|
Труды классиков
природосообразной педагогики |
|
|
|
Подготовка,
раскрытие и тренировка Джон Дьюи (John Dewey) (Печ. по: Дьюи
Д. Демократия и образование / Пер. с англ. — М., 2000. — Гл.5) |
проф. Джон Дьюи (John Dewey) [1859-1952] |
|
|
Резюме.
Представление о том, что плодом образовательного процесса является
способность к дальнейшему образованию, противостоит ряду концепций, оказавших
сильное влияние на педагогическую практику. Первая из них — идея подготовки к
определённым будущим обязанностям или определённому положению в обществе. Мы
показали определённые отрицательные последствия того, что данная цель уводит
внимание учителя и учащихся от единственно возможного плодотворного
направления — извлечения пользы из потребностей и возможностей настоящего.
Следовательно, подобное образование разрушает провозглашаемую цель. Концепция
образования как развития врождённых способностей кажется больше похожей на
выдвинутое представление о росте, но в том виде, как она разработана в
теориях Фрёбеля [2] и Гегеля [3], эта
концепция точно так же не учитывает взаимодействие врождённых природных инстинктов
с существующей средой, как и представление о подготовке. В этих
представлениях неявная целостность задана уже в готовом виде и рост
оказывается просто процессом перехода к ней — не самоцелью, а лишь средством
сделать явным то, что в скрытом виде уже существует. Но поскольку неявное
невозможно использовать в образовательном процессе, приходится искать что-то
такое, что могло бы представительствовать от его имени. У Фрёбеля от имени
абсолютного целого, находящегося в процессе раскрытия, выступает мистическая
символическая ценность определённых предметов и действий (в основном
математических); у Гегеля влиятельными представителями Абсолюта в настоящем
являются сложившиеся общественные учреждения. |
Мысли
на полях ...Плодом
образовательного процесса является способность к дальнейшему образованию...
Этому представлению противостоит ряд концепций, оказавших сильное влияние на
педагогическую практику. Первая...
— идея подготовки к определённым будущим обязанностям... Даная цель уводит
учителя и учащихся от единственно возможного плодотворного направления — извлечения
пользы из потребностей и возможностей настоящего. (Вторая) — концепция образования
как развития врождённых способностей кажется больше похожей на выдвинутое представление
о росте... эта концепция точно так же не учитывает взаимодействие врождённых
природных инстинктов с существующей средой, как и представление о подготовке. У
Фрёбеля от имени абсолютного целого, находящегося в процессе раскрытия,
выступает мистическая символическая ценность определённых предметов и
действий (в основном математических); у Гегеля влиятельными представителями
Абсолюта в настоящем являются сложившиеся общественные учреждения. |
|
|
Подчёркивание
исключительной роли символов и учреждений уводит внимание от
непосредственного роста опыта во всём богатстве смысла этого явления. Ещё
одна влиятельная, но ошибочная теория полагает, что ум с рождения обладает
определёнными способностями, такими, как восприятие, вспоминание, воля,
суждение, обобщение, внимание и т. д., а образование есть тренировка этих
способностей многократно повторяемыми упражнениями. Данная теория относится к
предметному содержанию образования как к чему-то относительно внешнему и безразличному,
сводя его ценность к тому факту, что оно предоставляет случай для упражнения
общих способностей. Наша критика была направлена против отделения
предполагаемых способностей друг от друга и от материала, на котором они
действуют. Мы показали, что в итоге применения этой теории на деле
несоразмерно большое внимание уделяется тренировке узконаправленных навыков,
а не развитию предприимчивости, изобретательности, приспособительных
способностей качеств, для тренировки которых необходимо постоянное
использование широкого набора взаимозависимых видов деятельности. |
Мысли
на полях Подчёркивание
исключительной роли символов и учреждений уводит внимание от непосредственного
роста опыта во всём богатстве смысла этого явления. Еще
одна влиятельная, но ошибочная теория полагает, что ум с рождения обладает
определёнными способностями, такими, как восприятие, вспоминание, воля»
суждение, обобщение, внимание и т. д., а образование есть тренировка этих
способностей многократно повторяемыми упражнениями. Наша
критика была направлена против отделения предполагаемых способностей друг от
друга и от материала, на котором они действуют. Мы
показали, что в итоге применения этой теории на деле несоразмерно большое
внимание уделяется тренировке узконаправленных навыков, а не развитию
предприимчивости, изобретательности, приспособительных способностей —
качеств, для тренировки которых необходимо постоянное использование широкого
набора взаимозависимых видов деятельности. |
|
|
[2] Фрёбель Фридрих Вильгельм
Август (1782-1852) - немецкий педагог, утверждавший, что возможности
человека развиваются в ходе его деятельности и в соответствии с этим
педагогический процесс должен быть основан на «действии, работе и мышлении». [3] Гегель Георг Вильгельм
Фридрих (1770-1831) — немецкий философ; отстаивал педагогический идеал
целостного развития человека в контексте культуры человека. |
|
|
|
Труды классиков
природосообразной педагогики |
|