|
|
|
|
Миф о «дипломной
работе» выпускника
Полтавского учительского института А.С. Макаренко Гётц Хиллиг, приват-доцент истории
педагогики Марбургского университета, вице-президент Международной
макаренковской ассоциации, иностранный член АПН Украины и Российской академии
образования, доктор философских наук, Германия // Альманах Макаренко, 2012, №
1. С. 125-127. В
1914-1917 гг. А.С. Макаренко, как известно, был студентом Полтавского
учительского института, который он закончил с золотой медалью. По его
собственным словам, он получил эту высокую награду за свою выпускную работу
по педагогике. Данный факт общеизвестен и долгое время не вызывал никаких
сомнений. Он нашёл отражение во всех биографиях педагога, написанных
отечественными и зарубежными авторами. Макаренко
упоминает об этом в своём заявлении в Центральный институт организаторов
народного просвещения им. Е.А. Литкенса, датированном 24 августа Архивные
фонды Полтавского учительского института, основанного в 1914 году, к
сожалению, не сохранились, достойно упоминания то, что с 1989/90 учебного
года впервые для педвузов СССР все выпускники стационара Полтавского
педагогического института (сегодня — педагогического университета) пишут и
защищают дипломные работы, как это якобы уже было с начала существования
учебного заведения, в первом выпуске которого был и выдающийся педагог А.С.
Макаренко. На
основании государственных указов о награждении медалями учеников и студентов
в Российской империи и законодательства, принятого Временным правительством,
а также переписки между Полтавским учительским институтом и начальством в
Киеве я пришёл к заключению, что Макаренко такой работы вообще не писал. По
этой теме я уже выступал в 1991—92-х годах в печатных органах в Киеве [2] и
в Полтаве [3], а также в
Москве [4], но мои выводы
были встречены с сомнением. Так, в авторитетном журнале «Педагогика» в связи
с данной публикацией можно прочитать следующее: «...поскольку аргументы Г.
Хиллига показались редакции спорными и не очень убедительными, мы обратились
к Г.А. Созиновой, на протяжении многих лет изучавшей рассматриваемый период в
жизни А.С. Макаренко, с просьбой прокомментировать статью немецкого
макаренковеда». В обширной статье этого оппонента [5] не содержится ни
одного нового факта, и это самое, к сожалению, нужно сказать также и по
поводу возражения мною уважаемого «местного» партнёра в дискуссии по данной
теме М.Ф. Моргуна. Поэтому мне бы хотелось познакомить читателей
макаренковедческого «АЛЬМАНАХа» с центральными тезисами моей аргументации. То,
что Макаренко по окончании своей учёбы в Полтавском учительском институте был
награждён золотой медалью, не подлежит сомнению, — это указано в его
аттестате, известном по многочисленным изданиям трудов педагога-писателя. Но
я сомневаюсь в том, что он получил данную награду «за большое сочинение
«Кризис современной педагогики», над которым работал 6 месяцев». В связи с этим хочу выдвинуть
следующие аргументы: 1.
Макаренко сам не заговаривает на названную тему ни до этого, т.е. между 1917
и 1922 гг., ни после; также его учителя в Полтавском институте, и особенно
директор А.К. Волнин, преподававший педагогику, в их обширных и информативных
воспоминаниях о Макаренко не упоминают ни единым словом о подобной работе
своего «образцового ученика». 2.
Предмет «педагогика» преподавался в трёхгодном учительском институте только
со второго класса. Поэтому возникает естественный, вопрос: каким образом
Макаренко, которого осенью (или, самое позднее, в начале декабря) 1916 г. призвали на военную службу, мог написать
столь большую работу, требующую так много времени? Уж никак не в 1916 г., после только одного года обучения
педагогике! Но, может быть, он успел это сделать за те четыре месяца, которые
у него остались после возвращения со службы? 3. На
основании циркуляра Министерства народного просвещения Временного
правительства от 19 марта 4. В
соответствии с положением об учительских институтах от 31 мая 5. Из сохранившейся в Центральном
государственном историческом архиве Украины переписки попечителя Киевского
учебного округа с Полтавским учительским институтом следует, что весной Об
этом Волнин сообщает 17 июля попечителю, и в том же письме отмечено, что
Макаренко было также присуждено «звание учителя высшего начального училища с
награждением за отличные успехи золотой медалью». Правда, о якобы угрожающей
опасности снова попасть в солдатские казармы речи нет. Вместо этого
упоминается о намерении Макаренко поступить в высшее учебное заведение,
поэтому после письменного заявления ему сразу же выдали документы [9], в том числе
аттестат и характеристику, где, между прочим, говорится о том, что «особый
интерес проявил к педагогике и гуманитарным наукам, по которым очень много
читал и представил прекрасные сочинения» [10]. Планы
Макаренко изучать в Москве историю потерпели неудачу, так как и после
Февральской революции сохранилось прежнее условие для такой учёбы в
университете: знание древних и современных иностранных языков. Как вытекает
из циркуляра Министерства просвещения Временного правительства от 13 июня С
макаренковскими документами и высказываниями биографического характера вообще
надо пользоваться с величайшей осторожностью — в них встречаются много
«фантазий». Это нужно также сказать и по поводу вышеупомянутого заявления
«завкола Горького» в Центральный институт организаторов народного просвещения
в Москве. Данный документ начинается короткой автобиографией из шести
предложений. Даже в этом небольшом абзаце можно обнаружить ряд неточностей и
преувеличений в пользу автора. Так, например, педагогические курсы,
законченные Макаренко в 1905 году, были не двух-(как это написано в
заявлении), а одногодичные. Упоминаемая им «большая железнодорожная школа при
Крюковских вагонных мастерских» (до 1000 учащихся), которой он в 1917—1919
гг. руководил, в действительности представляла собой маленькое училище на
200—300 учеников. Автобиографические
высказывания А.С. Макаренко требуют критической оценки исследователей. Это
относится также и к легенде о «дипломной работе» педагога-новатора. == Сноски == [1] Макаренко А.С.
Педагогические сочинения. Т. [2] Таемниця дипломноi роботи. «Автобioграфiчних фантазiя» А.С. Макаренка чи «бiла пляма» макаренкознавства? (Дискуciя мiж Г. Хiлiгом та В. Моргуном) // Освiта. Киiв. 1991.
№ 68, 17.09. С. 2. [3] «Автобiографiчна фантазiя», або «бiля пляма» макаренкознавства // Комсомолець
Полтавщини. 1991. № 111, 24.09. С. 3. [4] Хиллиг Г. О
судьбе «дипломной работы» А.С. Макаренко // Педагогика. 1992. № 7-8. С.
91-93. [5] Собинова Г.А.
По поводу публикации Г. Хиллига // Там же. С. 94-97. [6] См.: Педагогический журнал. Полтава. 1917. № 2-3. С. 2-3. [7] ЦГИА Укр., ф.707, оп. 299, д. 6 за [8] В издании «Педагогических сочинений» А.С. Макаренко (т.
8, с. 119) данный документ ошибочно датирован: «Полтава, июля 15 дня [9] См.: ЦГИА Укр., ф. 707, оп. 299, д. 6 за [10] Макаренко А.С. Педагогические
сочинения. Т. [11] См.: Журнал Министерства народного просвещения. Ч. 70.
1917. Отд. 1. С. 69-70. |
|
|
|
|