|
|
|
||
|
«Психолого-педагогическое наследие прошлого
в современной социально-педагогической деятельности» Материалы IV Всероссийских Макаренковских студенческих
педагогических чтений Екатеринбург, 22
марта 2007 г. Предисловие Считается, что
беспризорность и безнадзорность как социальные явления существовали во все времена
и эпохи, что они являются неотъемлемыми элементами жизни человеческого
общества. И это действительно так. Однако эти элементы входят в число самых
ярких показателей неблагополучия человеческих отношений, общественного
развития в целом и конкретных социальных ситуаций, в которых приходится жить
нам и нашим детям. Специалисты
выделяют социально-экономические; социально-психологические и психологические
причины возникновения безнадзорности и
беспризорности несовершеннолетних. Социальные причины всегда превалируют,
поэтому безнадзорность и беспризорность – прежде всего социальные
явления. Если эти причины соотнести с конкретной жизнью, то окажется, что за
ними всегда стоят люди, взрослые, разумные, планирующие и организующие,
создающие или разрушающие. В книге «Дети большой беды» С.Д. Гладыш сказала об
этом так: «Во все времена по счётам взрослых всегда платили дети. Когда меньше,
когда больше, но всегда – сполна. И нет тому свидетельств откровенней и
беспощадней, чем Россия начала двадцатого столетия». «События семнадцатого
года и гражданская война выплеснули в море скитальчества миллионы детей.
Свирепые эпидемии, перекатываясь по лицу ослабевшей страны, обеспечили
весомую долю сиротства» [1]. Сегодня в России
нет гражданской войны, нет эпидемий, а беспризорность и безнадзорность не
только не исчезли, но набирают новые обороты. В средствах массовой информации
снова идёт речь о миллионах беспризорных, безнадзорных и социальных сирот,
лишённых семьи при живых родителях. С.Д. Гладыш в
своей книге называет беспризорность «голгофой детей». Звучит страшно, но
справедливо, потому что дети, брошенные на произвол улицы, чаще всего
становятся людьми с искалеченными судьбами. Безнадзорные и беспризорные дети
имеют сложный социальный, медицинский и психологический статус. Условия, в
которых они живут, тормозят их социальное, физическое и умственное развитие.
Проживание вне семьи или интернатных учреждений, в подвальных и чердачных
помещениях, в антисанитарных условиях, без медицинской помощи и регулярного
питания подрывает состояние здоровья детей, ведёт к их социальной
дезадаптации. В социальные приюты дети поступают в состоянии истощения, с
серьёзными заболеваниями. Так, нарушения психики отмечаются у 70%
беспризорных детей, почти 15% имеют опыт употребления наркотиков и
психотропных веществ, они наиболее уязвимы с точки зрения заболевания
ВИЧ-инфекцией. Социальное и психическое развитие беспризорных детей деформировано. Для них
характерна низкая степень социальной нормативности, искажённость ценностных
ориентаций, мотивов поведения, низкий уровень знаний. Большинство начинают
учиться читать и писать, только попав в социально-реабилитационные
учреждения. Нередко выявляется задержка умственного развития, нарушение
половой идентификации. В этом источник склонности к наркотизации и
формирования криминогенного поведения, которое нередко делает их частью
преступного мира. Среди
бродяжничающих, беспризорных подростков в зависимости от срока их пребывания
в уличной среде выделяют три уровня [2]. К первому уровню
относят подростков, которые пробыли на улице меньше месяца. Они ещё не успели
адаптироваться в этом мире, не утратили надежду на возвращение в свою семью и
пытаются зарабатывать на жизнь – попрошайничают, собирают бутылки, иногда
приворовывают. Ко второму уровню
относят подростков, которые пробыли на улице более месяца. Иногда до года.
Как правило, они подверглись дополнительному риску жестокого обращения и
насилия уже после побега из дома или детского учреждения. Такие подростки уже
приобрели опыт употребления алкоголя, токсических средств, нередко и
сексуальных связей. Спектр асоциального поведения их значительно расширен по
сравнению с детьми первого уровня. Попрошайничеству они предпочитают
воровство. К третьему уровню
относят подростков, покинувших дом более года назад. Такие подростки уже
приобрели криминальный опыт, их нередко вовлекают в свою деятельность разного
рода преступники. Переход подростка в эту группу увеличивает риск его
социально-психологической деформации и уменьшает шансы попасть в социально-реабилитационное
учреждение. В сегодняшних условиях эта группа имеет тенденцию к увеличению. И
это вызывает огромную тревогу, потому что миллионы будущих граждан нашего
отечества остаются за бортом нормальной жизни. Таким образом,
социальная проблема беспризорности и безнадзорности становится
социально-педагогической. Её решение требует активного участия социальных
работников и социальных педагогов, миссией которых является конкретная помощь
обездоленным детям. С позиций простого обывателя, эти дети воспринимаются
чаще всего как закоренелые правонарушители, не поддающиеся воспитанию, почти
преступники. А они просто лишены нормального детства. А.С. Макаренко говорил
об этих несчастных так: «Никаких особых “правонарушителей” нет, а есть люди,
попавшие в бедственное положение. Я очень ясно понимал, что если бы в детстве
попал в такое положение, я тоже был бы таким, как они! И всякий нормальный
ребёнок, оказавшийся на улице без помощи, без общества, без коллектива, без
друзей, без опыта, с истрёпанными нервами, без перспективы, – каждый
нормальный ребёнок будет вести себя
так, как они» [3]. По мнению А.С.
Макаренко, беспризорники – это дети, нуждающиеся прежде всего в помощи.
Активная и целенаправленная педагогика быстро превращает их в нормальных
членов детского сообщества. Человек плох только потому, что он находился в
плохой социальной структуре, в плохих условиях. Макаренко рассказывает в
своих произведениях о многочисленных случаях, когда тяжелейшие мальчики,
которых выгоняли из всех школ, считали дезорганизаторами, поставленные в
условия нормального педагогического общества, буквально на другой день
становились очень хорошими, очень талантливыми, способными идти вперёд. И
наоборот, «самые первосортные мальчики в рыхлых организационных формах
коллектива очень легко превращаются в диких зверёнышей» [4]. С решением
проблемы беспризорности и безнадзорности связаны имена многих замечательных
педагогов. Здесь нельзя не вспомнить Станислава Теофиловича Шацкого. «У детей
нет детства, – говорил он о беспризорниках. – Тяжесть жизни вторглась в него
и разрушила. Отсюда злоба, брань, кражи, азартные игры – всё вплоть до
пьянства и разврата» [5]. С.Т. Шацкий
создал в Подмосковье детскую колонию «Бодрая жизнь» и добивался прекрасных
воспитательных результатов. Вернуть детям детство – вот что было главным для
педагога. Педагог-психолог
Виктор Николаевич Сорока-Росинский создал уникальный опыт работы с детьми,
«не поддающимися воспитанию». Он считал, что педагог состоится лишь в том
случае, если он обладает обширным познанием и особым отношением к тем, кого
призван воспитывать. Но чтобы
состояться таким педагогом, нужно на практике, в жизни приобщиться к решению
проблем беспризорности и безнадзорности. Это приобщение у социальных педагогов
должно начинаться во время учёбы в вузе, потому что именно социальный педагог
в силу своего профессионального и человеческого предназначения призван стоять
на защите детства, быть в первых рядах борцов за его права и интересы.
Поэтому проблема беспризорности и безнадзорности стала предметом обсуждения
IV Всероссийских Макаренковских студенческих педагогических чтений,
организованных кафедрой педагогики и психологии Социального института
РГППУ(*) в этом году. Материалы
сборника отражают широкий спектр вопросов, которые были вынесены на
обсуждение. Они касаются прошлого и настоящего, связаны с рассмотрением
причин возникновения беспризорности и безнадзорности и с мерами по
профилактике этих страшных явлений. В связи с данными аспектами материалы
сборника объединены в три раздела, но сердцевиной его традиционно является
теория и практика А.С. Макаренко, его бесценный опыт работы с бывшими
беспризорниками. Благодарим за
участие в сборнике учёных, студентов и аспирантов Нижнего Новгорода – родины
А.М. Горького, Москвы, Ростова-на-Дону, Екатеринбурга, студентов и
преподавателей факультета социальной работы и социальной педагогики
Социального института РГППУ, четвёртый год являющихся инициаторами и
организаторами студенческих макаренковских педагогических чтений. Сердечную
признательность выражаем нашим идейным вдохновителям в их проведении:
российским макаренковедам Я.Н. Левину (Екатеринбург), А.А. Фролову (Н.
Новгород), президенту Международной макаренковской ассоциации Т.Ф.
Кораблёвой, писательнице С.Д. Гладыш (Москва). 1. Гладыш С.Д. Дети большой беды. М.,
2004. С. 5. 2. Мустаева Ф.А. Социальная педагогика:
Учебник для вузов. М., Екатеринбург. 2003. С 280. 3. Макаренко А.С. О коммунистическом
воспитании. М., 1952. С. 90. 4. Макаренко А.С. Педагогическая поэма.
М., 1959. С.416. 5. Шацкий С.Т.
Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. Т.1 / Под ред. Н.П. Кузина, М.Н.
Скаткина, В.Н. Шацкой. М., 1980. С. 131. * РГППУ -
Российский государственный профессионально-педагогический университет. Н. Г. Санникова |
|
||
|
||⇦: |
|
|
|