Труды классиков природосообразной педагогики

 

 

 

 

Образование как задача

общественной жизни

Джон Дьюи (John Dewey)

 

(Печ. по: Дьюи Д. Демократия и образование

/ Пер. с англ. — М., 2000. — Гл.2.)

 

проф. Джон Дьюи

(John Dewey)

 [1859-1952]

 

 

Образовательная задача общественной среды

Наш главный вывод состоит, таким образом, в том, что общественная среда вырабатывает умственные и эмоцио­нальные установки поведения у личностей путём вовлечения их в деятельность, которая порождает и усиливает опреде­лённые побуждения, имеет определённые цели и влечёт за собой определённые последствия. У ребёнка, растущего в семье музыкантов, имеющиеся у него способности к музыке будут неизбежно поддерживаться сильнее, чем любые дру­гие. Если он не интересуется музыкой и не хочет стать музыкантом, в семье будут смотреть на него как на «чокнутого»: он просто не сможет участвовать в жизни группы, к которой при­надлежит. То или иное участие в жизни тех, с кем человек связан, неизбежно, поэтому общественная среда непременно осуществляет своё образовательное или складывающее влияние, она делает это бессознательно и вне зависимости от каких-либо особо поставленных целей.

В дикарских и примитивных сообществах такое прямое участие, дающее самопроизвольное или случайное образова­ние, о котором мы уже говорили, составляет почти единствен­ный способ приобщения младших к занятиям и верованиям группы. В современных обществах это тоже составляет осно­ву воспитания даже тех людей, которые обучаются в лучших школах. В соответствии с интересами и родом занятий членов группы одни вещи объявляются предметами высокой ценно­сти, а другие отвергаются. Коллектив не создаёт побуждений, привязанностей и неприязни, но он указывает предметы, вы­зывающие их.

Мысли на полях

...Общественная среда вырабатывает умственные и эмоциональные установки по­ведения у личностей путём во­влечения их в деятельность, которая порождает и усиливает определённые побуждения...

...Нам кажется почти неве­роятным, что некоторые исти­ны, хорошо нам известные, со­вершенно не признавались в прошедшие века. Мы склонны объяснять это тупостью наших предков и умственным превос­ходством, которое приписываем себе.

Подобно ощущениям, нуж­дающимся в предметах, спо­собных их вызвать, наша на­блюдательность, память и во­ображение не включаются слу­чайно, а пробуждаются потреб­ностями образа жизни.

Самое главное в наших ус­тановках вырабатывается неза­висимо от обучения именно та­кими влияниями. Всё, что в лучшем случае может сделать сознательное, целенаправлен­ное образование, — предоста­вить возможности для более полного проявления сложив­шихся... способностей.

 

 

Предметы, заслуживающие внимания, определяются ус­ловиями жизни группы; эти же условия задают направление и ставят ограничения нашей наблюдательности и памяти. Странное и чуждое (т. е. находящееся за пределами видов деятельности группы) обычно считается подозрительным и подвергается моральному запрету. Например, нам кажется почти невероятным, что некоторые истины, хорошо нам из­вестные, совершенно не признавались в прошедшие века. Мы склонны объяснять это тупостью наших предков и умствен­ным превосходством, которое приписываем себе. Объяснение, однако, состоит в том, что образ жизни тогдашних людей на­правлял внимание совсем на другие вещи. Подобно ощуще­ниям, нуждающимся в предметах, способных их вызвать, на­ша наблюдательность, память и воображение не включаются случайно, а пробуждаются потребностями образа жизни.

Самое главное в наших установках вырабатывается не­зависимо от обучения именно такими влияниями. Всё, что в лучшем случае может сделать сознательное, целенаправ­ленное образование, — предоставить возможности для более полного проявления сложившихся таким образом способно­стей. Оно может лишь отшлифовать их и предоставить пред­меты, которые сделают их проявление более производитель­ным и осмысленным.

Поскольку «подсознательное влияние среды» столь изощрённо и всесуще, что сказывается на всех чертах харак­тера и складе ума, стоит указать некоторые направления, в которых оно наиболее значительно.

 

Мысли на полях

«Подсознательное влия­ние среды» столь изощрённо и всесуще, что сказывается на всех чертах характера и складе ума, стоит указать некоторые направления, в которых оно наиболее значительно.

Во-первых, языковая ком­петенция. Основные виды речи, словарный запас складывают­ся в обыденном жизненном об­щении, которое осуществляет­ся не как особое средство обу­чения, а как жизненная необхо­димость.

Во-вторых, привычки. При­мер здесь, как известно, гораз­до более успешен, чем настав­ление. Говорят, хорошие при­вычки — следствие хорошего воспитания, или, скорее, они и есть хорошее воспитание, а по­следнее приобретается вовсе не через знания о том, как нуж­но себя вести, но благодаря многократному выполнению привычных действий в ответ на привычные возбуждения.

В-третьих, хороший вкус и эстетическая оценка. Если глаз постоянно встречает гармонич­ные предметы, изящные по виду и приятно окрашенные, это способствует развитию хоро­шего вкуса.

 

 

Во-первых, языковая компетенция. Основные виды речи, словарный запас складываются в обыденном жизненном об­щении, которое осуществляется не как особое средство обу­чения, а как жизненная необходимость. Принято говорить, что ребёнок впитывает родной язык с молоком матери. И хотя приобретённые таким образом языковые умения могут быть подправлены или даже замещены в ходе формального обуче­ния, всё же в моменты волнения усвоенные в школе обороты речи зачастую выпадают из памяти и люди возвращаются к своему действительно «родному» языку.

Во-вторых, привычки. Пример здесь, как известно, гораз­до более успешен, чем наставление. Говорят, хорошие привычки — следствие хорошего воспитания, или, скорее, они и есть хорошее воспитание, а последнее приобретается вовсе не через знания о том, как нужно себя вести, но благодаря многократному выполнению привычных действий в ответ на привычные возбуждения.

Можно много говорить о пользе постоянных наставлений и напоминаний, но в конечном счёте основные движущие силы в выработке привычек — дух и атмосфера окружения. Хотя хорошие привычки вовсе не главные добродетели, но и по от­ношению к ним сознательное обучение, похоже, успешно лишь в той мере, в какой оно согласуется с общим «образом жизни» тех, кто составляет для ребёнка общественную среду.

В-третьих, хороший вкус и эстетическая оценка. Если глаз постоянно встречает гармоничные предметы, изящные по виду и приятно окрашенные, это способствует развитию хо­рошего вкуса. Безвкусная, кричащая, аляповатая среда так же портит вкус, как скудная, бедная среда не даёт пищи чувству прекрасного. В таких неблагоприятных условиях сознательное обучение едва ли может достичь большего, чем предоставить сведения из вторых рук о том, что об этом думают другие. Выработанный при этом вкус будет лишён и случайности и самобытности, он останется вымученным напоминанием об уроках тех, на кого человек приучён оглядываться.

 

Мысли на полях

Однако было бы недоста­точно сказать, что наиболее глубокие ценностные суждения складываются обстановками, в которых человек привычно уча­ствует, если при этом не ука­зать — и это в-четвёртых— на объединение всего, о чём гово­рилось выше.

Мы редко отдаём себе от­чёт в том, до какой степени на­ши сознательные оценки — как положительные, так и отрица­тельные — основаны на крите­риях, которые мы вовсе не осознаём. То, что мы принима­ем как само собой разумею­щееся, т. е. без вопросов и размышлений, как раз и на­правляет наше сознательное мышление и предопределяет наши выводы.

Привычки, лежащие за пределами осознания. — вот что сложилось в ходе непре­рывного обмена сведениями во взаимодействии с другими.

Мы воспитываем не на­прямую, а при помощи среды. Вопрос ставится так: либо мы позволяем стихийно склады­вающейся среде управлять об­разованием молодёжи, либо особо создаём для этих целей среду.

 

 

Однако было бы недостаточно сказать, что наиболее глубокие ценностные суждения создаются обстановками, в которых человек привычно участвует, если при этом не ука­зать — и это в-четвёртых — на объединение всего о чём го­ворилось выше. Мы редко отдаём себе отчёт в том, до какой степени наши сознательные оценки — как положительные, так и отрицательные — основаны на критериях, которые мы вовсе не осознаём. То, что мы принимаем как само собой разумею­щееся, т. е. без вопросов и размышлений, как раз и направля­ет наше сознательное мышление и предопределяет наши вы­воды. Привычки, лежащие за пределами осознания, — вот что сложилось в ходе непрерывного обмена сведениями во взаи­модействии с другими.

Школа как особая среда

Как было сказано выше, образовательный процесс идёт самопроизвольно, поэтому есть только один способ, посред­ством которого взрослые могут сознательно управлять обра­зованием юных, — управляя средой, направляющей их дейст­вия, а следовательно, мысли и чувства. Мы воспитываем не напрямую, а при помощи среды. Вопрос ставится так: либо мы позволяем стихийно складывающейся среде управлять образованием молодёжи, либо особо создаём для этих целей среду.

Любая среда стихийна, если она не создана с оглядкой на желаемый образовательный итог. Разумная семья отлича­ется от неразумной главным образом тем, что жизненные об­становки и навыки общения этой семьёй создаются особо или по крайней мере выбираются с учётом того, какое влияние они могут оказать на развитие детей. А наиболее привычный при­мер среды, особо устроенной так, чтобы влиять на умствен­ные и нравственные установки своих участников, представля­ет собой общеобразовательная школа.

Школы возникают, когда обычаи общества становятся настолько сложными, что значительная часть культурного ба­гажа закрепляется в письменном виде при помощи соответст­вующих письменных знаков. Они более искусственны и услов­ны, чем речевые; им нельзя научиться, просто общаясь с другими людьми. Кроме того, в письменном виде обычно хра­нятся сведения о вещах, сравнительно чуждых повседневной жизни. Письменность хранит достижения, накопленные чело­вечеством за многие поколения, хотя некоторые наблюдения могут быть и временно не востребованы. Соответственно, ко­гда сообществу требуется выйти за пределы земель и памяти ныне живущего поколения, ему приходится полагаться на по­средничество школ, чтобы обеспечить соответствующий дос­туп ко всем своим запасам.

Мысли на полях

А наиболее привычный пример среды, особо устроен­ной так, чтобы влиять на умст­венные и нравственные уста­новки своих участников, пред­ставляет собой общеобразова­тельная школа.

...Когда сообществу тре­буется выйти за пределы зе­мель и памяти ныне живущего поколения, ему приходится по­лагаться на посредничество школ, чтобы обеспечить соот­ветствующий доступ ко всем своим запасам. В качестве по­яснения сошлёмся на простой пример: жизнь древних греков и римлян сильно повлияла на нашу собственную, хотя это влияние и не проявляется на уровне повседневной жизни.

...Для передачи такого ро­да сведений вырабатывается особый способ общения — пе­дагогическое общение — и создаются соответствующие об­щественные учреждения — общеобразовательные школы. Эти учреждения имеют по сравнению с другими три до­вольно особенные задачи...

 

 

В качестве пояснения сошлёмся на простой пример: жизнь древних греков и римлян сильно повлияла на нашу соб­ственную, хотя это влияние и не проявляется на уровне по­вседневной жизни. Подобным образом люди, живущие теперь, но отделённые от нас пространственно, — англичане, немцы, итальянцы — имеют прямое отношение к жизни нашего обще­ства, но понять природу нашего взаимодействия с ними мож­но только после особого научного рассмотрения. Точно так же молодые люди не могут в ходе повседневного общения при­обрести представление о том, какую роль в жизни общества играют скрытые источники энергии или физические структуры, недоступные зрению. Так что для передачи такого рода све­дений вырабатывается особый способ общения - педагогиче­ское общение — и создаются соответствующие обществен­ные учреждения — общеобразовательные школы.

Эти учреждения имеют по сравнению с другими три до­вольно особенные задачи, которые необходимо рассмотреть. Прежде всего, всякая цивилизация слишком сложна, чтобы усваиваться целиком, in toto, её приходится осваивать посте­пенно, разбивая на доступные усвоению доли. В современной общественной жизни связи так многочисленны и сложно пере­плетены, что ребёнок даже при наиболее благоприятных усло­виях не способен участвовать хотя бы в наиболее важных из них, он просто не готов к этому. А без участия в этих отноше­ниях невозможно постичь их смысл, они не войдут в состав его личных умственных установок. За лесом он не увидит де­ревьев: деловая жизнь, политика, искусство, наука, вероиспо­ведание - все они будут требовать внимания одновременно, и в следствие получится сплошная неразбериха.

Первая задача общественного учреждения, который называется школой, — создавать упрощённую среду. Школа отбирает те характеристики общественной среды, которые достаточно основательны и могут быть восприняты обучае­мыми. Затем она устанавливает порядок следования восприятий, используя уже усвоенные сведения как средство для понимания более сложных вещей.

 

Мысли на полях

Первая задача обществен­ного учреждения, которое на­зывается школой, — создавать упрощённую среду. Школа от­бирает те характеристики об­щественной среды, которые достаточно основательны и мо­гут быть восприняты обучаемыми... устанавливает порядок следования восприятий, ис­пользуя уже усвоенные сведения как средство для понима­ния более сложных вещей.

Вторая задача школьной среды — защитить, насколько возможно, растущую личность от влияния неприемлемых черт существующей общественной среды. В школе устанавлива­ется, так сказать, очищенная среда...

Третья задача школывосполнить нежелательное влияние общественной среды и обеспечить каждому человеку возможность преодолеть огра­ничения, которые налагает на него принадлежность по рожде­нию к некоторой узкой группе, дать ему возможность живого соприкосновения с более широ­ким окружением...

...Современное общество состоит из довольно многих обществ, более или менее тес­но связанных между собой.

 

 

Вторая задача школьной среды — защитить, насколько возможно, растущую личность от влияния неприемлемых черт существующей общественной среды. В школе устанавлива­ется, так сказать, очищенная среда т. е. отбор направлен не только на общее упрощение среды, но и на устранение её не­желательных черт. Любое общество постепенно загроможда­ется не только тем что не имеет познавательной ценности, буреломом прошлого, но и тем, что безусловно скверно. Долг школы — устранить такие черты из своей среды и тем самым в меру своих сил в целом ослабить их влияние. Отбирая для себя лучшее, школа тем самым борется за укрепление власти этого лучшего. Чем более просвещённым становится общест­во, тем лучше оно осознаёт свою ответственность за то, что­бы сохранять и передавать не все существующие обычаи, а лишь те, которые могут сделать его будущее лучше. Школа - главное средство общества для достижения этой цели.

Третья задача школы — восполнить нежелательное влияние общественной среды и обеспечить каждому человеку возможность преодолеть ограничения, которые налагает на него принадлежность по рождению к некоторой узкой группе, дать ему возможность живого соприкосновения с более широ­ким окружением. Слова «общество» и «община» отчасти вво­дят в заблуждение. Употребляя их, мы склонны думать, что каждому из них соответствует целостное объединение людей. На самом деле современное общество состоит из довольно многих обществ, более или менее тесно связанных между со­бой. Каждая семья с её дружескими связями создаёт своё собственное общество; содружество городских или деревен­ских парней — своё. Сообщества возникают в любом клубе, во всякой группе людей, занятых общим делом. Примером более крупных групп могут служить (в такой стране, как наша) объединения людей по расовой принадлежности и вероиспо­веданию, уровню достатка.

Современный город, несмотря на его внешнее политическое единство, заключает в себе, возможно, больше сооб­ществ и соответственно различных обычаев, неписаных зако­нов, устремлений, видов правления и надзора, чем можно бы­ло бы насчитать на целом материке в более ранние времена.

 

Мысли на полях

Каждая такая группа оказывает образующее влияние на жизненные установки её чле­нов.

Есть сообщества, члены которых почти не имеют непо­средственных соприкосновений друг с другом: художники, лите­ратурный и учёный мир. Эти люди разбросаны по миру, но каждый из них принадлежит к определённому сообществу, поскольку имеет общие с ним цели и в своей деятельности направляется на созданное другими его членами.

Школа сводит вместе мо­лодых людей, принадлежащих к разным расам и вероисповеда­ниям, имеющих непохожие обы­чаи, создавая для всех них но­вую, более широкую среду. Общее содержание образова­ния приучает членов всех групп к единому взгляду, открывая для них более широкие гори­зонты, чем тот, который виден изнутри любой из них.

Школа также призвана со­гласовывать в системе миро­восприятия каждого отдельного человека влияния различных сообществ, в которые он вхо­дит.

 

 

Каждая такая группа оказывает образующее влияние на жизненные установки её членов. Содружество, клуб, банда, воровская шайка Фейджина (Фейджин - персонаж романа Ч. Диккенса «Оливер Твист»), заключённые в тюремной камере, - все эти сообщества создают образовательную среду для тех, кто входит в них, и оказывают не меньше влияния, чем цер­ковь, профсоюзы, деловые напарники или политическая пар­тия. Есть сообщества, члены которых почти не имеют непо­средственных соприкосновений друг с другом: художники, ли­тературный и учёный мир. Эти люди разбросаны по миру, но каждый из них принадлежит к определённому сообществу, по­скольку имеет общие с ним цели и в своей деятельности на­правляется на созданное другими его членами.

В прежние времена разнообразие групп было связано преимущественно с географическим обстоятельством: об­ществ было много, но каждое в пределах своих земель было сравнительно однородным. С развитием торговли, средств сообщений, обмена сведениями и людьми возникли страны (подобные нынешним Соединенным Штатам), объединившие различные группы людей с разными системами обычаев. Возможно, именно эта обстановка более чем что-либо другое усилила потребность в образовательном учреждении, которое создавало бы для подрастающего поколения относительно однородную и уравновешенную среду. Только таким путём можно было противодействовать центробежным силам, возни­кающим при соприкосновении различных групп внутри одной и той же политической единицы.

Школа сводит вместе молодых людей, принадлежащих к разным расам и вероисповеданиям, имеющих непохожие обы­чаи, создавая для всех них новую, более широкую среду. Об­щее содержание образования приучает членов всех групп к единому взгляду, открывая для них более широкие горизонты, чем тот, который виден изнутри любой из них. Об успешности такого подхода, создающего уравновешенную общность, красноречиво свидетельствует усваивающая сила американ­ской государственной школы.

Школа также призвана согласовывать в системе миро­восприятия каждого отдельного человека влияние различных сообществ, в которые он входит. Ведь в семье — одни нормы, на улице — другие, в цеху и в магазине — третьи, а в вероис­поведальной общине — четвёртые. Человек разрывается на части, каждая среда тянет его в свою сторону. Возникает действительная опасность начать мыслить и чувствовать по-разному, находясь в различных внешних условиях. Это возла­гает на школу задачи устойчивости и объединения.

Мысли на полях

Становление у юных чле­нов общества взаимосвязанной совокупности взглядов и уста­новок, необходимых для про­должения и совершенствования жизни общества, невозможно обеспечить путём непосредст­венной передачи убеждений, чувств, знаний.

 

Общественная среда за­ключает в себе все виды дея­тельности всех членов группы, от которых зависит выполнение деятельности каждого из них. По своему воздействию на членов группы среда является подлинно образовательной в той мере, в какой отдельные люди включены в общую дея­тельность.

Самые глубокие и лично­стные образовательные влия­ния протекают без участия соз­нания в ходе постепенного включения юных членов сооб­щества в деятельность тех или иных групп, к которым они при­надлежат. Однако по мере того как общество становится всё более сложным, возникает не­обходимость создавать особую общественную среду, которая особо предназначена для раз­вития молодёжи.

 

 

Подведём итог. Становление у юных членов общества взаимосвязанной совокупности взглядов и установок, необхо­димых для продолжения и совершенствования жизни общест­ва, невозможно обеспечить путём непосредственной передачи убеждений, чувств, знаний. Такое становление всегда проис­ходит при посредничестве среды. Среда состоит из всей со­вокупности условий, важных для осуществления деятельно­сти, характерной для данного живого существа. Обществен­ная среда заключает в себе все виды деятельности всех чле­нов группы, от которых зависит выполнение деятельности ка­ждого из них. По своему воздействию на членов группы среда является подлинно образовательной в той мере, в какой от­дельные люди включены в общую деятельность. Участвуя в совместной деятельности, человек принимает и цель, ради которой она предпринята, знакомится с содержанием и спосо­бами выполнения этой деятельности, приобретает необходи­мые навыки и пропитывается её эмоциональным духом. Са­мые глубокие и личностные образовательные влияния проте­кают без участия сознания в ходе постепенного включения юных членов сообщества в деятельность тех или иных групп, к которым они принадлежат. Однако по мере того как общест­во становится всё более сложным, возникает необходимость создавать особую общественную среду, которая особо пред­назначена для развития молодёжи.

Три важнейшие задачи этой особой среды таковы:

содействие становлению и развитию желательной сис­темы отношений к миру;

очищение и оптимизация положения дел, действитель­но существующего в обществе;

создание более широкой и уравновешенной среды, чем та, воздействию которой подвергались бы незрелые члены общества, будь они предоставлены самим себе.

 

 

 

 

 

Труды классиков природосообразной педагогики