической направленностью в воспитании, а также некоторыми особенностями условий содержания. Приют цесаревны Марии Общества попечения о детях лиц, сосланных по судебным приговорам в Сибирь, принимал детей из семей осуждённых, не следующих за родителями к местам заключения. Мальчики обучались сапожному, портновскому, столярному, слесарному ремёслам, девочки – портновскому мастерству и разным рукоделиям. Приют сам обеспечивал себя обувью и одеждой.

В приютах и сиротских домах того времени применялось «Положение о детском приюте», разработанное Владимиром Фёдоровичем Одоевским. В нём говорится, что в приютах важно не только присматривать за детьми, но и заботиться об их воспитании, вырабатывать у них навыки дисциплины, опрятности, обучать учеников ремесленному делу.

Итак, особенностью общественных организаций по предупреждению и борьбе с детской преступностью, беспризорностью и безнадзорностью в России являлась трудовая помощь, составляющая важную часть социальной помощи детям. К концу XIX в. сформировались основные формы оказания благотворительной помощи детям: призрение, воспитание и обучение. Сюда входили приюты, ясли, детские сады, заведения для постоянного и временного проживания детей; профессиональные и ремесленные школы; исправительно-воспитательные заведения; школы и приюты для слепых и глухонемых детей; общежития для учащихся; детские больницы и лечебницы; учащимся оказывалась материальная помощь.

К началу XX в. система детского призрения включила в себя 4 основных института: государство (в лице его ведомств), церковь, общественные благотворительные учреждения и индивидуальные благотворители. В России сложились 3 основных категории детских учреждений, занимавшихся призрением детей:

• воспитательные дома, детские приюты и колонии, профессиональные школы и мастерские;

• дневные приюты, ночлежные дома, бесплатные столовые;

• заведения, дающие материальную помощь детям вне учреждения.

Конечная цель учреждений заключалась в воспитании гражданина, религиозно-нравственного человека, грамотного, знающего ремесла и честного работника.

Таким образом, до революции в России сложилась достаточно развитая система социального призрения детей, которая базировалась в основном на общественной и частной благотворительности, действовавшей под строгим контролем государства.

 

 

 

 

 

: предыдущая

 

 

: следующая

 

 

к оглавлению