|
Труды классиков
природосообразной педагогики |
|
|
|
Образование консервативное и прогрессивное Джон Дьюи (John Dewey) (Печ. по: Дьюи Д. Демократия и
образование / Пер. с англ. — М., 2000. — Гл.6) |
проф. Джон Дьюи (John Dewey) [1859-1952] |
|
|
Образование как перестройка Одни
понимают образование как раскрытие врождённых способностей, идущее изнутри,
другие — как образование личности извне с помощью изучения вещественных
предметов природы или культурных артефактов прошлого, но можно в основу
концепции положить идею развития личности и утверждать, что образование есть
постоянная переустройство и перестройка опыта. Оно всегда имеет перед собой
эту непосредственную цель, и в той мере, в какой та или иная деятельность
способствует образованию, она преобразует состав опыта. Образование в
детстве, юности и взрослой жизни протекает одинаково в том смысле, что ценность
опыта на любом этапе определяется тем, что в самом деле усвоено, и с этой
точки зрения главное в жизни — это наполнить каждое её мгновение собственным
пониманием его смысла. Таким образом, мы можем определить образование как
перестройку, или переустройство, опыта, которая расширяет его смысл и
увеличивает способность человека выбирать направление для последующего опыта. 1.
Расширение смысла происходит за счёт возросшей способности восприятия связей
и смежности действий, в которые мы вовлечены. Деятельность возникает
импульсивно, она поначалу слепа и не знает, зачем она, каковы её связи с
другими действиями. Деятельность образовательного характера заставляет
человека осознать некоторые связи, которые прежде им не воспринимались.
Обратимся снова к нашему простому примеру: ребёнок, прикоснувшийся к яркому
огню, обжигается. Таким образом он узнаёт, что прикосновение к чему-то,
производящему яркий свет, означает жар и боль, т. е. яркий свет некоторого
типа указывает на то, что перед ним — источник жара. Действия, посредством которых
учёный в своей лаборатории изучает пламя, в принципе ничем не отличаются от
этих: посредством некоторых действий он делает доступными восприятию
некоторые, прежде пренебрегаемые связи между жаром пламени и другими
предметами. |
Мысли
на полях Одни
понимают образование как раскрытие врождённых способностей, идущее изнутри,
другие — как образование личности извне с помощью изучения вещественных
предметов природы или культурных артефактов прошлого, но можно в основу
концепции положить идею развития личности и утверждать, что образовать есть
постоянная переустройство и перестройка опыта. Образование
в детстве, юности и взрослой жизни протекает одинаково в том смысле, что
ценность опыта на любом этапе определяется тем, что в самом деле усвоено, и с
этой точки зрения главное в жизни — это наполнить каждое её мгновение
собственным пониманием его смысла. Расширение
смысла происходит за счёт возросшей способности восприятия связей и смежности
действий, в которые мы вовлечены. Другая
сторона образовательного опыта — увеличение способности выбирать направление
для поиска нового опыта и возможности управлять им. |
|
|
Тем
самым его действия с вещами приобретают больший смысл. Он лучше понимает то,
что делает, и может умышленно вызывать некоторые последствия вместо того, чтобы
просто позволить им происходить, и что это, в сущности, одно и то же.
Вследствие расширения знания о пламени происходит приращение к смыслу слова:
всё, что становится известно о воспламенении, окислении, излучении тепла и
повышении температуры, может стать неотъемлемой частью содержания этого
понятия. 2.
Другая сторона образовательного опыта - увеличение способности выбирать
направление для поиска нового опыта и возможности управлять им. Если человек
знает, чего он хочет, если он может своими действиями вызывать желаемые последствия,
следовательно, он может предвосхищать события будущего, а потому заранее
подготовиться так, чтобы обеспечить наиболее выгодные последствия и избежать
нежелательных. Так
что подлинно образовательным опытом является такой, в котором человек имеет
возможность и получать знания, и развивать свои способности. Такой опыт
противостоит, с одной стороны, однообразной деятельности, а с другой — беспорядочному,
взбалмошному поведению. а) В
последнем случае человека «не волнует, что случится», он просто отпускает
поводья и никак не связывает последствия своих действий с самими действиями.
Мы привычно хмуримся, наблюдая такие непродуманные, случайные действия,
рассматривая их как злостное хулиганство, безалаберность или непокорство.
Причины такой хаотичной деятельности можно искать и в самой природе детского
возраста, но в настоящей действительности подобные действия чаще всего
связаны с взрывным характером и плохой приспособленностью к среде. Люди
совершают бессмысленные действия, когда находятся под жёстким внешним
контролем, когда у них нет собственной цели и они выполняют то, что им
велели, не понимая связи своей деятельности со всем остальным. Можно,
конечно, учиться и выполняя нечто непонятное, ведь даже в наших сознательных
действиях мы многое совершаем, не отдавая себе отчёта, поскольку большинство
их связей мы просто не улавливаем. Но учимся мы только потому, что после
выполнения данного действия мы замечаем итоги, на которые не рассчитывали. |
Мысли
на полях Так
что подлинно образовательным опытом является такой, в котором человек имеет
возможность и получать знания, и развивать свои способности. Такой опыт
противостоит, с одной стороны, однообразной деятельности, а с другой —
беспорядочному, взбалмошному поведению. а) Люди совершают бессмысленные действия, когда
находятся под жёстким внешним контролем, когда у них нет собственной цели и
они выполняют то, что им велели, не понимая связи своей деятельности со
всем остальным. Но
учимся мы только потому, что после выполнения данного действия мы замечаем
итоги, на которые не рассчитывали. б) Однообразное, автоматическое выполнение
действий способно значительно усилить известный навык, и в этом смысле можно
говорить об их образовательном воздействии, но привычное действие не ведёт к
выявлению новых связей и взаимовлияний, тем самым скорее ограничивая, чем расширяя
смысловой горизонт. А поскольку среда не остаётся постоянной, должны меняться
и наши способы действий, чтобы успешно поддерживать соответственную связь с
миром. |
|
|
Правда,
в школе значительная часть учебы состоит в освоении правил, по которым
ученики должны действовать. Правила часто таковы, что даже выполнив
необходимые действия, ученики не приходят к установлению связи между
следствием (скажем, ответом задачи) и использованным способом. Получение
нужного следствия остаётся чем-то вроде фокуса или чуда. Такая деятельность,
по существу, бессмысленна и вырабатывает привычку к бессмыслице, б)
Однообразное, автоматическое выполнение действий способно значительно усилить
известный навык, и в этом смысле можно говорить об их образовательном воздействии,
но привычное действие не ведёт к выявлению новых связей и взаимовлияний, тем
самым скорее ограничивая, чем расширяя смысловой горизонт. А поскольку среда
не остаётся постоянной, должны меняться и наши способы действий, чтобы успешно
поддерживать соответственную связь с миром. Единообразный, стандартный
способ действия в опасный момент может обернуться несчастьем, а превосходный
«навык» — полной беспомощностью. Существенное
отличие понимания образования как непрерывной перестройки от тех
односторонних представлений, которые осуждались в этой и предыдущих главах, состоит
в том, что оно определяет образование как процесс и как следствие. Сначала
это кажется противоречием, но только сначала. Дело в том, что приобретение
опыта требует времени, так что каждый последующий шаг завершает более раннюю
стадию и начинает новую. Опыт высвечивает связи, которые существовали и
раньше, но не были поняты. Таким образом, последующие итоги раскрывают смысл
предыдущих, а опыт в целом в каждый момент определяет предпосылки вовлечения
в него вещей, имеющих тот же смысл. Любой такой непрерывный опыт является
образовательным, и всё образование состоит в приобретении подобного опыта. Последнее,
о чём хочется упомянуть (полнее это будет раскрыто в дальнейшем), что
перестройка опыта может быть делом не только отдельного человека, но и
общества в целом. В предыдущих главах мы для простоты изложения рассуждали
так, как будто образование подрастающего поколения... направлено лишь на то,
чтобы они догнали взрослых в плане развития и доступа к возможностям группы.
Такое представление в основном соответственно описывает недвижные общества,
считающие высшей ценностью поддержание установленных обычаев. |
Мысли
на полях Дело
в том, что приобретение опыта требует времени, так что каждый последующий
шаг завершает более раннюю стадию и начинает новое. Опыт высвечивает связи, которые
существовали и раньше, но не были поняты. Таким образом, последующие итоги
раскрывают смысл предыдущих, а опыт в целом в каждый момент определяет
предпосылки вовлечения в него вещей, имеющих тот же смысл. ...Перестройка
опыта может быть делом не только отдельного человека, но и общества в
целом. В предыдущих главах мы для простоты изложения рассуждали так, как будто
образование подрастающего поколения... направлено лишь на то, чтобы они
догнали взрослых в плане развития и доступа к возможностям группы. ...В
развивающихся обществах приобретение молодёжью опыта стараются устроить так,
чтобы он способствовал выработке лучших навыков и установок, а не воспроизводил
существующие, с тем чтобы будущее общество взрослых людей превосходило
нынешнее. |
|
|
Но в развивающихся
обществах приобретение молодёжью опыта стараются устроить так, чтобы он
способствовал выработке лучших навыков и установок, а не воспроизводил
существующие, с тем чтобы будущее общество взрослых людей превосходило
нынешнее. Люди
давно уже поняли, что образование в какой-то степени можно сознательно
использовать для устранения явных недостатков общества: если вывести молодых
людей на дорогу, свободную от ныне существующих пороков, образование станет
средством осуществления лучших надежд человечества. Но мы, несомненно, ещё
далеки от осознания вероятных возможностей образования как созидательного
средства улучшения общества, от понимания того, что оно — развитие не только
нынешних детей и юношества, но и того будущего общества, в котором они будут
жить. Подведём
итог. Образование можно строить либо с оглядкой на прошлое, либо с мыслью о
будущем. Иными словами, его можно рассматривать либо как процесс приспособления
будущего к прошлому, либо как использование прошлого в качестве сырья для становления
будущего. В первом случае стандарты прошедшего используются в качестве образцов
для настоящего. Ум рассматривается как совокупный содержательный континуум,
созданный в следствие введения тех или иных сведений. В этом случае более
ранние доли составляют вещество, к которому будут привязываться последующие.
Самые ранние впечатления детей чрезвычайно важны, и это необходимо
подчеркнуть, поскольку на деле их очень часто недооценивают. Однако они не
состоят из предъявляемого извне сырья, а возникают во взаимодействии врождённых
задатков со средой, постепенно изменяются и задатки, и среда. Недостаток
теории создания посредством связи представлений (Гербарт) состоит в
пренебрежении этими непрерывными взаимодействиями и изменениями. Те же
критические соображения применимы к теориям, ограничивающим содержание
образования культурным наследием прошлого, особенно при изучении литературы.
Если эти тексты изучать в отрыве от действительности, в которой людям
приходится действовать, они создают особую, альтернативную среду. Однако их,
безусловно, можно изучать с пользой, расширяя с их помощью смысл явлений, с
которыми нам приходится живо иметь дело в настоящем. Предлагаемая нами
концепция образования в основе своей сводится к идее непрерывной перестройки
опыта, чем она резко отличается от концепций образования как подготовки к
взрослой жизни, раскрытия врождённых способностей, создания личности внешними
влияниями повторения прошлого. |
Мысли
на полях Люди
давно уже поняли, что образование в какой-то степени можно сознательно использовать
для устранения явных недостатков общества: если вывести молодых людей на
дорогу, свободную от ныне существующих пороков, образование станет
средством осуществления лучших надежд человечества. Образование
можно строить либо с оглядкой на прошлое, либо с мыслью о будущем. Самые
ранние впечатления детей чрезвычайно важны, и это необходимо подчеркнуть,
поскольку на деле их очень часто недооценивают. Однако они не состоят из
предъявляемого извне сырья, а возникают во взаимодействии врождённых
задатков со средой, постепенно изменяются и задатки, и среда. Предлагаемая
нами концепция образования в основе своей сводится к идее непрерывной
перестройки опыта, чем она резко отличается от концепций образования как
подготовки к взрослой жизни... |
|
|
ЛИТЕРАТУРА Дьюи Д. Введение в философию воспитания.
— Пер. с англ. — М., 1921. Дьюи Д. Впечатления о Советской России. —
Пер. с англ. // История философии, 2000. — № 5. Дьюи Д. Демократия и образование. — Пер. с
англ. — М., 2000. Дьюи Д. Индивидуальная психология и
воспитание. — Пер. с англ. — Общественно-активные школы: Образование ребёнка
как субъекта демократии: Хрестоматия. — Редактор-составитель Г.Б. Корнетов. -
М., 2007. Дьюи Д. Либерализм и социальное действие.
— Пер. с англ. // О свободе. Антология мировой либеральной мысли (1-я
половина XX в.). - М., 2000. Дьюи Д. Моё педагогическое кредо. — Пер.
с англ. // Демократизация образовательного процесса в школе: Хрестоматия для
учителя. — Редактор-составитель Г.Б. Корнетов. — М., 2007. Дьюи Д. Общество и его проблемы. — Пер. с
англ. — М., 2002. Дьюи. Д. Опыт и образование. — Пер. с англ. // Дьюи Д. Демократия и
образование. — М., 2000. Дьюи Д. Поэзия и философия//
Метафизические исследования. - СПб., 1997. Вып. 4. Дьюи Д. Психология и педагогика мышления.
— Пер. с англ. — М., 1999. Дьюи Д. Реконструкция в философии.
Проблемы человека. — Пер. с англ. - М., 2003. Дьюи Д. Свобода и культура. — Пер. с
англ. — Лондон, 1968. Дьюи Д. Философия и культура. — Пер. с
англ. // Метафизические исследования. —СПб., 1998. Вып. 5. Дьюи Д. Школа и общество. — Пер. с англ.
— М., 1923. Дьюи Д. Школа и ребёнок. — Пер. с англ. —
М., 1922. Дьюи Д., Дьюи Э. Школы будущего.
— Пер. с англ. — М., 1922. Вестербрук Р. Джон Дьюи //
Мыслители образования. — М., 1995.-Т. 1. Вульфсон Б.Л. Джон Дьюи:
Педагогика прагматизма // Лидеры образования. — 2004. — № 3. Вульфсон Б.Л. Джон Дьюи и
советская педагогика // Педагогика. - 1992. -№ 9/10. Гессен С.И. Теория
воспитания Джона Дьюи // Педагогические сочинения. — Саранск, 2001. Горшкова В.В., Миткова Е.А. Педагогическая
философия Джона Дьюи. - СПб., 2008. Комаровский Б.Б. Философия
воспитания Джона Дьюи в связи с историей американской педагогики. — Баку,
1930. Корнетов Г.Б. Педагогическая концепция
Д. Дьюи и образование для демократии в России // Школьные технологии. —
2007. - № 5. Корнетов Г.Б. Прогрессивистская
педагогика Д. Дьюи // Школьные технологии. — 2007. — № 6. Коробова А.Э. Педагогические идеи
Джона Дьюи и их интерпретация в отечественной педагогической теории и практики
20-30-х годов. Дисс. ... канд. пед. наук. - Саратов, 2000 Макаев В.В., Еловой Ю.И. Прагматическая
педагогика Дж. Дьюи и современность. — Пятигорск, 1993. Малинин В.И. Джон Дьюи в
оценке прогрессивной русской педагогики // Советская педагогика. - 1976. - №
6. Малькова З.А. Джон Дьюи. -
философ и педагог-реформатор // Педагогика. - 1995. - № 4. Панина Н.А. Прагматические
педагогические идеи Джона Дьюи и их использование в современной школе. Дисс.
канд. пед. наук. — Чебоксары, 2003. Рогачева Е.Ю. Педагогика Джона
Дьюи в XX веке: кросс-культурный контекст. — Владимир, 2005. |
|
|
|
...Само
образование уже есть жизнь, а не подготовка к ней. Образование
представляет основной способ общественных преобразований и продвижения. Ужасно
обладать всеми знаниями мира, но потерять самого себя. Кроме
того, никакие знания не могут быть внедрены в ребёнка извне. Если
дети приучаются только подчиняться приказаниям делать то или другое потому,
что им это сказано, если в детях не развивают доверия к собственным силам и
самостоятельного мышления, само собой нагромождаются препятствия на пути
усовершенствования демократии и распространения демократических идеалов... |
|
|
|
Труды классиков
природосообразной педагогики |
|