«Альманах Макаренко»

 

Содержание № 2 за 2008 г.

 

 

 

 

А.М. Кушнир,

Д.В. Григорьев

7

Новая главная точка

 

 

 

МЕТОДОЛОГИЯ И ТЕОРИЯ ПЕДАГОГИКИ

 

 

А.А. Фролов

9

 

Педагогика А.С. Макаренко — наука о взаимодействии поколений

 

 

 

М.Б. Зыков

18

 

Базисный жизненный цикл общества и воспитание, образование: педагогика А.С. Макаренко

 

 

3. Вайтц

10

 

Вклад А.С. Макаренко в «контекстуальную педагогику»

 

 

Вячеслав Мосолов

23

 

Педагогика жизни как проблема

 

 

В.В. Николина

25

 

«Мир взрослых» и «мир детей»:

проблема педагогических взаимоотношений

 

 

И. Гашковец

28

 

Воспитание как естественный жизненный процесс

 

 

Л.И. Гриценко 30

 

Жизненно-ориентированное воспитание в педагогике А.С. Макаренко

 

 

В.С. Николаева

32

 

Педагогика А.С. Макаренко в решении проблем современного детства

 

 

Б.Н. Наумов

35

 

Идея А.С. Макаренко о «синтетической педагогике» и методология целостного подхода в современном образовании

 

 

В.В. Сериков

39

 

Педагогическая логика А.С. Макаренко как методология обоснования воспитательных средств

 

 

Н.Н. Окса

43

 

Диалектика педагогики и целеполагание в наследии А.С. Макаренко

 

 

С.Г. Карпенчук

46

 

Макаренковская логика целесообразности — путь к познанию педагогических закономерностей

 

 

М.Ф. Голованова

48

 

Проблема социализации молодёжи в педагогике А.С. Макаренко

 

 

Ю.С. Богачинская

51

 

Педагогика А.С. Макаренко: категории времени и закономерности воспитания

 

 

Е.Ю. Илалтдинова

54

 

Связь официальной педагогики и общественно-педагогической инициативы в творчестве А.С. Макаренко

 

 

Н.Н. Коршунова

56

Хозяйственно-трудовое воспитание — базовый компонент гуманистической педагогики А.С. Макаренко

 

 

 

А.В. Ткаченко

59

 

Состав Трудового детского корпуса Харьковского округа.

Деятельность А.С. Макаренко в конце 1927 — начале 1928 гг.

 

 

М. В. Богуславский

61

 

Социально-личностная педагогика А.С. Макаренко: сущность и пределы

 

 

Г.Н. Козлова

67

 

Истоки отечественной педагогики как науки о воспитании и наследие А.С. Макаренко

 

 

Л.А. Степашко

70

 

Современность педагогического наследия А.С. Макаренко в его универсальности

 

 

Ф.А. Фрадкин

74

 

Предмет, специфика педагогики в советской теории 1920-1930-х гг. и особенности педагогической концепции А.С. Макаренко

 

 

С.И. Аксёнов

78

 

Развитие взглядов А.С. Макаренко на воспитание в 1926-1928 гг.

 

 

М. Быблюк

81

 

А.С. Макаренко и Л. Колберг (США): на пути создания теоретической модели морального развития человека

 

 

Ф. Гофман

84

А.С. Макаренко в современной Германии

 

 

 

ПРАКТИКА ПЕДАГОГИКИ

 

 

Сергей Морозов

87

 

Труд всегда был и остаётся основанием человеческой культуры

 

 

Олег Ручко

95

 

Трудовые объединения в воспитательном пространстве Костромской области

 

 

Светлана Бестужева

100

 

Главное — преемственность

 

 

Сергей Морозов

111

 

Жить, а не выживать!

 

 

117

 

Межшкольный производственный комбинат база трудового воспитания

 

 

Ираида Куликова,

Елена Свирид

119

 

Трудовое воспитание в сельском центре образования: с младшей ступени до профессиональной подготовки

 

 

Нина Целищева

124

Безграничные возможности детей с проблемами в развитии

В Новолеушковской школе-интернате врачебный диагноз корректируют учителя и производственная занятость детей

 

 

 

Елена Шишмакова

136

 

Школа-хозяйство воспитывает достойных граждан России География школ-хозяйств России

 

 

Али Метоуль

156

 

Антон Семёнович Макаренко — забытый родоначальник производственной школы

 

 

М. Тарасевич,

С. Иванченко

160

Рон Кларк, американский учитель, последователь А.С. Макаренко

 

 

 

РЕЦЕНЗИИ

 

 

А.В. Ткаченко

163

Историографическое макаренковедение

Рецензия на книгу АЛ. Фролова «А.С. Макаренко в США, России и мире: историография освоения и разработки его наследия (1939-2005 гг., критический анализ»). Н. Новгород: Изд-во Волга-Вятской академии гас службы, 2006.

 

 

 

Эдгар Гюнтер-Шелльхаймер

166

Книга, достойная великого педагога-новатора

О книге АЛ. Фролова «А.С. Макаренко в СССР, России и в мире: историография освоения и разработки его наследия (1939-2005 гг., критический анализ)». Нижний Новгород, 2006.

 

 

 

А.А. Фролов,

Е.Ю. Илалтдинова

171

Наследие А.С. Макаренко: современная разработка и перспективы (в аспекте методологии)

 

 

 

ИНФОРМАЦИЯ

 

 

189

Проект. Заключение и рекомендации

По итогам работы симпозиума «Современный А.С. Макаренко: методология, теория и практика педагогики» (г. Москва, Федеральный институт развития образования, 29-30 января 2008 г.)

 

 

 

193

Педагогика А.С. Макаренко (наука о взаимодействии поколений)

Программа учебного курса по выбору для студентов педагогических специальностей II курса дневного отделения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

К перечню оглавлений Альманаха