|
К оглавлению
«Альманаха Макаренко» № 1, 2008 |
|
|
|
|
|
Феномен
Макаренко парадоксален и интересен уже только тем, что на всём протяжении XX века
в мировой педагогике не было имени более известного, но при этом не было ни
одного достойного повторении его опыта. На дворе уже XXI век, а Макаренко
остаётся непревзойдённым мастером «производства настоящих людей» методом
«производственного воспитания». На производственном труде замешана народная
педагогика всех времён и народов. Производственный труд — самый мощный
воспитатель, а «производящая мощность человека» — самая явная, самая бесспорная,
самая ценимая характеристика, определяющая величину его личности. Через эту
характеристику раскрывается значимость человека для других людей. XXI
век противопоставил две воспитательные стратегии: на выходе первой —
Потребитель; на выходе второй — Строитель, Созидатель, Творец! Макаренко
— символ, бренд, если хотите, педагогики, направленной на воспитание
«Человека производящего». Именно такой человек нужен сегодня России. Земли
России, климат России, природные ресурсы России — вот то, чем мы обязаны
постоянно овладевать посредством труда. Наша трудоспособность — «производящая
мощность» каждого человека, определяет, в конечном счёте, вектор развития
русской цивилизации. Воспитание трудоспособности в целях развития страны и
должно стать главной идеологемой российской школы. А есть
ли более достойная веха воспитания в конкретных исторических условиях?
Хозяйственные победы, добываемые производительностью труда — это хорошая
замена победам военным. Или поражениям. А нам ли не знать пену военных побед? Перед
лицом этой достойной цели вся российская система образования, имея за спиной
блистательный опыт Макаренко, держит фигу в кармане: производственное
обустройство школ уничтожено до основания, производственная деятельность школ
предельно усложнена в правовом плане, производственный труд детей на деле запрещён.
Как в этих условиях воспитать «Человека производящего» — того самого, который
удвоит ВВП, загадка. Альманах
«Макаренко» — это средоточие наших поисков выхода из бесплодных тупиков
школы «голой учебы», «воспитывающего обучения» и даже «деятельностных подходов».
Для воспитания нужна не просто деятельность, а деятельность плодотворная,
имеющая общественно одобряемый и хозяйственно успешный результат.
Пустопорожние «проекты» и «исследования» окажутся такими же немощными
воспитателями, как и прежние моды. У воспитания посредством дела, увенчанного
общественно значимым продуктом, сегодня замены нет! Алексей Кушнир, главный редактор |
|
|
К оглавлению
«Альманаха Макаренко» № 1, 2008 |
|