«Психолого-педагогическое наследие прошлого в современной

социально-педагогической деятельности»

Материалы IV Всероссийских Макаренковских студенческих педагогических чтений

 Екатеринбург, 22 марта 2007 г.

 

 

Н.В. Золотарёва

Центр профессионального образования
и социального становления несовершеннолетних матерей

В последние годы в России обостряется проблема малолетних, то есть несовершеннолетних матерей, от которой во многом зависит состояние будущих поколений и  решение наших демографических проблем.  Уже не является необычной беременность у девочек 13 – 16 лет в связи с тем, что сегодня 60 % молодых людей имеют опыт половой жизни до совершеннолетия.

Сама девушка всегда очень тяжело переживает данную ситуацию. Страх, сомнения, боязнь быть непонятой и отторгнутой семьёй, обществом, разрыв с любимым человеком – со всем этим трудно справиться даже взрослому человеку. И несовершеннолетние девочки, оказавшись в положении беременности, часто калечат себя на всю жизнь ранними абортами или, родив ребёнка, ещё в роддоме отказываются от него, оставляя на попечение государства. По статистическим данным Министерства здравоохранения в Екатеринбурге в 2005 году зарегистрировано 233 отказа от младенцев в родильных домах, в 2006 году – около 300.

Чтобы как-то изменить это положение, необходима большая профилактическая работа как в семьях, так и в образовательных учреждениях, в результате которой потенциальные матери получили бы максимум знаний от специалистов о необходимости и способах сохранения своего здоровья для будущего материнства, о сущности и значении материнства, об умениях и навыках, необходимых для осуществления родительских обязанностей, об ответственности за эти обязанности и т.д.

Но уж если случилась ранняя и нежелательная беременность, страдающая девушка должна почувствовать не осуждение, а желание взрослых понять её и помочь. Взрослые (родители, педагоги, медики) должны сделать всё возможное, чтобы подготовить девушку к рождению ребёнка, сформировать у неё ответственность за его жизнь и здоровье.

В случае же рождения ребёнка необходимо сделать всё для того, чтобы он не оказался брошенным. С этой целью в настоящее время создаются разные формы работы с малолетними матерями. Например, в Санкт-Петербурге организован «Кризисный центр помощи женщинам», где есть отделение «Маленькая мама». Центр обеспечивает матери с ребёнком временное проживание, питание, медицинскую и психолого-педагогическую помощь,  решение социальных проблем.

В рамках областных целевых программ  «Мать и дитя», «Уральская

семья» проводится ряд мероприятий в помощь малолетним матерям и в Свердловской области. Это региональная общественная организация «Аистёнок», которая помогает самым уязвимым социальным группам: новорождённым, подросткам, молодым семьям, беременным женщинам, попавшим в трудную жизненную ситуацию сразу после рождения ребёнка. Работа ведётся непосредственно в роддомах Екатеринбурга с женщинами, которые хотят отказаться от собственных малышей. В 2006 году удалось убедить 26 матерей оставить детей в своих семьях. В «Аистёнке» работает школа будущих мам «Капелька», клуб для детей и родителей «Ростик», подростковая тренинговая группа «Фортуна», клуб для детей по рукотворчеству «Гармония», школа осознанного родительства.

В г. Ревда Свердловской области в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних в 2006 году создано отделение «Мать и дитя». Отделение решает задачи временного предоставления жилья матерям с младенцами, оказания комплексной медико-психолого-педагогической и социально-правовой помощи. Срок пребывания в центре определяется индивидуально, зависит от степени решения проблемы.

С ноября 2002 г. отдел социального служения при Екатеринбургской епархии организовал работу Центра защиты материнства «Колыбель», главными задачами которого являются: спасение нерождённых детей, защита детей и молодёжи от растления, помощь семье, пропаганда семейного образа жизни; При Центре работает Школа родителей. Центр располагает уникальной выставкой «Молчаливая революция», действующей на постоянной основе.

К сожалению, в Екатеринбурге отсутствуют кризисные центры помощи для женщин с детьми с временным проживанием, где будущие или уже состоявшиеся матери могут получить квалифицированную помощь и пройти реабилитационный курс, а также пережить семейные неурядицы при выписке из роддома.

Между тем одним из успешных путей решения проблем раннего материнства является создание учреждений, где юные будущие или уже состоявшиеся матери могли бы проживать в достойных бытовых условиях, получать навыки взаимоотношений со своим ребёнком, ведения домашнего хозяйства, организации своей личной жизни, создания в дальнейшем полноценной семьи и, что немаловажно, получить профессию.

Такое учреждение с названием  «Центр профессионального образования и социального становления несовершеннолетних матерей» открывается Министерством общего и профессионального образования Свердловской области при профессиональном училище № 66 Екатеринбурга.

Миссия Центра – формирование у малолетних матерей, обучающихся в профессиональном образовательном учреждении, позитивной модели будущего и подготовка к самостоятельной жизни в обществе, а также коррекция и развитие личности малолетней матери, формирование положительных взаимоотношений между малолетней матерью и её ребёнком.

 Цель деятельности Центра – организация комплекса медико-психолого-педагогической условий сопровождения и социальной поддержки несовершеннолетних беременных, одиноких матерей, имеющих малолетних детей, оказание им помощи в получении начального или среднего профессионального образования.

Таких Центров, где комплексно решалась бы проблема несовершеннолетних матерей и где они могли бы получать профессиональное образование в течение 2 – 3 лет, в Свердловской области ещё не было, поэтому планируемая работа во многом будет носить экспериментальный характер. На данном этапе разработана подробная программа деятельности центра «Моя семья», в которой определены принципы его работы, содержание и ожидаемые результаты.

Программа включает в себя требования к педагогическому составу, к формам и методам её реализации и состоит из 4-х взаимосвязанных модулей:

1. Школа будущей мамы «В ожидании ребёнка» (срок обучения – 3 месяца);

2. Уход и воспитание детей до 3-х лет «Знаете ли Вы своего малыша» (2 года обучения);

3. Труд и профессия «Путь к жизненному успеху» (1 год обучения);

4. Тепло домашнего очага (1 год обучения).

Разработан учебно-тематический план по программе, рассчитанный на 4 с половиной года, который утверждён Министерством образования Свердловской области и будет выполняться под его контролем. Со временем он будет дополняться и корректироваться. Но сегодня важно, что такой Центр у нас создан и уже начал действовать. Надеемся, что он не останется единственным. А это значит, что у социальных педагогов появляется ещё одна важная область для применения своих профессиональных знаний, умений и навыков, которая имеет прямое отношение к решению проблемы детской беспризорности и безнадзорности.

 

 

 

 

: предыдущая

 

 

: следующая

 

 

к оглавлению