|
Труды классиков
природосообразной педагогики |
|
|
|
Образование как задача общественной жизни Джон Дьюи (John Dewey) (Печ. по: Дьюи Д. Демократия и образование / Пер. с англ. — М., 2000. — Гл.2.) |
проф. Джон Дьюи (John Dewey) [1859-1952] |
|
|
Образовательная
задача общественной среды Наш
главный вывод состоит, таким образом, в том, что общественная среда
вырабатывает умственные и эмоциональные установки поведения у личностей путём
вовлечения их в деятельность, которая порождает и усиливает определённые
побуждения, имеет определённые цели и влечёт за собой определённые
последствия. У ребёнка, растущего в семье музыкантов, имеющиеся у него
способности к музыке будут неизбежно поддерживаться сильнее, чем любые другие.
Если он не интересуется музыкой и не хочет стать музыкантом, в семье будут
смотреть на него как на «чокнутого»: он просто не сможет участвовать в жизни
группы, к которой принадлежит. То или иное участие в жизни тех, с кем
человек связан, неизбежно, поэтому общественная среда непременно осуществляет
своё образовательное или складывающее влияние, она делает это бессознательно
и вне зависимости от каких-либо особо поставленных целей. В
дикарских и примитивных сообществах такое прямое участие, дающее
самопроизвольное или случайное образование, о котором мы уже говорили,
составляет почти единственный способ приобщения младших к занятиям и верованиям
группы. В современных обществах это тоже составляет основу воспитания даже
тех людей, которые обучаются в лучших школах. В соответствии с интересами и
родом занятий членов группы одни вещи объявляются предметами высокой ценности,
а другие отвергаются. Коллектив не создаёт побуждений, привязанностей и
неприязни, но он указывает предметы, вызывающие их. |
Мысли
на полях ...Общественная
среда вырабатывает умственные и эмоциональные установки поведения у
личностей путём вовлечения их в деятельность, которая порождает и усиливает
определённые побуждения... ...Нам
кажется почти невероятным, что некоторые истины, хорошо нам известные, совершенно
не признавались в прошедшие века. Мы склонны объяснять это тупостью наших
предков и умственным превосходством, которое приписываем себе. Подобно
ощущениям, нуждающимся в предметах, способных их вызвать, наша наблюдательность,
память и воображение не включаются случайно, а пробуждаются потребностями
образа жизни. Самое
главное в наших установках вырабатывается независимо от обучения именно такими
влияниями. Всё, что в лучшем случае может сделать сознательное, целенаправленное
образование, — предоставить возможности для более полного проявления сложившихся...
способностей. |
|
|
Предметы,
заслуживающие внимания, определяются условиями жизни группы; эти же условия задают
направление и ставят ограничения нашей наблюдательности и памяти. Странное и
чуждое (т. е. находящееся за пределами видов деятельности группы) обычно
считается подозрительным и подвергается моральному запрету. Например, нам
кажется почти невероятным, что некоторые истины, хорошо нам известные,
совершенно не признавались в прошедшие века. Мы склонны объяснять это
тупостью наших предков и умственным превосходством, которое приписываем
себе. Объяснение, однако, состоит в том, что образ жизни тогдашних людей направлял
внимание совсем на другие вещи. Подобно ощущениям, нуждающимся в предметах,
способных их вызвать, наша наблюдательность, память и воображение не
включаются случайно, а пробуждаются потребностями образа жизни. Самое
главное в наших установках вырабатывается независимо от обучения именно
такими влияниями. Всё, что в лучшем случае может сделать сознательное,
целенаправленное образование, — предоставить возможности для более полного
проявления сложившихся таким образом способностей. Оно может лишь
отшлифовать их и предоставить предметы, которые сделают их проявление более
производительным и осмысленным. Поскольку
«подсознательное влияние среды» столь изощрённо и всесуще, что сказывается на
всех чертах характера и складе ума, стоит указать некоторые направления, в
которых оно наиболее значительно. |
Мысли
на полях «Подсознательное
влияние среды» столь изощрённо и всесуще, что сказывается на всех чертах
характера и складе ума, стоит указать некоторые направления, в которых оно наиболее
значительно. Во-первых,
языковая компетенция. Основные виды речи, словарный запас складываются в
обыденном жизненном общении, которое осуществляется не как особое средство
обучения, а как жизненная необходимость. Во-вторых,
привычки. Пример здесь, как известно, гораздо более успешен, чем наставление.
Говорят, хорошие привычки — следствие хорошего воспитания, или, скорее, они
и есть хорошее воспитание, а последнее приобретается вовсе не через знания о
том, как нужно себя вести, но благодаря многократному выполнению привычных
действий в ответ на привычные возбуждения. В-третьих,
хороший вкус и эстетическая оценка. Если глаз постоянно встречает гармоничные
предметы, изящные по виду и приятно окрашенные, это способствует развитию
хорошего вкуса. |
|
|
Во-первых,
языковая компетенция. Основные виды речи, словарный запас складываются в
обыденном жизненном общении, которое осуществляется не как особое средство
обучения, а как жизненная необходимость. Принято говорить, что ребёнок
впитывает родной язык с молоком матери. И хотя приобретённые таким образом
языковые умения могут быть подправлены или даже замещены в ходе формального
обучения, всё же в моменты волнения усвоенные в школе обороты речи зачастую
выпадают из памяти и люди возвращаются к своему действительно «родному»
языку. Во-вторых,
привычки. Пример здесь, как известно, гораздо более успешен, чем
наставление. Говорят, хорошие привычки — следствие хорошего воспитания, или,
скорее, они и есть хорошее воспитание, а последнее приобретается вовсе не
через знания о том, как нужно себя вести, но благодаря многократному
выполнению привычных действий в ответ на привычные возбуждения. Можно
много говорить о пользе постоянных наставлений и напоминаний, но в конечном
счёте основные движущие силы в выработке привычек — дух и атмосфера окружения.
Хотя хорошие привычки вовсе не главные добродетели, но и по отношению к ним
сознательное обучение, похоже, успешно лишь в той мере, в какой оно
согласуется с общим «образом жизни» тех, кто составляет для ребёнка общественную
среду. В-третьих,
хороший вкус и эстетическая оценка. Если глаз постоянно встречает гармоничные
предметы, изящные по виду и приятно окрашенные, это способствует развитию хорошего
вкуса. Безвкусная, кричащая, аляповатая среда так же портит вкус, как
скудная, бедная среда не даёт пищи чувству прекрасного. В таких
неблагоприятных условиях сознательное обучение едва ли может достичь
большего, чем предоставить сведения из вторых рук о том, что об этом думают
другие. Выработанный при этом вкус будет лишён и случайности и самобытности,
он останется вымученным напоминанием об уроках тех, на кого человек приучён
оглядываться. |
Мысли
на полях Однако
было бы недостаточно сказать, что наиболее глубокие ценностные суждения
складываются обстановками, в которых человек привычно участвует, если при
этом не указать — и это в-четвёртых— на объединение всего, о чём говорилось
выше. Мы
редко отдаём себе отчёт в том, до какой степени наши сознательные оценки —
как положительные, так и отрицательные — основаны на критериях, которые мы
вовсе не осознаём. То, что мы принимаем как само собой разумеющееся, т. е.
без вопросов и размышлений, как раз и направляет наше сознательное мышление
и предопределяет наши выводы. Привычки,
лежащие за пределами осознания. — вот что сложилось в ходе непрерывного
обмена сведениями во взаимодействии с другими. Мы
воспитываем не напрямую, а при помощи среды. Вопрос ставится так: либо мы
позволяем стихийно складывающейся среде управлять образованием молодёжи,
либо особо создаём для этих целей среду. |
|
|
Однако
было бы недостаточно сказать, что наиболее глубокие ценностные суждения
создаются обстановками, в которых человек привычно участвует, если при этом
не указать — и это в-четвёртых — на объединение всего о чём говорилось
выше. Мы редко отдаём себе отчёт в том, до какой степени наши сознательные
оценки — как положительные, так и отрицательные — основаны на критериях, которые
мы вовсе не осознаём. То, что мы принимаем как само собой разумеющееся, т. е.
без вопросов и размышлений, как раз и направляет наше сознательное мышление
и предопределяет наши выводы. Привычки, лежащие за пределами осознания, —
вот что сложилось в ходе непрерывного обмена сведениями во взаимодействии с
другими. Школа как особая среда Как
было сказано выше, образовательный процесс идёт самопроизвольно, поэтому есть
только один способ, посредством которого взрослые могут сознательно
управлять образованием юных, — управляя средой, направляющей их действия, а
следовательно, мысли и чувства. Мы воспитываем не напрямую, а при помощи
среды. Вопрос ставится так: либо мы позволяем стихийно складывающейся среде
управлять образованием молодёжи, либо особо создаём для этих целей среду. Любая
среда стихийна, если она не создана с оглядкой на желаемый образовательный
итог. Разумная семья отличается от неразумной главным образом тем, что
жизненные обстановки и навыки общения этой семьёй создаются особо или по
крайней мере выбираются с учётом того, какое влияние они могут оказать на
развитие детей. А наиболее привычный пример среды, особо устроенной так,
чтобы влиять на умственные и нравственные установки своих участников,
представляет собой общеобразовательная школа. Школы
возникают, когда обычаи общества становятся настолько сложными, что
значительная часть культурного багажа закрепляется в письменном виде при
помощи соответствующих письменных знаков. Они более искусственны и условны,
чем речевые; им нельзя научиться, просто общаясь с другими людьми. Кроме
того, в письменном виде обычно хранятся сведения о вещах, сравнительно
чуждых повседневной жизни. Письменность хранит достижения, накопленные человечеством
за многие поколения, хотя некоторые наблюдения могут быть и временно не
востребованы. Соответственно, когда сообществу требуется выйти за пределы
земель и памяти ныне живущего поколения, ему приходится полагаться на посредничество
школ, чтобы обеспечить соответствующий доступ ко всем своим запасам. |
Мысли
на полях А
наиболее привычный пример среды, особо устроенной так, чтобы влиять на умственные
и нравственные установки своих участников, представляет собой общеобразовательная
школа. ...Когда
сообществу требуется выйти за пределы земель и памяти ныне живущего
поколения, ему приходится полагаться на посредничество школ, чтобы
обеспечить соответствующий доступ ко всем своим запасам. В качестве пояснения
сошлёмся на простой пример: жизнь древних греков и римлян сильно повлияла на
нашу собственную, хотя это влияние и не проявляется на уровне повседневной
жизни. ...Для
передачи такого рода сведений вырабатывается особый
способ общения — педагогическое общение — и создаются соответствующие
общественные учреждения — общеобразовательные школы. Эти учреждения имеют по
сравнению с другими три довольно особенные задачи... |
|
|
В
качестве пояснения сошлёмся на простой пример: жизнь древних греков и римлян
сильно повлияла на нашу собственную, хотя это влияние и не проявляется на
уровне повседневной жизни. Подобным образом люди, живущие теперь, но
отделённые от нас пространственно, — англичане, немцы, итальянцы — имеют
прямое отношение к жизни нашего общества, но понять природу нашего
взаимодействия с ними можно только после особого научного рассмотрения.
Точно так же молодые люди не могут в ходе повседневного общения приобрести
представление о том, какую роль в жизни общества играют скрытые источники
энергии или физические структуры, недоступные зрению. Так что для передачи
такого рода сведений вырабатывается особый способ общения - педагогическое
общение — и создаются соответствующие общественные учреждения — общеобразовательные
школы. Эти
учреждения имеют по сравнению с другими три довольно особенные задачи,
которые необходимо рассмотреть. Прежде всего, всякая цивилизация слишком
сложна, чтобы усваиваться целиком, in toto, её приходится осваивать постепенно, разбивая на
доступные усвоению доли. В современной общественной жизни связи так
многочисленны и сложно переплетены, что ребёнок даже при наиболее благоприятных
условиях не способен участвовать хотя бы в наиболее важных из них, он просто
не готов к этому. А без участия в этих отношениях невозможно постичь их
смысл, они не войдут в состав его личных умственных установок. За лесом он не
увидит деревьев: деловая жизнь, политика, искусство, наука, вероисповедание
- все они будут требовать внимания одновременно, и в следствие получится
сплошная неразбериха. Первая
задача общественного учреждения, который называется школой, — создавать
упрощённую среду. Школа отбирает те характеристики общественной среды, которые
достаточно основательны и могут быть восприняты обучаемыми. Затем она
устанавливает порядок следования восприятий, используя уже усвоенные сведения
как средство для понимания более сложных вещей. |
Мысли
на полях Первая задача общественного учреждения, которое называется школой, — создавать
упрощённую среду. Школа отбирает те характеристики общественной
среды, которые достаточно основательны и могут быть восприняты обучаемыми...
устанавливает порядок следования восприятий, используя уже усвоенные сведения
как средство для понимания более сложных вещей. Вторая задача школьной среды — защитить,
насколько возможно, растущую личность от влияния
неприемлемых черт существующей общественной среды. В школе устанавливается,
так сказать, очищенная среда... Третья задача школы — восполнить
нежелательное влияние общественной среды и обеспечить
каждому человеку возможность преодолеть ограничения, которые налагает
на него принадлежность по рождению к некоторой узкой
группе, дать ему возможность живого соприкосновения с более широким
окружением... ...Современное общество состоит из довольно многих обществ, более или менее
тесно связанных между собой. |
|
|
Вторая
задача школьной среды — защитить, насколько возможно, растущую личность от
влияния неприемлемых черт существующей общественной среды. В школе устанавливается,
так сказать, очищенная среда т. е. отбор направлен не только на общее
упрощение среды, но и на устранение её нежелательных черт. Любое общество
постепенно загромождается не только тем что не имеет познавательной
ценности, буреломом прошлого, но и тем, что безусловно скверно. Долг школы —
устранить такие черты из своей среды и тем самым в меру своих сил в целом ослабить
их влияние. Отбирая для себя лучшее, школа тем самым борется за укрепление
власти этого лучшего. Чем более просвещённым становится общество, тем лучше
оно осознаёт свою ответственность за то, чтобы сохранять и передавать не все
существующие обычаи, а лишь те, которые могут сделать его будущее лучше.
Школа - главное средство общества для достижения этой цели. Третья
задача школы — восполнить нежелательное влияние общественной среды и
обеспечить каждому человеку возможность преодолеть ограничения, которые налагает
на него принадлежность по рождению к некоторой узкой группе, дать ему
возможность живого соприкосновения с более широким окружением. Слова
«общество» и «община» отчасти вводят в заблуждение. Употребляя их, мы
склонны думать, что каждому из них соответствует целостное объединение людей.
На самом деле современное общество состоит из довольно многих обществ, более
или менее тесно связанных между собой. Каждая семья с её дружескими связями
создаёт своё собственное общество; содружество городских или деревенских
парней — своё. Сообщества возникают в любом клубе, во всякой группе людей,
занятых общим делом. Примером более крупных групп могут служить (в такой
стране, как наша) объединения людей по расовой принадлежности и вероисповеданию,
уровню достатка. Современный
город, несмотря на его внешнее политическое единство, заключает в себе,
возможно, больше сообществ и соответственно различных обычаев, неписаных
законов, устремлений, видов правления и надзора, чем можно было бы насчитать
на целом материке в более ранние времена. |
Мысли
на полях Каждая
такая группа оказывает образующее влияние на жизненные установки её членов. Есть
сообщества, члены которых почти не имеют непосредственных соприкосновений
друг с другом: художники, литературный и учёный мир. Эти люди разбросаны по
миру, но каждый из них принадлежит к определённому сообществу, поскольку
имеет общие с ним цели и в своей деятельности направляется на созданное
другими его членами. Школа
сводит вместе молодых людей, принадлежащих к разным расам и вероисповеданиям,
имеющих непохожие обычаи, создавая для всех них новую, более широкую среду.
Общее содержание образования приучает членов всех групп к единому взгляду,
открывая для них более широкие горизонты, чем тот, который виден изнутри
любой из них. Школа
также призвана согласовывать в системе мировосприятия каждого отдельного
человека влияния различных сообществ, в которые он входит. |
|
|
Каждая
такая группа оказывает образующее влияние на жизненные установки её членов.
Содружество, клуб, банда, воровская шайка Фейджина (Фейджин - персонаж романа
Ч. Диккенса «Оливер Твист»), заключённые в тюремной камере, - все эти
сообщества создают образовательную среду для тех, кто входит в них, и
оказывают не меньше влияния, чем церковь, профсоюзы, деловые напарники или
политическая партия. Есть сообщества, члены которых почти не имеют непосредственных
соприкосновений друг с другом: художники, литературный и учёный мир. Эти
люди разбросаны по миру, но каждый из них принадлежит к определённому
сообществу, поскольку имеет общие с ним цели и в своей деятельности направляется
на созданное другими его членами. В
прежние времена разнообразие групп было связано преимущественно с
географическим обстоятельством: обществ было много, но каждое в пределах
своих земель было сравнительно однородным. С развитием торговли, средств сообщений,
обмена сведениями и людьми возникли страны (подобные нынешним Соединенным
Штатам), объединившие различные группы людей с разными системами обычаев.
Возможно, именно эта обстановка более чем что-либо другое усилила потребность
в образовательном учреждении, которое создавало бы для подрастающего поколения
относительно однородную и уравновешенную среду. Только таким путём можно было
противодействовать центробежным силам, возникающим при соприкосновении
различных групп внутри одной и той же политической единицы. Школа
сводит вместе молодых людей, принадлежащих к разным расам и вероисповеданиям,
имеющих непохожие обычаи, создавая для всех них новую, более широкую среду.
Общее содержание образования приучает членов всех групп к единому взгляду,
открывая для них более широкие горизонты, чем тот, который виден изнутри
любой из них. Об успешности такого подхода, создающего уравновешенную
общность, красноречиво свидетельствует усваивающая сила американской
государственной школы. Школа
также призвана согласовывать в системе мировосприятия каждого отдельного
человека влияние различных сообществ, в которые он входит. Ведь в семье —
одни нормы, на улице — другие, в цеху и в магазине — третьи, а в вероисповедальной
общине — четвёртые. Человек разрывается на части, каждая среда тянет его в
свою сторону. Возникает действительная опасность начать мыслить и чувствовать
по-разному, находясь в различных внешних условиях. Это возлагает на школу
задачи устойчивости и объединения. |
Мысли
на полях Становление
у юных членов общества взаимосвязанной совокупности взглядов и установок,
необходимых для продолжения и совершенствования жизни общества, невозможно
обеспечить путём непосредственной передачи убеждений, чувств, знаний. Общественная
среда заключает в себе все виды деятельности всех членов группы, от которых
зависит выполнение деятельности каждого из них. По своему воздействию на членов
группы среда является подлинно образовательной в той мере, в какой отдельные
люди включены в общую деятельность. Самые
глубокие и личностные образовательные влияния протекают без участия сознания
в ходе постепенного включения юных членов сообщества в деятельность тех или
иных групп, к которым они принадлежат. Однако по мере того как общество
становится всё более сложным, возникает необходимость создавать особую
общественную среду, которая особо предназначена для развития молодёжи. |
|
|
Подведём
итог. Становление у юных членов общества взаимосвязанной совокупности
взглядов и установок, необходимых для продолжения и совершенствования жизни
общества, невозможно обеспечить путём непосредственной передачи убеждений,
чувств, знаний. Такое становление всегда происходит при посредничестве
среды. Среда состоит из всей совокупности условий, важных для осуществления
деятельности, характерной для данного живого существа. Общественная среда
заключает в себе все виды деятельности всех членов группы, от которых
зависит выполнение деятельности каждого из них. По своему воздействию на
членов группы среда является подлинно образовательной в той мере, в какой отдельные
люди включены в общую деятельность. Участвуя в совместной деятельности,
человек принимает и цель, ради которой она предпринята, знакомится с
содержанием и способами выполнения этой деятельности, приобретает необходимые
навыки и пропитывается её эмоциональным духом. Самые глубокие и личностные
образовательные влияния протекают без участия сознания в ходе постепенного
включения юных членов сообщества в деятельность тех или иных групп, к которым
они принадлежат. Однако по мере того как общество становится всё более
сложным, возникает необходимость создавать особую общественную среду, которая
особо предназначена для развития молодёжи. Три
важнейшие задачи этой особой среды таковы: • содействие
становлению и развитию желательной системы отношений к миру; • очищение и
оптимизация положения дел, действительно существующего в обществе; • создание более
широкой и уравновешенной среды, чем та, воздействию которой подвергались бы
незрелые члены общества, будь они предоставлены самим себе. |
|
|
|
Труды классиков
природосообразной педагогики |
|