«Психолого-педагогическое наследие прошлого в современной

социально-педагогической деятельности»

Материалы IV Всероссийских Макаренковских студенческих педагогических чтений

 Екатеринбург, 22 марта 2007 г.

 

 

 

К.В. Телегина, Г.В. Ханевская

  Причины возникновения современной детской беспризорности и безнадзорности

В процессе реформ последнего десятилетия, чётко выделилась группа (слой) людей, не адаптированная к современным условиям. По данным исследований в эту группу попадает каждый десятый человек, проживающий в городе. Состав социального дна – нищие, наркоманы т.д., а также беспризорные дети  – около 25% от всей группы. Это говорит об актуальности проблемы беспризорности для современной России.

Детская безнадзорность – это ослабление попечения о несовершеннолетних. Безнадзорность является своего рода фазой беспризорности. Официальной статистики по безнадзорным детям не ведётся, но по имеющимся  данным это более 2,5 млн. человек (примерно каждый десятый ребёнок в России). Детская беспризорность – полный отрыв несовершеннолетнего от семьи, сопряжённый с утратой постоянного места жительства и занятий. Беспризорность имеет тяжёлые социальные последствия для общества, в первую очередь это рост правонарушений, проституция несовершеннолетних, алкоголизм, наркомания, болезни и др.

Причины беспризорности носят социально-экономический характер. Она возникает в результате войн, революций, голода, стихийных бедствий, эпидемий и других потрясений, влекущих за собой сиротство детей. Её росту способствуют экономические кризисы, безработица, нужда и детская эксплуатация. Особенность современной беспризорности в том, что её причины – не столько войны и стихийные бедствия, сколько урбанизация и техническая цивилизация, вызывающие усиление миграции сельского населения в города, разрастание городов, неуправляемость городской инфраструктуры. Другие важнейшие причины беспризорности – распад семьи, её бездуховность, превращение семьи из расширенной в нуклеарную, тяжёлое положение женщины, а также неудовлетворённость потребностей детей и молодёжи в образовании, в приобщении к культуре.

Наиболее значимым фактором беспризорности является бедность. К группам с высоким риском бедности относятся родители, воспитывающие детей в одиночку, главным образом, женщины. В отношении семей с одиноким родителем проблема беспризорности стоит наиболее остро. Именно из-за безнадзорности ребёнка тянет к таким же, как он. Среди детей, попавших в такую же трудную жизненную ситуацию, ребёнок находит понимание и поддержку, которых не получает в семье, в учебном заведении и т.д. Таким образом, выбирая беспризорный образ жизни, ребёнок адаптируется к собственной жизненной ситуации.   

Ещё одним фактором, толкающим детей на улицы, является их незанятость. Сегодня многим стали недоступны учреждения культуры, досуга и спорта из-за непомерной (для бюджета многих семей) платы за их посещение или отсутствия подобных учреждений вообще, что особенно характерно для сельской местности.

Наряду с этим существует и другая проблема. Это неконкурентоспособность подростков и молодёжи на рынке труда. Статистика показывает, что последнее время число детей 14 – 15 лет, покинувших образовательные учреждения, возросло. Несомненно, это дети, имеющие трудности в обучении, поведении, дети из малообеспеченных или асоциальных семей. В свою очередь школа практически утратила когда-то основную, социализирующую роль. По сути реформы привели к тому, что школа стала только учить и перестала воспитывать. Практически утрачены связи школы с семьёй, бывшие когда-то эффективным механизмом выявления и предотвращения детской безнадзорности и беспризорности.

Эффективность работы, проводимой по беспризорности и безнадзорности, тормозится и несогласованностью, дублированию действий государственных структур, ответственных за решение проблем детства. 

Специалисты упоминают ещё об одной проблеме – трудностях в реабилитационной работе с детьми, в острой нехватке реабилитационных учреждений для детей и подростков. Кроме того, у работающих 10% детских домов и школ-интернатов нет нормальных санитарных условий, 48% требуют капитального ремонта, 5% находятся в аварийном состоянии. Как правило, подростки выходят из детского дома плохо подготовленными к жизни, им не оказывается должной поддержки в дальнейшем устройстве своей судьбы. В итоге 40% выпускников детских домов и школ-интернатов для сирот становятся алкоголиками или наркоманами, 40% попадают в преступный мир, 10% кончают жизнь самоубийством. Только 10% более или менее успешно устраиваются в самостоятельной жизни.

В отношении беспризорных детей сегодня  наиболее эффективными признаются меры, носящие комплексный и профилактический характер, в первую очередь усыновление и попечение. Поиски новых форм попечения направлены на воссоздание условий воспитания, близких к семейным, а также на адаптацию детей к нормальной жизни в обществе. С этой целью необходимо создавать семейные дома, общины, детские деревни и др.

Ликвидация  и  профилактика беспризорности являются важнейшей

общественной проблемой. Её решение должно идти в комплексе с разработкой и решением сопутствующих социальных проблем, таких как бедность, безработица и др.  Плодотворно решить вопрос беспризорности можно только при гуманном подходе к личности на основе сотрудничества и координации усилий государственных, общественных и частных организаций. Ликвидировать проблему беспризорности может только общество, ставящее ребёнка в центр своих интересов и придающее первостепенное значение этике попечения и благотворительности. Несмотря на то, что в отношении этой категории граждан уже проделана большая работа и в целом ситуация стабилизировалась, беспризорные дети должны оставаться объектом пристального внимания со стороны государства и общества.

 

 

 

 

 

: предыдущая

 

 

: следующая

 

 

к оглавлению