|
|
|
||
|
«Психолого-педагогическое наследие прошлого в современной социально-педагогической деятельности» Материалы IV Всероссийских Макаренковских студенческих
педагогических чтений Екатеринбург, 22
марта 2007 г. Е.В. Шевченко, Н.С. Сажина Благотворительная деятельность в отношении беспризорных
детей Проблемы детской беспризорности и безнадзорности
существуют с давних времён. Дети, бродяжничающие, нищенствующие, бездомные –
явление довольно древнее. В годы социального неблагополучия, войн, эпидемий
их число возрастало, и порой они представляли серьёзную угрозу для общества,
что заставляло предпринимать определённые шаги к уменьшению количества этих
несчастных детей, которые довольно скоро обращались к занятиям криминального
свойства. Решение этих проблем всегда было прерогативой государства. Первые попытки государственного воспитания сирот
отмечены в начале XVII в. Государственная система призрения развивалась при Петре I открытием
приютов для незаконнорождённых с соблюдением анонимности происхождения. Один
из первых крупных сиротских домов был построен в России в 1706 г.
новгородским митрополитом Ионой при Холмово-Успенском монастыре. Сиротские
монастыри обучали детей грамоте, создавали школы, где учили сирот арифметике
и геометрии. Одним из таких монастырей был Новодевичий, которому государством
отпускалось приличное содержание на воспитание и обучение сирот. После дети
распределялись по другим монастырям для профессионального образования. Дальнейшее развитие система призрения получила при
Екатерине II. Императрица, находясь под влиянием идей французских
просветителей Вольтера и Руссо, который стал в европейском общественном
мнении символом родительской любви, не оставляет без внимания судьбу
детей-сирот. Под её патронажем существовали «воспитательные дома» и приюты,
главное назначение которых состояло в том, чтобы на время укрыть ребёнка от
беды, а затем определить «в семью благонравного поведения». В воспитательных
домах давалось «доброе воспитание» в духе «прямых и основательных правил». Во
время её правления получил известность проект И.И. Бецкого, в котором он
предлагал вывести из беспризорных детей через воспитание и обучение новую
породу людей – новых отцов и матерей и, таким образом, создать в России новое
сословие. Для проведения этого проекта Екатерина II в 1763 г. утвердила
генеральный план Императорского воспитательного дома закрытого типа в Москве.
Его воспитанники должны были стать образованными людьми, способными служить
отечеству и владеть различными ремёслами. Воспитательный дом в Москве
открылся 21 апреля 1764 г. Вышедшие из него дети имели особые привилегии. Они
и их потомки оставались вольными и не могли быть закрепощены. Позже в 1770 г.
такие воспитательные дома были открыты в Петербурге, Новгороде, Ярославле и
других городах. Дело общественного призрения в государстве
нуждалось в систематической организации и управлении. Для этого 7 ноября 1775
г. по велению Екатерины II был основан приказ общественного призрения –
система государственной помощи (на 100 лет раньше, чем в Америке). Благодаря
ему можно было официально заниматься частной благотворительностью. Это
ведомство осуществляло всю политику в стране, включая помощь бедным, немощным
и сиротам. В каждой губернии воспитание и призрение нуждающихся детей
осуществляли народные школы, приюты, сиротские дома. Их финансирование
определялось указами императрицы. Деньги
выделялись из государственной казны и общественных пожертвований. В первой половине XIX в. активизировались частные
благотворители, которые создавали и содержали детские приюты. Первый из них
был создан в 1837 г. в Петербурге группой частных лиц. В 1838 г. на частные
пожертвования было создано ещё четыре таких приюта. Все они были причислены к
Ведомству учреждений императрицы Марии. Но они не могли принять всех
обездоленных детей. В приютах царила скученность и антисанитария. Для решения
этой проблемы по инициативе императрицы Марии Фёдоровны, супруги Павла I,
была введена практика передачи детей в крестьянские семьи. Таким семьям
выплачивались пособия бедным матерям, которые не могли воспитывать детей
собственными средствами. Реформы 1860 – 1870 гг. дали новый импульс частной
благотворительности в социальном обеспечении детей. Так, в XVIII в. было
основано 24 частных благотворительных общества, за первые 60 лет XIX в. – 204
общества, а за последние 40 лет того же столетия – 8105. Распространённым
типом заведений социальной помощи детям являлись многочисленные бесплатные
столовые для беспризорных и бедных детей. Российское общество заботилось и о том, чтобы дети
готовились к самостоятельной жизни, учились трудиться, получали профессию.
Помощь детям в её получении была обязательным видом трудовой помощи. Не могла оставаться в стороне от решения проблемы
беспризорности и православная церковь. Были созданы монастыри, где находили
приют обездоленные дети. В отличие от западной церкви, видевшей свою основную
задачу в призрении сирот, то есть в приюте и пропитании, русская церковь
взяла на себя выполнение функций воспитания, обучения, лечения, призрения
детей, оставшихся без родителей. К XIX в. почти все крупные монастыри имели
при себе богадельни и детские приюты. В России были организованы Ольгинские детские
приюты трудолюбия, один из которых находился в Москве. Они предназначались в
основном для подготовки детей к трудовой жизни. При приёме детей в различные благотворительные
заведения учитывались пол, возраст, физические и умственные данные детей,
сословное происхождение, законнорожденность, вероисповедание. В соответствии
с этим составлялась программа воспитания, образования и обучения детей
трудовым навыкам, определялись ремёсла. Помимо детей-сирот, нуждающихся в специальной
помощи со стороны государства, существовала и особая категория детей,
нуждающихся также в специальном воспитании в силу их педагогической
запущенности. Это были дети с девиантным поведением, дети из семей «группы
риска». Такие дети содержались в особых заведениях, которые отличались от
большинства детских приютов лишь усиленной педагогической направленностью в
воспитании, а также некоторыми особенностями условий содержания. Приют
цесаревны Марии Общества попечения о детях лиц, сосланных по судебным
приговорам в Сибирь, принимал детей из семей осуждённых, не следующих за
родителями к местам заключения. Мальчики обучались сапожному, портновскому,
столярному, слесарному ремёслам, девочки – портновскому мастерству и разным
рукоделиям. Приют сам обеспечивал себя обувью и одеждой. В приютах и сиротских домах того времени
применялось «Положение о детском приюте», разработанное Владимиром
Фёдоровичем Одоевским. В нём говорится, что в приютах важно не только
присматривать за детьми, но и заботиться об их воспитании, вырабатывать у них
навыки дисциплины, опрятности, обучать учеников ремесленному делу. Итак, особенностью общественных организаций по
предупреждению и борьбе с детской преступностью, беспризорностью и
безнадзорностью в России являлась трудовая помощь, составляющая важную часть
социальной помощи детям. К концу XIX в. сформировались основные формы
оказания благотворительной помощи детям: призрение, воспитание и обучение.
Сюда входили приюты, ясли, детские сады, заведения для постоянного и
временного проживания детей; профессиональные и ремесленные школы;
исправительно-воспитательные заведения; школы и приюты для слепых и
глухонемых детей; общежития для учащихся; детские больницы и лечебницы;
учащимся оказывалась материальная помощь. К началу XX в. система детского призрения включила
в себя 4 основных института: государство (в лице его ведомств), церковь,
общественные благотворительные учреждения и индивидуальные благотворители. В
России сложились 3 основных категории детских учреждений, занимавшихся
призрением детей: • воспитательные дома, детские приюты и
колонии, профессиональные школы и мастерские; • дневные приюты, ночлежные дома, бесплатные
столовые; • заведения, дающие материальную помощь детям
вне учреждения. Конечная цель учреждений заключалась в воспитании
гражданина, религиозно-нравственного человека, грамотного, знающего ремесла и
честного работника. Таким образом, до революции в России сложилась
достаточно развитая система социального призрения детей, которая базировалась
в основном на общественной и частной благотворительности, действовавшей под
строгим контролем государства. |
|
||
|
|
|
|
|