||:

 

 

: следующая

 

 

к оглавлению

 

 

 «Психолого-педагогическое наследие прошлого в современной социально-педагогической деятельности»

Материалы 8-х международных Макаренковских студенческих педагогических чтений

 Екатеринбург, 7 апреля 2011 г.

 

 

Предисловие

7 апреля 2011 г. в Социальном институте Российского государственного профессионально-педагогического университета (СоИн РГППУ) состоялись очередные 8-е студенческие Макаренковские педагогические чтения по теме «Воспитание в коллективе и через коллектив (проблемы социализации и социальной адаптации школьников)».

По традиции чтения были организованы кафедрой социальной педагогики и психологии под руководством Международной Макаренковской ассоциации. Третий год они носят международный характер. В чтениях приняли участие представители Макаренковских ассоциаций Италии и Украины. Материалы, связанные с проблемами организации коллективистских отношений, отношений сотрудничества между учащимися в процессе обучения представлены педагогом из США И. Х. Кетман.

Сборник включает в себя 3 раздела: «Теория и практика коллективистского воспитания», «Психолого-педагогическое наследие и современность», «Коллективистские аспекты социально-педагогического менеджмента». В каждом разделе авторами рассматриваются актуальные вопросы работы с детскими и педагогическими коллективами. Они анализируют влияние коллектива на формирование и развитие личности в процессе учебной и внеучебной деятельности (Т. И. Зубкова, И. Х. Кетман, Н. Д. Олюнина, О. Шардакова), проблемы взаимодействия педагогов и учащихся в рамках обще-школьного коллектива (Я. Н. Левин, О. А. Белкина, М. Н. Шалаева), проблемы средств развития педагогических коллективов и управления этим развитием (Е. А. Шакуто, А. В. Заянова), зависимость воспитания личности от особенностей коллективистских и индивидуалистических культур (Н. М. Борщева, Е. Ю. Богословских, А. М. Ершова), влияние коллектива на социализацию личности,  её профессиональное формирование (О. О. Абзалова, А. С. Верхотурова, Ю. О. Неустроева, К. С. Федорова) и т. д.

Все обсуждаемые вопросы связаны с именем А. С. Макаренко, как основоположника теории коллективистского воспитания, его значением для развития педагогической мысли. Они касаются широкого спектра проблем, которые учёный-педагог рассматривал в тесной связи с проблемами воспитания в коллективе.

Это проблемы организации производительного труда в школьном коллективе (Н. Н. Коршунова, Т. И. Юферова), управления школьным коллективом и развитием личности (А. Н. Кулакова, Е. В. Захарова, Я. Н. Левин, Э. Меттини, О. Б. Набокова), здоровьесбережения в коллективных условиях (Д. П. Степанченко, Н. П. Сулимова, О. Б. Набокова), значения гендерной культуры педагога в формировании коллектива учащихся (Ю. А. Корепанова, Г. П. Селиверстова), профессионального воспитания в вузе и в школьной практике (А. В. Лазарев, А. С. Верхотурова, К. С. Федорова).

 Многие авторы обращаются к анализу педагогического наследия А. С. Макаренко с новых для макаренковедения позиций. Это характерно для таких работ, как «Стереотипизация советской педагогикой идей А. С. Макаренко о коллективе» (Е. Ю. Илалтдинова – Нижний Новгород, Россия), «Методика параллельного действия А. С. Макаренко и современная педагогика» (С. Г. Карпенчук – Ровно, Украина), «Этика менеджмента в творчестве А. С. Макаренко: путь к развитию личности» (Э. Меттини – Италия), «А. С. Макаренко и целостный подход в педагогике» (Б. Н. НаумовХарьков, Украина), «Уроки А. С. Макаренко в личностно-профессиональном становлении учителя» (Р. М. Ситько – Ростов-на-Дону, Россия), «Профессиональное развитие в коммуне им. Ф. Э. Дзержинского в оценке последнего в России воспитанника А. С. Макаренко» (А. В. Ткаченко – Полтава, Украина).

В сборнике объединены работы студентов, аспирантов и преподавателей как СоИн РГППУ, так и вузов других регионов. Традиционным стало участие в наших студенческих макаренковских педчтениях представителей педагогических университетов Санкт-Петербурга, Ростова-на-Дону, Нижнего Новгорода, Полтавы, Ровно. В связи с этим мы выражаем искреннюю благодарность за сотрудничество всем, кто ежегодно представляет публикации в наши сборники, способствуя тем самым изучению студентами педагогического наследия А. С. Макаренко, его вклада в развитие педагогики.

Н. Г. Санникова

 

 

 

 

 

||:

 

 

: следующая

 

 

к оглавлению