На главную

 

 

 

 

 

 

Макаренковская библиотека воспитания,

обучения, самопознания и самосовершенствования,

личного и общественного, в труде и в отдыхе

(со вступительными статьями и пояснениями)

 

·       Избранные труды классиков научной педагогики

·       Макаренкиана

·       Некоторые общие по духу и/или содержанию произведения

 

 

 

Избранные труды классиков научной педагогики

Система Макаренко является логичным продолжением трудов

целой плеяды замечательных деятелей научной (природосообразной) педагогики:

Я.А.Коменского, Дж. Локка, И.Песталоцци, А.Дистервега и К.Д.Ушинского.

проф., д.п.н. В.В.Кумарин [1928-2002]

Джон Дьюи или «американский Макаренко»

Из выступления проф. А.А.Фролова (Н.Новгород)

 

 

 

Ян Коменский

      Коменский (Кόменский) Ян Амос (1592-1660).

·        Материнская школа (с сокр.)

·        В.В.Кумарин. Аксиомы Коменского или научная экскурсия по «Великой дидактике»

·        Великая дидактика (избранные главы). 

·        Великая дидактика (полн. текст), pdf, 36,1 Мб

·        В.В.Кумарин. Дайте школе Коменского, и она станет домом радости.

·        Из опыта работы в Сарос-Патаке (статьи).

·        Пампедия

·        Избранные произведения. Т. 1. М., 1982 г., pdf, 78 Мб.

·        Избранные произведения. Т. 2. М., 1982 г., pdf, 63 Мб.

 

 

Скачать архив

Скачать архив

 

Скачать архив

 

Скачать архив

 

Скачать архив

Скачать архив

 

 

 

Скачать архив

 

Скачать архив

Локк Джон (29.08.1632 - 28.10.1704)

       Аксиомы Локка (из труда «Мысли о воспитании» со вступительной статьёй проф. В.В. Кумарина)

       «Мысли о воспитании» (1691). Полный текст.

John Locke

 

 

Pestalozzi

       Песталоцци Иоганн (1746-1827)

   В.В. Кумарин. Аксиомы Песталоцци

   «Письма г-на Песталоцци к г-ну Н. Э. Ч. о воспитании бедной сельской молодёжи»

   «О народном образовании и индустрии»

   «Метод. Памятная записка Песталоцци»

 

Скачать архив

Скачать архив

 

Скачать архив

Скачать архив

 

 

   «Памятная записка парижским друзьям о сущности и цели метода»

   «Памятная записка о семинарии в кантоне Во»

   «Лебединая песня»

 

Скачать архив

Скачать архив

Скачать архив

 

 

Friedrich Adolph Wilhelm Diesterweg

       Дистервег Адольф (1790-1866).

·        О природосообразности и культуросообразности в обучении.

·         Руководство к образованию немецких учителей.

 

 

Скачать архив

 

Скачать архив

 

 

 

Скачать архив

      Ушинский К.Д. (2.3.1824-3.01.1871).

·        Грехи воспитания вообще и русского в особенности в отношении нервного организма детей

      

 

 

 

John Dewey

      Дьюи Джон (1859-1952).

·        Школы будущего (первые четыре главы, посвя­щённые пед. вопросам. Остальные главы, в боль­шей сте­пени социологические, опущены).
Вступительная статья проф. В.Кумарина.

·        Некоторые статьи по вопросам школы, её связи с обществом, в т.ч. тем, как данное общество видит себя в будущем.

 

 

Скачать архив

 

 

 

Скачать архив

 

 

             Шацкий, Станислав Теофилович (1878-1934)

·        Пед. сочинения в 4-х томах. Т. 1. М., 1962. (pdf)

·        Пед. сочинения в 4-х томах. Т. 2. М., 1964. (djvu)

·        Пед. сочинения в 4-х томах. Т. 3. М., 1964. (djvu)

·        Пед. сочинения в 4-х томах. Т. 4. М., 1965. (djvu)

 

 

 

 

 

      Макаренко А.С. (13.3.1888-1.4.1939)

 

Скачать архив

·        Педагогическая поэма. (по ПСС)

·        Педагогическая поэма, первое полное издание 2003 г.

 

Скачать архив

·        Флаги на башнях.

 

 

Скачать архив

·        Книга для родителей.

 

 

 

 

 

 

 

·        Макаренко А.С. Максим Горький в моей жизни.

·        Макаренко А.С. Проектировать лучшее в человеке (сб. произведений с пояснениями). Минск: Университетское, 1989 г.

·        Макаренко А.С. (ПСС в 8-ми т.т. и др. издания) на портале ГНПБ им. К.Д. Ушинского (отсканировано как изобр.)

 

 

 

 

Макаренкиана

 

 

 

·        Макаренко В.С. Мой брат Антон Семёнович
(по сокр. публ. в журнале «Сов. пед-ка» 1991 г.).

 

 

 

 

 

 

Остроменцкая, Надежда Феликсовна (1893-1968) – воспитатель в колонии им. Горького (три месяца 1926 г.) Автор первого документального очерка и первого художественного произведения о Колонии.

·        Остроменцкая Н. Ф. Навстречу жизни. Колония имени Горького. // “Народный учитель” 1928, 1-2 (янв-февр). С. 42-77.

·        Остроменцкая Н. Ф. Повесть о Решиде и Мишке. Грозный, 1979 г. 134 с. Первое художеств. произв. о Колонии им. Горького (1-е издание в 1930 г.).

 

 

 

 

Н. Э. Фере (1935 г.)

 

Фере, Николай Эдуардович (1897-1981)

·        Фере Н. Э. Мой учитель. М.: Правда, 1953 г.

·        Фере Н. Э. Сельскохозяйственный труд в колонии имени Максима Горького // Воспоминания о Макаренко (Сб. материалов) / Сост. Н.А. Ляпин, H.A. Морозова. - Л., 1960. 346 с. - С. 213-235.

 

 

 

 

 

Терский, Виктор Николаевич [1898-1965]

·        Терский В.Н. Воспоминания о Макаренко (по его статьям в «УГ» в 1941 и в 1958 г., а также книге «Вос­по­минания о Макаренко». – Лениздат, 1960.,– 347 с.)

 

 

 

Калабалин, Семён Афанасьевич [1903-1972]

·        Калабалин С.А., Калабалина Г.К. Слово об учителе и о себе (к столетию со дня рождения А.С.Макаренко) // Моск. обл. политехникум, 1989 г.

 

 

 

 

Конисевич, Леонид Вацлавович [1914-1994]

·        Нас воспитал Макаренко. Челябинск, ИПКРО, 1993 г. (htm)

·        Нас воспитал Макаренко. Челябинск, ИПКРО, 1993 г. (pdf)

 

 

Синицын, Иван Семёнович [11.02.1917 – 26.11.1998] – участник ВОВ, затем журналист, известен как деятельный исследователь, собиратель и пропа­гандист успешных примеров воспитывающей силы труда.

·        Синицын И.С. Трудовое взросление. Тула.: Приокское книжное издательство, 1983 г. 111 с.

·        Синицын И.С. Школа золотых ребят. М.: Современник, 1985 г. 255 с.

·        Синицын И.С. Когда воспитывает труд. М.: Педагогика, 1987 г. 334 с.

·        Синицын И.С. Нехожеными тропами. Калужское книжное издательство, 1958 г. (сб. очерков о жизни послевоенной деревни).

 

 

Сборник очерков об успешных примерах воспитыва­ющего труда в разных уголках Советского союза – от Калужской и Смоленской областей в России (Софья Петровна Масонова, Елена Николаевна Дерунова), Казахстана (Г.М. Кубраков), Украины (целый район в Тернопольской области) до солнечного Азербайджана (школа Загида Гамиловича Шоюбова).

Каждый следующий сборник включает предыдущие (но в новой редакции, порой более краткой).

 

 

Кубраков, Григорий Максимович (2.04.1920 - 5.10.2006)

·        Кубраков Г.М. По заветам Макаренко [Опыт Мамлютской школы-интерната]: Кн. для учителя  (М. Просвещение, 1987). 118 с.

  • Кубраков Г.М., Фарбер Д.Х.  Школа труда и доверия [педагог и журналист ведут диалог о путях  школы на примере Мамлютской школы-интерната].  Алма-Ата: Казахстан, 1989. 144 с.

Первая книга - о непростом пути освоения Системы Макаренко, даже когда есть огромное желание вчерашнего фронтовика, силы и время на это. Как помогли автору публикации О.С. Кель, познакомившие его с проф. В.В. Кумариным, который помог Григорию Максимовичу разобраться в той составляющей системы Макаренко, которая, при всей существенности, по разным (прежде всего, политическим) причинам не могла быть описана в «Педагогической поэме» и других прижизненно изданных произведениях А.С. Макаренко. К примеру, в школе у Макаренко были так же весьма существенные отличия от обычной «советской» («под одну гребёнку»), но об этом разве что намекается (при упоминаниях о деятельности В.Н. Терского и т.п.). А с «обычной советской» школой не то что рабфаки, но и воспитание начинает «буксовать», как поначалу и произошло у Г.М. Кубракова.

Во второй книге идёт более общий разговор о путях возможной (и необходимой) перестройки школы, истории трудового воспитания и обучения в России. При том, что многие вопросы и оценки жизни современной ему советской школы выражены более определённо и ясно, чем в предыдущем издании, обращает на себя внимание мудрость и сдержанность оценок автора по отношению к тем, кто не мог или не хотел понять и принять лучшие достижения опыта возглавляемой им школы-интерната.

 

 

 

Скачать архив

 

Скачать архив

 

Кумарин, Валентин Васильевич (25.04.1928-14.07.2002)

·        Макаренко, какого мы никогда не знали или куда реформировать школу // «Народное образование»

·        «Педагогика стандартности или почему детям плохо в школе», Чехов, 1996 г., 64 с. Или разъясне­ние для родителей о том, что и почему происходит последние 75 лет в российской школе. Написано очень понятно и по-деловому. Начиная с названия.

·        Престижное воспитание? Проще простого! Если слушать голос Природы… М.: Изд-во журнала «Престижное воспитание», 2001 г. 172 с.

 

 

 

Ерёмин, Виталий Аркадьевич

·        Отчаянная педагогика. М., 2006.

·        Верните Макаренко (статья).

·        Созидайте дух. М.: Изд-во В.А. Стрелецкого, 2014.

 

 

 

 

Фролов, Анатолий Аркадьевич, проф., д.п.н.,

Илалтдинова Елена Юрьевна, проф., д.п.н.

·        Фролов А.А. А.С. Макаренко в СССР, России и мире: историография освоения и разработки его наследия (1939–2005 гг., критический анализ).

·        Фролов А.А., Илалтдинова Е.Ю., Аксёнов С.И. Исхак Адизес и Антон Макаренко: развитие – основа организации //  «Социальная педагогика», 2015 г. № 5-6.

·        Фролов А.А., Илалтдинова Е.Ю. Идеи А.С. Макаренко в образовательной теории и практике современного бразильского движения безземельных работ­ников (ДБР-MST). Нижний Новгород: изд-во Мининского университета, 2019. 54 с.

 

 

 

·        Фролов А.А., Илалтдинова Е.Ю. А. Макаренко и П. Фрейре: сравнение основ их социально-педаго­ги­чес­кой деятельности. Нижний Новгород: изд-во Мининского университета, 2019. 19 с.

·        Фролов А.А., Илалтдинова Е.Ю. Развитие социального творчества молодёжи: наследие И.П. Иванова и педагогика А.С. Макаренко. Нижний Новгород: изд-во Мининского университета, 2019. 22 с.

 

 

·        А.С. Макаренко: школа жизни, труда, воспитания. Учебная книга по истории, теории и практике воспитания Часть I. Деловые и личные письма, статьи 1921-1928 гг. / сост. А.А. Фролова, Е.Ю. Илалтдиновой. Нижний Новгород: НГПУ, 2007. 536 с.

·        А.С. Макаренко: школа жизни, труда, воспитания. Учебная книга по истории, теории и практике воспитания Часть II. Письма, разработки, книги-очерки, статьи 1928-1932 гг. / сост. и коммент.  А.А. Фролова, Е.Ю. Илалтдиновой. Нижний Новгород: Изд-во Волго-Вятской академии государственной службы, 2008. 543 с.

·        А.С. Макаренко: школа жизни, труда, воспитания. Учебная книга по истории, теории и практике воспитания Часть III. Статьи, выступления, письма, материалы книги, пьесы, «Педагогическая поэма» 1932–1934 гг. / сост. и коммент.  А.А. Фролова, Е.Ю. Илалтдиновой. Нижний Новгород: Изд-во Волго-Вятской академии государственной службы, 2009. 365 с. ISBN 978-5-85152-786-9

·        А.С. Макаренко: школа жизни, труда, воспитания. Учебная книга по истории, теории и практике воспитания Часть 4. Деловые и личные письма, «Педагогическая поэма», «Методика организации воспитательного процесса», статьи, выступления, подготовительные материалы 1935–1936 гг. / сост. и коммент. А.А. Фролова, Е.Ю. Илалтдиновой. Нижний Новгород: Изд-во Волго-Вятской академии государственной службы, 2010. 333 с.

·        А.С. Макаренко: школа жизни, труда, воспитания. Учебная книга по истории, теории и практике воспитания Часть 5. Статьи, выступления, письма, подготовительные материалы, «Книга для родителей» 1936–1937 гг. / сост. и коммент. А.А. Фролов, Е.Ю. Илалтдинова, С.И. Аксёнов. Нижний Новгород: Изд-во Волго-Вятской академии государственной службы, 2011. 384 с. ISBN 978-5-85152-931-3

·        А.С. Макаренко: школа жизни, труда, воспитания. Учебная книга по истории, теории и практике воспитания Часть 6. Статьи, литературные рецензии, «Лекции о воспитании детей», «Честь», «Проблемы школьного советского воспитания», письма, рассказы, выступления 1937–1938 гг. / сост. и коммент. А.А. Фролов, Е.Ю. Илалтдинова, С.И. Аксёнов. Нижний Новгород: Изд-во Волго-Вятской академии государственной службы, 2013. 314 с.

·        А.С. Макаренко: школа жизни, труда, воспитания. Учебная книга по истории, теории и практике воспитания Часть 7. Статьи о школе и художественной литературе, «Флаги на башнях», подготовительные материалы к «Путям поколения» и «Ньютоновым кольцам», рассказы, встречи с читателями, «Некоторые выводы из моего опыта», «О моем опыте», статьи, письма, дневниковые записи – 1938 г. / сост. и коммент. А.А. Фролов, Е.Ю. Илалтдинова, С.И. Аксёнов. Нижний Новгород: Изд-во Волго-Вятской академии государст­венной службы, 2014. 368 с. ISBN 978-5-85219-349-0.

·        А.С. Макаренко: школа жизни, труда, воспитания. Учебная книга по истории, теории и практике воспитания Часть 8. Выступления и отзывы о художественной, детской литературе, доклады о воспитании и этике, киносценарии, материалы к «Книге для родителей», рассказы, письма, дневниковые записи. Дек. 1938 – март 1939 гг. / А.С. Макаренко, сост. и коммент. А.А. Фролов, Е.Ю. Илалтдинова, С.И. Аксёнов. – Н. Новгород: Мининский университет, 2015 – 358 с.

·        А.С. Макаренко: школа жизни, труда, воспитания. Учебная книга по истории, теории и практике воспитания Часть 9. Дополнения к 1-8 частям: различные авторские и документальные материалы, относящиеся к советскому и дореволюционному (1917 г.) периодам жизни и деятельности А.С. Макаренко. / сост. и коммент. А.А. Фролов, Е.Ю. Илалтдинова, С.И. Аксёнов. – Н. Новгород: Мининский университет, 2017.  – 402 с.

 

 

 

Соколов, Ричард Валентинович – один из основателей Пед. музея А.С. Макаренко.

·        Соколов Р.В. Участие населения в воспитании детей и подростков по месту жительства. М.: НК-ВФ Социнновация, Ин-т молодёжи, 1993 г.

 

·        Соколов Р. В. Условия участия населения во внешкольной социализа­ции детей по месту жительства. дисс. … на звание канд. социол. наук. М., 1995.

·        Соколов Р.В., Соколова Н.В. Православные истоки педагогического опыта А.С. Макаренко: к 120-летию со дня рождения (Пед. музей А.С.Макаренко. Обнарод. в сети 13 марта 2008)

·        Соколов Р.В., Соколова Н.В. Православная педагогическая культура А.С. Макаренко: судьба подвижника  и его педагогического опыта. М., 2009 г. (заметно более полный выпуск вышеуказанного труда).

 

 

 

== Отдельные произведения ==

 

 

·        О трудовом воспитании (хрестоматия). Под ред. Д. Е. Аксёнова. М.: Просвещение, 1983 г. 336 с.

·        Балабанович Е.З. Макаренко. Человек и писатель. М.: Московский рабочий, 1963 г. 470 с.

·        Воспоминания о Макаренко (сборник). Сост. Н.А. Лялин и Н.А. Морозова. Л.: Лениздат, 1960. 348 с. (сканы на портале эл. библ. ГНПБУ).

·        Гасилов Г.В. Педагогическое мастерство наставника. [Вступ. ст. В. М. Коротова]. 96 с. 17 см. М.: Профиздат, 1985.

·        Горький М., Горбунков К., Лузгин М. Болшевцы. Очерки по истории Болшевской имени Г.Г. Ягода трудкоммуны НКВД. М., 1936.

·        Гриценко Л.И. Тенденции макаренковедения на Западе. Волгоград: Универсал, 1991 г. 112 с.

·        Жураковский Г. Е. Педагогические идеи А. С. Макаренко. М.: АПН РСФСР, 1963. 328 с. (сканы на портале эл. библ. ГНПБУ).

·        Козлов И.Ф. О педагогическом опыте А.С. Макаренко. Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1987 г.

·        Кушнир А.М. и ред. ж-ла «НО». Пора исправить трагическую ошибку КПСС в воспитании! // Народное образование, 2006, «Альманах Макаренко», 2009, № 1. С. 1-12.

·        Кушнир А.М., Вифлеемский А.Б. Концептуальный очерк образовательной стратегии на основе теории человеческого капитала и проблема правовой регламентации производственного (трудового) воспитания // Народное образование, 2018. № 5. С. 7-25.

·        Куфаев В.И. А.Я. Герд и его опыт воспитания детей-правонарушителей // Советская педагогика, 1945, № 8. С. 33-40.

·        Лукин Ю.Б. Два портрета. М.: Московский рабочий, 1975 г. 416 с. (А.С. Макаренко, М. А. Шолохов).

·        О педагогической деятельности А.С. Макаренко. Труды Института теории и истории педагогики // (сб. под ред. Е.Н. Медынского и Н.А. Константинова). М.: Известия АПН СССР от 1952 г., Вып. 38.

·        Моргун В.Ф. (Полтава). Педагогика А.С. Макаренко и социальная реабилитация Г.Х. Кофода // (Народное образование. 2003. № 5).

·        Морозов В.В. Воспитательная педагогика Антона Макаренко. Опыт преемственности. Москва-Егорьевск: ЕФ МГГУ им. М.А. Шолохова,  2007. - 238 с.

·        Морозов В.В. Педагогика в человеческом измерении. Владимир, 2019. 342 с. (Обложка), (Текст книги).

·        Морозова Н. А. А.С. Макаренко. Семинарий. Ленинград: Учпедгиз, 1961 г. 240 с.

·        Павлова М.П., Карманов В.Ф. Педагогическая система А.С. Макаренко и современность. Опыт московского завода «Чайка». М.: Высшая школа, 1988 г., 285 с.

·        Соловейчик С.Л. О Макаренко // Гл. 19 из книги «Час ученичества». (см. также в альб. виде на А4). М.: Дет. литература, 1986 г., с. 181-197.

·        Слуцкий В.И. Философская антропология и её понимание А.С. Макаренко // асп. КГПУ

·        Ткаченко А.В.  Антон Макаренко: Харьковская трудовая колония им. М. Горького в документах и материалах. 1926 – 1928 гг. (на укр. языке). Киев: Педагогическая мысль, 2008 г.

·        Ткаченко А.В. Соцвос и церковь: к истории взаимоотношений колонии им. М. Горького и куряжской религиозной общины // Психолого-педагогическое наследие прошлого в совре­менной социально-педагогической деятель­ности. Материалы  6-х Межд. Макаренковских  студенческих педагогических чтений. Екатеринбург, 9 апреля 2009 г. С. 133-137.

·        Ткаченко А.В. Профессиональное развитие личности в практике А.С. Макаренко: историко-педагогический аспект (1920-1935 гг.). Полтава: ПНПУ им. В.Г. Короленко, 2013 г. (на укр. языке).

·        Ткаченко А. В. Антон Макаренко : в ответе за будущих профессионалов. Почти забытый аспект наследия выдающегося педагога : [Монография] / А. В. Ткаченко. — LAP LAMBERT Academic Publishing, 2018. — 654 с.

·        Хиллиг, Гётц. В поисках истинного Макаренко. Русскоязычные публикации (1976—2014). Полтава: ПНПУ им. В. Г. Короленко. Издатель Шевченко Р. В., 2014 г. 778 с. ISBN 978-966-8798-39-9 (на портале Полтавского НПУ с разрешения издателя).

·        Чуковский К.И. Макаренко (глава из книги Чуковский К.И. Современники (портреты и этюды). М.: Молодая гвардия, 1967. 590 с. Сер. ЖЗЛ.)

·        Шейнкман С. Куряжская быль. Калининское книжное издательство, 1963 г. 56 с.

·        Ширяев В.А. Камни с дороги надо убирать. М.: Молодая гвардия, 1990 г.

·        Шмаков С.А. Лето в лагере. М.: Знание, 1970 г. 51 с.

·        Шмаков С.А. От игры к самовоспитанию. М.: Новая школа, 1995 г. 80 с.

·        Шупа-Дуброва И.Ф., Цветков Л.А. Бригадный подряд. Рассказ о методе и человеке. (djvu). Мурманск, 1973 г.

·        Ярмаченко Н. Д. Педагогическая и творческая деятельность А. С. Макаренко. Киев: Радянська школа, 1989, 192 с. См. также краткую библиографию статей Н.Д. Ярмаченко по направлению.

 

* * *

=== Воспитанники и последователи Макаренко ===

·        Витченко С.С. Дорогие наши мальчишки. Л.: Лениздат, 1978 г. 254 с. (о зарождении и взрослении движения трудового наставничества, в т.ч. на основе опыта А.С. Макаренко, на объединении «Электросила» (СПб.)).

·        Воспитанники Макаренко. Иван Токарев (обложка книги) (основной текст)// авт.-сост. и науч. ред. к.п.н. В.М. Опалихин, ред. - В.В.Большаков. Челябинск: Изд-во Челябинского ИРПО, 2013. 316 с. ISBN 978-5-93407-054-1. Обнародуется в электронном виде с разрешения рук. издат. проекта к.п.н. А.И. Кузнецова и авт.-сост. и науч. ред. к.п.н. В.М. Опалихина.

·        Дягилев В.Я. Свидание с юностью. М.: Советская Россия, 1972 г. 208 с. (о зарождении и взрослении движения трудового наставничества, в т.ч. на основе опыта А.С. Макаренко, на объединении «Электросила» (СПб.))

·        Злобин Н.А. Разведчики. М.: Советская Россия, 1986. 239 с.

·        Сериков В.П. Договор по совести. М.: Роман-газета, 1986 г. (в тексте есть прямая ссылка на пед. опыт А.С. Макаренко).

·        Сериков В.П., Миронов Ю.Н. Крутые высоты. Диалоги о бригадном подряде по материалам телевизионных передач «На стройках пятилетки». М.: Стройиздат, 1980 г. 152 с.

·        Сериков В.П. Профессия — бригадир [Лит. запись В. П. Наумова]. Москва: Стройиздат, 1984. - 121 с.

·        Мальков В.А. Северное сияние (повесть о В.П. Серикове и его бригаде). Сер. «Герои нашего времени». М.: Детская литература, 1977 г. 112 с.

·        Шевцов И.С. Бригадный подряд. Л.: Стройиздат, 1975 г. 80 с.

·        Сто дорог – одна твоя! (сб. очерков о последователях А.С. Макаренко в Татарии. Под ред. В.С. Шакировой) // Казань: Татарское книжное издательство, 1988 г.

·        Чубаров Лев. Воспитанники А.С. Макаренко в годы Великой Отечественной войны

·        Ширяев В.А. Полустанок юности. (из опыта создания и деятельности молодёжного клуба «Неунываки» в г. Ельце Липецкой обл., также достаточно широко и подробно указывается и исследуется ряд вопросов деятельности других подобных объединений по всей России). М.: Молодая гвардия, 1979 г. 175 с.

·        Ярмоленко П.А. Педагогические проблемы обучения и воспитания старшеклассников в межшкольном центре профориентации. Харьков, изд-во «ВШ» при ХГУ, 1977. 160 с.

·        См. также выше труды В.А. Ерёмина,  С.А. Калабалина и его семьи, Л.В. Конисевича, Г.М. Кубракова, В.В. Кумарина, Р.В. Соколова.

 

 

* * *

== О современниках и иные так или иначе затрагивающие близкие вопросы произведения ==

·        Егерман Ф.И. Учебно-производственные мастерские в учреждениях соцвоса. М.: Учпедгиз, 1931 г. 80 с.  и Приложение к данной книге (состав учебной мастерской)

·        Ольховский П., Евстафьев К. Последняя гимназия. Л.: ЛАПП, 1930 г. (ещё один взгляд на «Республику ШКИД» от её воспитанников). Предупреждение: книга не отличается высоким моральным уровнем, а сама ШКИД, словами Макаренко, является «примером педагогической неудачи». Смысл возможного знакомства с ней – разве что в том, чтобы понять, что эта неудача была закономерной и куда «всё идёт», когда в воспитании опора не на труд, а на моральные проповеди, кои до сих пор очень любят и «по обычаю» предпочитают в наших педвузах.

 

 

 

 

Некоторые общие по духу и/или содержанию произведения

 

 

Скачать архив

А.И. Покрышкин. «Познать себя в бою». Книга первого и, как сравнительно немногие знают, единственного до 9 мая 1945 г. трижды Героя Советского Союза, с одной стороны, напоминает учебник, с другой - разительно отличается от тех пособий, к которым мы привыкли в обычной (для СССР после 1934 г. и нынешней России) обязательной общеобразовательной школе. Оба эти впечатления - уже в её названии… Почему же личность и мировоззрение этого человека, как и А.С. Макаренко, по-прежнему привлекают повышенное и не ослабевающее внимание миллионов людей, причём не только в нашей стране? Почитайте и подумайте сами.

 

 

      М.М.Постников (1927-2004).

·        «Школа с уклоном в будущее», «ЛГ» от 27 марта 1987 г. Или письмо всемирно известного профессора-математика о том, какой уже сегодня могла бы быть наша школа. И отклики читателей на эту статью

 

 

Скачать архив

 

 

 

 

 

Общие вопросы, существенно касающиеся воспитания и педагогики

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Cложности и противоречия в российском народном просвещении столь ве­лики и вопиющи, что их легко заметить и школьнику.  Сколько-нибудь культур­ный человек при этом нет-нет да и задумается – а как можно было бы сделать лучше? К примеру, воспользоваться наблюдением, что «всё жизнеспособное по­является на свет целиком»  и в ходе здорового роста эту целостность сохраняет и укрепляет. Природа почему-то не выращивает отдельно руки, ноги, головы, чтобы потом их попытаться сколотить во что-то приемлемое, как это для удобства предпочитают делать учителя-предметники. Размышления и уже самые первые выводы зачастую бывают довольно интересны, однако если их попытаться ещё и записывать, то через непродолжительное время задаёшься во­просом – неужели никто этого не видел раньше, возникает явственное ощущение «изобретения велосипеда» и первые догадки о непро­стых судьбах предшественников на этом пути.

Когда такой вопрос осознаётся, через некоторое время (по закону притяжения подобного к подобному) на него начинают приходить ответы. Среди них - труды классиков научной природосообразной педагогики: Яна Амоса Коменского, Джона Локка, И.Песталоцци, А.Дистервега, К.Д.Ушинского и А.С.Макаренко. Из вышеуказанных имён в сети ещё совсем недавно легко можно было найти раз­ве только произведения А.С.Макаренко (да и то нередко с многочисленными опе­чатками, выпадениями и добавками лишних слов). На данной странице сделана попытка собрать воедино некоторые произведения упомянутых классиков и представить их, устранив замеченные опечатки воспроизведения, в электронном виде.

Статьи профессоров Кумарина В.В. и Постникова М.М. приведены для облегчения заинтересованным первого знакомства с трудами основоположников и осознания их действительного значения именно в наше время и для нашей «постсоветской» школы. Здесь и сейчас.

Благодарим всех причастных!

 

 

 

 

На главную