«Психолого-педагогическое наследие прошлого в современной

социально-педагогической деятельности»

Материалы IV Всероссийских Макаренковских студенческих педагогических чтений

 Екатеринбург, 22 марта 2007 г.

 

 

 

Н.Г. Санникова, Т.В. Котосина

  Детская беспризорность и безнадзорность как социально-педагогическое явление

Детская беспризорность и безнадзорность как социальное явление существуют со времён образования семьи как ячейки общества. В связи с этим ещё в дохристианской Руси в родовой общине славян появилась традиция заботиться о сиротах «всем миром» [2, с. 92]. Начало формирования государственной политики заботы о детях-сиротах связывают с принятием христианства. Так, 99 статья  Русской правды вменяла в обязанности опекунов «печаловаться» о сиротах. Термин «печаловаться» означал заботу по воспитанию сирот, покровительство тем, кто «не дюже ся будут сами собою печаловаться» [1, с. 86 – 87]. О ком сегодня должны «печаловаться» мы? 

Всплески роста детской беспризорности и безнадзорности в России связаны с октябрьской революцией и военными событиями разных лет. Крушение Советского Союза в 1990-е гг. также дало свои плоды. Факты говорят о том, что беспризорных и безнадзорных детей в наше время больше, чем после Гражданской и Отечественной войн вместе взятых. И, к сожалению, это далеко не всегда «круглые» сироты. Сегодня это чаще всего брошенные на произвол судьбы дети при живых родителях, для обозначения которых в нынешней педагогике появилось новое понятие – «социальное сиротство».

Политологи, социологи и правоведы относят детскую беспризорность и безнадзорность к социальным болезням современной России, напрямую связанным с политическим и экономическим развитием нашего общества. Симптом этого нездоровья – дети, по разным причинам утратившие возможность быть «домашними». Неблагоприятные социально-экономические условия, социальное расслоение общества, снижение жизненного уровня большинства населения отрицательно сказались прежде всего на состоянии российской семьи. Резкая дифференциация доходов в обществе породила её массовое обнищание. Часть работоспособного населения страны оказалась за гранью выживания. Многие люди не сумели приспособиться к новым условиям, сформировать защитные механизмы. Происходит дальнейшая дезорганизация жизни семей, разрушаются сложившиеся нравственно-этические нормы и традиции семейного уклада. Вследствие правовой, моральной, экономической незащищённости усилилась конфликтность отношений между супругами, родителями и детьми. К тому же далеко не для каждой семьи ответственность за рождение, жизнь, здоровье и судьбу ребёнка является нормой жизни.

Всё это фактически привело почти к полному развалу семьи как главного социального института общества, резкому снижению её воспитательного влияния, её роли в социализации детей. Неблагополучие многих семей, неблагоприятные семейные отношения обусловливают отчуждённость детей, проявления жестокости и насилия по отношению к ним, влекут за собой рост социального сиротства, усиление тенденций к безнадзорности и беспризорности. Дети, растущие в неблагополучных, конфликтных семьях, характеризуются широким спектром психических аномалий и отклонений в поведении. В связи с этим быстро растёт число необучающихся и неработающих подростков, детей младшего возраста и девочек-подростков среди несовершеннолетних правонарушителей.

 Политическое и экономическое реформирование страны изменили и социокультурную жизнь подрастающего поколения. В процессе приватизации разных средств производства в первую очередь были уничтожены объекты социально-культурного назначения: кинотеатры, клубы, библиотеки, спортивные залы, дома творчества, поскольку именно эти объекты оказались с точки зрения «новых хозяев» наименее прибыльными. Главными пострадавшими в этом разрушительном процессе снова стали дети. 

Можем ли мы кивать только на социальное неблагополучие семей, говоря о беспризорности и безнадзорности? Ведь не так уж мало случаев, когда эти явления касаются и благополучных родителей. И здесь вырисовывается ещё одна серьёзная проблема – педагогическая, характеризующая рассматриваемое нами явление как социально-педагогическое. Специальные исследования показывают, что современные семьи в большинстве своём плохо подготовлены к полноценному выполнению воспитательных функций. Родители слабо знают возрастные и психологические особенности детей, психологию общения и установления доверительных отношений с ребёнком, методы психолого-педагогического влияния на него. Они нуждаются в серьёзной поддержке специалистов и, конечно, прежде всего со стороны школы, в которой сегодня предусмотрены специальные работники по работе с семьёй – социальные педагоги.

Социальные педагоги должны руководить работой педагогических коллективов с родителями учащихся на основе специально разработанных программ, объединять в этой работе усилия разных специалистов: психологов, социологов, социальных работников, работников правоохранительных органов и здравоохранения. Их деятельность должна быть направлена на организацию психолого-педагогической диагностики семей, их педагогическое просвещение, на конкретную социально-педагогическую помощь детям и их родителям.

Введение должностей социальных педагогов в школах – реальный шанс для решения проблем беспризорности и безнадзорности как социально-педагогического явления. Но, к сожалению, этот шанс не используется системой образования Свердловской области в должной мере.

Красноречивым свидетельством тому являются такие данные. За 10 лет существования кафедры социальной педагогики и психологии СоИн по очной и заочной формам обучения подготовлено 1207 высококвалифицированных специалистов по социальной педагогике. Они работают в разных социальных и образовательных структурах (в детских домах, центрах помощи семье и детям, социальных службах реабилитации и т.д.). Что касается школ, то по каким-то непонятным причинам должность социального педагога отсутствует в их штатных расписаниях. Поэтому в школах социальных педагогов единицы. И эти единицы зачастую используются не по назначению. В силу непонимания миссии социального педагога как организатора и руководителя социально-педагогического процесса, как главного лица в работе с проблемными учащимися и их семьями в школах его загружают другими обязанностями. Из-за нехватки учителей социального педагога часто ставят на место учителя-предметника. Таким образом, девальвируется смысл самой профессии «социальный педагог», а социально-педагогическая работа, направленная на профилактику негативных социальных явлений, к числу которых относится беспризорность и безнадзорность, остаётся без должного внимания.

Библиографический список

1. Василькова Ю.В. Социальная педагогика. Курс лекций / Уч. пособие. М., 1999.

2. Кривоносов А.Н.  Исторический опыт борьбы с беспризорностью    // Государство и право, 2003. №7.

 

 

 

 

 

: предыдущая

 

 

: следующая

 

 

к оглавлению