К оглавлению «Альманаха Макаренко» № 1, 2008

 

 

 

 

 

 

Феномен Макаренко парадоксален и интересен уже только тем, что на всём протяжении XX века в мировой педагогике не было имени более известного, но при этом не было ни одного достойного повторении его опыта. На дворе уже XXI век, а Макаренко остаётся непревзойдённым мастером «производства настоящих людей» методом «производственного воспитания». На производственном труде замешана народная педагогика всех времён и народов. Производственный труд — самый мощ­ный воспитатель, а «производящая мощность человека» — самая явная, самая бес­спорная, самая ценимая характеристика, определяющая величину его личности. Че­рез эту характеристику раскрывается значимость человека для других людей.

XXI век противопоставил две воспитательные стратегии: на выходе первой — Потребитель; на выходе второй — Строитель, Созидатель, Творец!

Макаренко — символ, бренд, если хотите, педагогики, направленной на воспи­тание «Человека производящего». Именно такой человек нужен сегодня России. Зем­ли России, климат России, природные ресурсы России — вот то, чем мы обязаны постоянно овладевать посредством труда. Наша трудоспособность — «производя­щая мощность» каждого человека, определяет, в конечном счёте, вектор развития русской цивилизации. Воспитание трудоспособности в целях развития страны и должно стать главной идеологемой российской школы.

А есть ли более достойная веха воспитания в конкретных исторических усло­виях? Хозяйственные победы, добываемые производительностью труда — это хоро­шая замена победам военным. Или поражениям. А нам ли не знать пену военных по­бед?

Перед лицом этой достойной цели вся российская система образования, имея за спиной блистательный опыт Макаренко, держит фигу в кармане: производственное обустройство школ уничтожено до основания, производственная деятельность школ предельно усложнена в правовом плане, производственный труд детей на деле за­прещён. Как в этих условиях воспитать «Человека производящего» — того самого, который удвоит ВВП, загадка.

Альманах «Макаренко» — это средоточие наших поисков выхода из бесплод­ных тупиков школы «голой учебы», «воспитывающего обучения» и даже «деятельно­стных подходов». Для воспитания нужна не просто деятельность, а деятельность плодотворная, имеющая общественно одобряемый и хозяйственно успешный резуль­тат. Пустопорожние «проекты» и «исследования» окажутся такими же немощными воспитателями, как и прежние моды. У воспитания посредством дела, увенчанного общественно значимым продуктом, сегодня замены нет!

Алексей Кушнир,

 главный редактор

 

 

 

 

К оглавлению «Альманаха Макаренко» № 1, 2008