|
|
|
||
|
«Психолого-педагогическое наследие прошлого в современной
социально-педагогической деятельности» Материалы IV Всероссийских Макаренковских студенческих
педагогических чтений Екатеринбург, 22
марта 2007 г. Н.Г. Санникова, Т.В. Котосина Детская беспризорность и безнадзорность как
социально-педагогическое явление Детская беспризорность и безнадзорность как
социальное явление существуют со времён образования семьи как ячейки общества.
В связи с этим ещё в дохристианской Руси в родовой общине славян появилась
традиция заботиться о сиротах «всем миром» [2, с. 92]. Начало формирования
государственной политики заботы о детях-сиротах связывают с принятием
христианства. Так, 99 статья Русской
правды вменяла в обязанности опекунов «печаловаться» о сиротах. Термин
«печаловаться» означал заботу по воспитанию сирот,
покровительство тем, кто «не дюже ся будут сами
собою печаловаться» [1, с. 86 – 87]. О ком сегодня должны «печаловаться» мы? Всплески роста детской беспризорности и
безнадзорности в России связаны с октябрьской революцией и военными событиями
разных лет. Крушение Советского Союза в 1990-е гг. также дало
свои плоды. Факты говорят о том, что беспризорных и безнадзорных детей
в наше время больше, чем после Гражданской и Отечественной войн вместе
взятых. И, к сожалению, это далеко не всегда «круглые» сироты. Сегодня это
чаще всего брошенные на произвол судьбы дети при живых родителях, для
обозначения которых в нынешней педагогике появилось новое понятие –
«социальное сиротство». Политологи, социологи и правоведы относят детскую
беспризорность и безнадзорность к социальным болезням современной России,
напрямую связанным с политическим и экономическим развитием нашего общества.
Симптом этого нездоровья – дети, по разным причинам утратившие возможность
быть «домашними». Неблагоприятные социально-экономические условия, социальное
расслоение общества, снижение жизненного уровня большинства населения
отрицательно сказались прежде всего на состоянии
российской семьи. Резкая дифференциация доходов в обществе породила её
массовое обнищание. Часть работоспособного населения страны оказалась за
гранью выживания. Многие люди не сумели приспособиться к новым условиям,
сформировать защитные механизмы. Происходит дальнейшая дезорганизация жизни
семей, разрушаются сложившиеся нравственно-этические нормы и традиции
семейного уклада. Вследствие правовой, моральной, экономической
незащищённости усилилась конфликтность отношений между супругами, родителями
и детьми. К тому же далеко не для каждой семьи ответственность за рождение,
жизнь, здоровье и судьбу ребёнка является нормой жизни. Всё это фактически привело почти к полному развалу
семьи как главного социального института общества, резкому снижению её
воспитательного влияния, её роли в социализации детей. Неблагополучие многих
семей, неблагоприятные семейные отношения обусловливают отчуждённость детей,
проявления жестокости и насилия по отношению к ним, влекут за собой рост
социального сиротства, усиление тенденций к безнадзорности и беспризорности.
Дети, растущие в неблагополучных, конфликтных семьях, характеризуются широким
спектром психических аномалий и отклонений в поведении. В связи с этим быстро
растёт число необучающихся и неработающих подростков,
детей младшего возраста и девочек-подростков среди несовершеннолетних
правонарушителей. Политическое и экономическое реформирование
страны изменили и социокультурную жизнь
подрастающего поколения. В процессе приватизации разных средств
производства в первую очередь были уничтожены объекты
социально-культурного назначения: кинотеатры, клубы, библиотеки, спортивные
залы, дома творчества, поскольку именно эти объекты оказались с точки зрения
«новых хозяев» наименее прибыльными. Главными пострадавшими в этом
разрушительном процессе снова стали дети.
Можем ли мы кивать только на социальное
неблагополучие семей, говоря о беспризорности и безнадзорности? Ведь не так
уж мало случаев, когда эти явления касаются и благополучных родителей. И
здесь вырисовывается ещё одна серьёзная проблема – педагогическая,
характеризующая рассматриваемое нами явление как социально-педагогическое.
Специальные исследования показывают, что современные семьи в большинстве
своём плохо подготовлены к полноценному выполнению воспитательных функций.
Родители слабо знают возрастные и психологические особенности детей,
психологию общения и установления доверительных отношений с ребёнком, методы
психолого-педагогического влияния на него. Они нуждаются в серьёзной
поддержке специалистов и, конечно, прежде всего со
стороны школы, в которой сегодня предусмотрены специальные работники по
работе с семьёй – социальные педагоги. Социальные педагоги должны руководить работой
педагогических коллективов с родителями учащихся на основе специально разработанных
программ, объединять в этой работе усилия разных специалистов: психологов,
социологов, социальных работников, работников правоохранительных органов и
здравоохранения. Их деятельность должна быть направлена на организацию
психолого-педагогической диагностики семей, их педагогическое просвещение, на
конкретную социально-педагогическую помощь детям и их родителям. Введение должностей социальных педагогов в школах
– реальный шанс для решения проблем беспризорности и безнадзорности как
социально-педагогического явления. Но, к сожалению, этот шанс не используется
системой образования Свердловской области в должной мере. Красноречивым свидетельством тому являются такие
данные. За 10 лет существования кафедры социальной педагогики и психологии СоИн по очной и заочной формам обучения подготовлено 1207
высококвалифицированных специалистов по социальной педагогике. Они работают в
разных социальных и образовательных структурах (в детских домах, центрах
помощи семье и детям, социальных службах реабилитации и т.д.). Что касается
школ, то по каким-то непонятным причинам должность социального педагога
отсутствует в их штатных расписаниях. Поэтому в школах социальных педагогов
единицы. И эти единицы зачастую используются не по назначению. В силу
непонимания миссии социального педагога как организатора и руководителя
социально-педагогического процесса, как главного лица в работе с проблемными
учащимися и их семьями в школах его загружают другими обязанностями. Из-за
нехватки учителей социального педагога часто ставят на место
учителя-предметника. Таким образом, девальвируется смысл самой профессии
«социальный педагог», а социально-педагогическая работа, направленная на
профилактику негативных социальных явлений, к числу которых относится
беспризорность и безнадзорность, остаётся без должного внимания. Библиографический
список 1. Василькова Ю.В. Социальная педагогика.
Курс лекций / Уч. пособие. М., 1999. 2. Кривоносов А.Н. Исторический опыт борьбы с
беспризорностью // Государство и
право, 2003. №7. |
|
||
|
|
|
|
|