|
|
|
||
|
«Психолого-педагогическое наследие прошлого в современной социально-педагогической деятельности» Материалы IV Всероссийских Макаренковских студенческих
педагогических чтений Екатеринбург, 22
марта 2007 г. К.В. Телегина, Г.В. Ханевская Причины возникновения современной детской
беспризорности и безнадзорности В процессе реформ последнего десятилетия, чётко
выделилась группа (слой) людей, не адаптированная к современным условиям. По
данным исследований в эту группу попадает каждый десятый человек, проживающий
в городе. Состав социального дна – нищие, наркоманы т.д., а также
беспризорные дети – около 25% от всей
группы. Это говорит об актуальности проблемы беспризорности для современной
России. Детская безнадзорность – это ослабление попечения
о несовершеннолетних. Безнадзорность является своего рода фазой
беспризорности. Официальной статистики по безнадзорным детям не ведётся, но
по имеющимся данным это более 2,5 млн.
человек (примерно каждый десятый ребёнок в России). Детская беспризорность –
полный отрыв несовершеннолетнего от семьи, сопряжённый с утратой постоянного
места жительства и занятий. Беспризорность имеет тяжёлые социальные
последствия для общества, в первую очередь это рост правонарушений,
проституция несовершеннолетних, алкоголизм, наркомания, болезни и др. Причины беспризорности носят
социально-экономический характер. Она возникает в результате войн, революций,
голода, стихийных бедствий, эпидемий и других потрясений, влекущих за собой
сиротство детей. Её росту способствуют экономические кризисы, безработица,
нужда и детская эксплуатация. Особенность современной беспризорности в том,
что её причины – не столько войны и стихийные бедствия, сколько урбанизация и
техническая цивилизация, вызывающие усиление миграции сельского населения в
города, разрастание городов, неуправляемость городской инфраструктуры. Другие
важнейшие причины беспризорности – распад семьи, её бездуховность,
превращение семьи из расширенной в нуклеарную, тяжёлое положение женщины, а
также неудовлетворённость потребностей детей и молодёжи в образовании, в
приобщении к культуре. Наиболее значимым фактором беспризорности является
бедность. К группам с высоким риском бедности относятся родители, воспитывающие
детей в одиночку, главным образом, женщины. В отношении семей с одиноким
родителем проблема беспризорности стоит наиболее остро. Именно из-за
безнадзорности ребёнка тянет к таким же, как он. Среди детей, попавших в
такую же трудную жизненную ситуацию, ребёнок находит понимание и поддержку,
которых не получает в семье, в учебном заведении и т.д. Таким образом,
выбирая беспризорный образ жизни, ребёнок адаптируется к собственной
жизненной ситуации. Ещё одним фактором, толкающим детей на улицы,
является их незанятость. Сегодня многим стали недоступны учреждения культуры,
досуга и спорта из-за непомерной (для бюджета многих семей) платы за их
посещение или отсутствия подобных учреждений вообще, что особенно характерно
для сельской местности. Наряду с этим существует и другая проблема. Это
неконкурентоспособность подростков и молодёжи на рынке труда. Статистика
показывает, что последнее время число детей 14 – 15 лет, покинувших
образовательные учреждения, возросло. Несомненно, это дети, имеющие трудности
в обучении, поведении, дети из малообеспеченных или асоциальных семей. В свою
очередь школа практически утратила когда-то основную, социализирующую роль.
По сути реформы привели к тому, что школа стала только учить и перестала
воспитывать. Практически утрачены связи школы с семьёй, бывшие когда-то
эффективным механизмом выявления и предотвращения детской безнадзорности и
беспризорности. Эффективность работы, проводимой по беспризорности
и безнадзорности, тормозится и несогласованностью, дублированию действий
государственных структур, ответственных за решение проблем детства. Специалисты упоминают ещё об одной проблеме –
трудностях в реабилитационной работе с детьми, в острой нехватке
реабилитационных учреждений для детей и подростков. Кроме того, у работающих
10% детских домов и школ-интернатов нет нормальных санитарных условий, 48%
требуют капитального ремонта, 5% находятся в аварийном состоянии. Как
правило, подростки выходят из детского дома плохо подготовленными к жизни, им
не оказывается должной поддержки в дальнейшем устройстве своей судьбы. В
итоге 40% выпускников детских домов и школ-интернатов для сирот становятся
алкоголиками или наркоманами, 40% попадают в преступный мир, 10% кончают
жизнь самоубийством. Только 10% более или менее успешно устраиваются в
самостоятельной жизни. В отношении беспризорных детей сегодня наиболее эффективными признаются меры,
носящие комплексный и профилактический характер, в первую очередь усыновление
и попечение. Поиски новых форм попечения направлены на воссоздание условий
воспитания, близких к семейным, а также на адаптацию детей к нормальной жизни
в обществе. С этой целью необходимо создавать семейные дома, общины, детские
деревни и др. Ликвидация
и профилактика беспризорности
являются важнейшей общественной проблемой. Её решение должно идти в
комплексе с разработкой и решением сопутствующих социальных проблем, таких
как бедность, безработица и др.
Плодотворно решить вопрос беспризорности можно только при гуманном
подходе к личности на основе сотрудничества и координации усилий
государственных, общественных и частных организаций. Ликвидировать проблему
беспризорности может только общество, ставящее ребёнка в центр своих
интересов и придающее первостепенное значение этике попечения и
благотворительности. Несмотря на то, что в отношении этой категории граждан
уже проделана большая работа и в целом ситуация стабилизировалась,
беспризорные дети должны оставаться объектом пристального внимания со стороны
государства и общества. |
|
||
|
|
|
|
|