|
|
|
||
|
«Психолого-педагогическое наследие прошлого в современной социально-педагогической деятельности» Материалы IV Всероссийских Макаренковских студенческих
педагогических чтений Екатеринбург, 22
марта 2007 г. Н.С. Сажина, М.Л. Ческидова Социально-педагогические причины детской
беспризорности в современных условиях Проблема детской беспризорности имеет
исключительное значение для нашей страны, по сути, речь идёт о будущем
России. Среди проблем детского неблагополучия одна из наиболее значительных –
беспризорность и безнадзорность несовершеннолетних, защита прав детей,
находящихся вне семейных связи, отторгнутых школой и другими социальными
институтами. Об этой проблеме часто говорят в обществе. В то же время она
пока недостаточно исследована. Нет даже точной цифры числа беспризорных и
безнадзорных детей. По разным источникам их число в России колеблется от 150
– 200 тысяч до 2 – 3 миллионов. Наличие беспризорных детей является
индикатором здоровья общества. Общество, равнодушное к бедам самых униженных
своих сограждан, обречено на воспроизводство ещё в больших масштабах этих
бед. Опасной тенденцией является то,
что в общественном сознании беспризорные дети становятся обыденностью. Это
самое страшное, что произошло в наше время. Социальная, личностная характеристика
беспризорника, бесспорная его принадлежность к группе социального риска
объясняет, почему он опасен для общества не только современного, но и
будущего. Дальнейшее развитие этого явления чревато весьма плачевной
перспективой и находится в прямой связи с тем, что принято называть
вырождением нации. Поэтому крайне важно иметь представление о причинах
детской беспризорности как самостоятельного крайне опасного явления. Теперь
уже недостаточно констатировать: одна из главных причин детской
беспризорности – отсутствие надзора за несовершеннолетними со стороны
родителей и тех, кто их заменяет. Не менее важно понять её истоки. Анализ
сложившейся ситуации позволил нам выявить наиболее существенные факторы,
провоцирующие развитие детской безнадзорности. В условиях дезорганизации жизни семей разрушаются
сложившиеся нравственно-этические нормы и традиции семейного уклада.
Усиливается конфликтность в отношении между супругами, родителями, их
депрессивное состояние как следствие социальной незащищённости. Всё это
пагубно влияет на воспитание детей, их нравственное и физическое развитие. В
некоторых исследованиях кроме общих причин и факторов детской беспризорности
авторы отдельно выделяют факторы семейного неблагополучия, способствующие
увеличению числа беспризорных: социально-экономические факторы (низкий
материальный уровень жизни семьи, плохие жилищные условия); медико-санитарные
факторы (хронические заболевания родителей, отягощённая наследственность,
пренебрежение санитарно-гигиеническими нормами); социально-демографические
факторы (неполные и многодетные семьи, семьи с престарелыми родителями, семьи
с повторными браками и сводными детьми); социально-психологические факторы
(семьи с конфликтными отношениями супругов, родителей и детей, педагогической
несостоятельностью родителей, их низким общеобразовательным и культурным
уровнем и т.д.); криминальные факторы (алкоголизм, наркомания, аморальный и
паразитический образ жизни родителей, семейные дебоши, проявления жестокости
и садизма, наличие судимых членов семьи, приверженных к субкультуре
преступного мира). Именно по причине неблагоприятного климата в семье
ежегодно из дома убегает не менее 50 тысяч детей. В 90-е гг. существенно снизилась воспитательная
роль школы. Часть школьников необоснованно отчисляется из образовательных
учреждений. Низкий уровень дисциплины позволяет учащимся формально в них
числиться, занимаясь бродяжничеством и попрошайничеством; неэффективен
контроль за соблюдением обязательных сроков обучения. Уровень организации трудовой занятости детей не соответствует их потребностям и
возможностям. Отмечаются многочисленные факты несоблюдения трудового
законодательства по отношению к несовершеннолетним (отказывают в приёме на
работу, незаконно увольняют). Важнейший фактор безнадзорности и
беспризорности – рост числа семей беженцев и вынужденных переселенцев. У
многих из них отсутствует постоянное жильё, нет необходимых источников
существования. Все эти факторы служат первопричиной детской
беспризорности. В решении Межведомственной комиссии по делам
несовершеннолетних при Правительстве РФ от 7 июля 1998 года на этот счёт
сказано: «Детская беспризорность и безнадзорность – следствие современной
социально-экономической и духовно-нравственной ситуации в России, которая
характеризуется нарастанием социального кризиса в стране» [1]. Есть ещё одно немаловажное обстоятельство – это
особенности современного ребёнка, ставшего самостоятельным субъектом
принадлежащих ему прав. Это естественно, ибо процесс самоутверждения ребёнка
– основа его нормального развития. Но низкая духовная культура поведения,
поступков, мышления нередко порождает обратный результат в виде
вседозволенности, примитивного представления о свободе. К тому же у большинства
трудных подростков блокирована одна из фундаментальных потребностей человека
– потребность в уважении и любви. Отсутствие возможности удовлетворить такую
потребность выкидывает ребёнка на улицу, где он находит то, что искал, к чему
стремился. Таков сложнейший клубок взаимосвязанных и
взаимообусловленных причин, способных породить детскую беспризорность и
довести её в сегодняшних условиях до уровня 1922 – 1926 гг. Но какими бы ни
были эти причины, налицо социальное явление, требующее особого внимания, особого
подхода, учитывающее все возникающие при этом проблемы. Библиографический
список 1. Бреева Е., Рубвальтер Д. Нужны ли эти
дети российскому обществу? //Власть.
2002. № 7. С.3. |
|
||
|
|
|
|
|