Труды классиков природосообразной педагогики

 

 

 

 

Образование как

жизненная необходимость

Джон Дьюи (John Dewey)

 

(Печ. по: Дьюи Д. Демократия и образование

/ Пер. с англ. — М., 2000. — Гл.1.)

проф. Джон Дьюи

(John Dewey)

 [1859-1952]

 

 

Место формального образования

Есть значительная разница между образованием ко­торое извлекает для себя каждый, просто живя среди дру­гих людей (если он подлинно живёт, а не просто физически существует), и особо устроенным обучением молодёжи. В первом случае образование носит случайный характер; оно осуществляется естественным путём и, будучи крайне важным, всё же не является прямой целью сообщества.

Хотя и можно без всякого преувеличения сказать, что мерой ценности любого общественного учреждения— эко­номического, хозяйственного, политического, правового или религиозного — становится то влияние, которое оно оказывает на расширение и совершенствование опыта, обычно такое влияние не входит в его намерения, как пра­вило, более узкие и пользовательские. Например, религиоз­ные сообщества начинались с желания обеспечить благо­склонность правящих миром сил и защититься от дурных влияний; семья — с желания удовлетворить плотские по­требности и сохранить семейную собственность; обще­ственный труд по большей части — с порабощения других людей и т. д. Лишь по прошествии времени выявлялись по­бочные плоды существования данного учреждения, его влияние на характер и уровень сознания людей, и ещё позднее это влияние определяло ведущее направление деятельности. Даже сегодня, в промышленном обществе, умственным и эмоциональным сторонам деятельности человеческих объединений, в рамках которых совершается совместная деятельность людей, по сравнению с её пря­мыми физическими итогами, уделяется очень мало внима­ния, за исключением разве что таких ценностей, как тру­долюбие и бережливость.

Однако при общении с молодёжью само по себе объе­динение как собственно человеческий фактор приобрета­ет важное значение. При знакомствах с детьми легко пре­небречь влияние наших действий на их установки или сво­дить образовательное воздействие только к какому-то внешнему осязаемому итогу, что мы позволяем себе в от­ношении взрослых. Необходимость в их обучении слишком очевидна; добиться изменений в жизненных точках зрения и привычках юных слишком важно, чтобы мы могли позво­лить себе пренебречь эти влияния.

 

Мысли на полях

Есть значительная разница между образованием, которое из­влекает для себя каждый, просто живя среди других людей... и особо устроенным обучением молодёжи.

Даже сегодня, в промышлен­ном обществе, умственным и эмо­циональным сторонам деятельно­сти человеческих объединений, по сравнению с её прямыми физиче­скими следствиями, уделяется очень мало внимания...

Однако при общении с моло­дёжью само по себе объединение как собственно человеческий фак­тор приобретает важное значение.

При контактах с детьми легко пренебречь влияние наших действий на их установки или сводить обра­зовательное воздействие только к какому-то внешнему осязаемому итогу, что мы позволяем себе в от­ношении взрослых. Необходимость в их обучении слишком очевидна; добиться изменений в жизненных точках зрения и привычках юных слишком важно, чтобы мы могли позволить себе пренебречь эти влияния.

 

 

Главная задача — сделать так, чтобы наши дети смогли жить общей с нами жизнью, и, стало быть, мы про­сто обязаны осознать, действительно ли мы создаём спо­собности, обеспечивающие эту возможность. Если челове­чество продвинулось в понимании того, что ценность всякого общественного учреждения определяется в конечном счёте его собственно человеческим воздействием, т. е. влиянием на наше сознание, то есть основание полагать, что этот урок мы извлекли главным образом из общения с молодёжью.

Перейдём теперь от образования вообще, как мы это делали до сих пор, к его более формальной разновидности — обучению в школе. В неразвитых общественных группах формальное обучение в особых учреждениях на деле отсут­ствует. В простейших сообществах считается, что необходи­мые установки создаются у молодёжи благодаря тем же об­разам совместной жизни, которые вырабатывают и у взрос­лых преданность интересам группы. Там нет особых средств, материалов или институтов для обучения юных, кроме тех, что связаны с церемониями посвящения, посред­ством которых молодёжь обретает общественное полнопра­вие. В большинстве своём первобытное общество полагает­ся на то, что участие детей в занятиях взрослых позволит им освоить обычаи, эмоциональные установки и идеалы груп­пы. Участие бывает прямым и непосредственным (тогда оно является ученичеством в полном смысле слова) и косвен­ным, через игры, в которых дети воспроизводят действия взрослых и, таким образом, учатся их понимать. Дикари со­чли бы совершенно излишним создавать особое место, где люди занимались бы только и исключительно учением.

Однако по мере развития цивилизации пропасть между возможностями детей и требованиями взрослых растёт. Учиться путём непосредственного участия в занятиях взрос­лых, если речь не идёт о совсем простых, становится всё труднее. Многое из того, что делают взрослые, так далеко от детских представлений, что игровое подражание всё меньше способно воспроизвести дух этих занятий. Возможность ус­пешного участия в деятельности взрослых зависит, таким образом, от особой предварительной подготовки. С этой це­лью создаются необходимые учреждения — школы — и придумывается способ обучения — занятия. Вести их препо­ручают особой группе людей.

 

Мысли на полях

Главная задача — сделать так, чтобы наши дети смогли жить общей с нами жизнью, и, стало быть, мы просто обязаны осознать, дей­ствительно ли мы создаём способ­ности, обеспечивающие эту возмож­ность.

...По мере развития цивилиза­ции пропасть между возможностями детей и требованиями взрослых растёт, учиться путём непосредст­венного участия в занятиях взрос­лых... становится всё труднее.

Существуют, однако, явные опасности, связанные с переходом от неформального к формальному образованию. Участие в деятельно­сти взрослых, непосредственное или через игру, является по-­настоящему личным и жизненно важным, что отчасти восполняет узость возможностей, предостав­ляемых этим способом образования. Формальное обучение, напро­тив, легко становится оторванным от действительности и мёртвым...

Без формального образова­ния невозможно передать молодым все ресурсы и достижения развито­го общества.

 

 

Без формального образования невозможно передать молодым все ресурсы и достижения развитого общества. Оно открывает перед ними путь к такому виду опыта, кото­рый был бы им недоступен, если бы они продолжали полу­чать образование только неформальным путём, поскольку книжные знания таким образом не освоишь.

Существуют, однако, явные опасности, связанные с пе­реходом от неформального к формальному образованию. Участие в деятельности взрослых, непосредственное или через игру, является по-настоящему личным и жизненно важным, что отчасти восполняет узость возможностей, пре­доставляемых этим способом образования. Формальное обучение, напротив, легко становится оторванным от дейст­вительности и мёртвым, или, употребляя менее обидные по­нятия, отвлечённым и книжным. Знание, накапливающееся в простейших обществах, по крайней мере применяется на де­ле: оно вырабатывает характер, его смысл определяется включённостью в удовлетворение значимых повседневных потребностей.

В развитом обществе многое из того, что необходимо изучить, представлено в символической форме и потому не может быть переведено на язык знакомых действий и пред­метов. Эти знания довольно своеобразные и поверхностные. В обыденном представлении они выглядят искусственными, поскольку не связаны с житейской практикой. Эти знания жи­вут в своём собственном мире, они не связаны с привычны­ми способами мышления и выражения мыслей. Постоянно сохраняется опасность, что содержание формального обуче­ния так и останется в школьном курсе отделённым от курса жизненного опыта. Школа занимается теми составляющими культуры, которые выпадают из состава повседневной жиз­ни, но существуют преимущественно в виде особенных све­дений, выраженных в символах. Потому-то распространён­ное представление об образовании не видит его обществен­ной роли, тождественности со всеми видами человеческих объединений, влияющих на человеческое сознание. В рам­ках этого представления преподавание — передача сведе­ний о далёких от жизни предметах, а учение - обретение гра­мотности, освоение словесных знаков.

Мысли на полях

Постоянно сохраняется опас­ность, что содержание формально­го обучения так и останется в школьном курсе отделённым от кур­са жизненного опыта. Школа зани­мается теми составляющими куль­туры, которые выпадают из состава повседневной жизни...

...Одна из важнейших задач... — найти способ поддержания долж­ного равновесия между нефор­мальной и формальной, случайной и целенаправленной составляющими образования.

Образование состоит прежде всего в передаче опыта посредст­вом общения.

Общение — процесс соучастия в опыте, превращающий его в об­щее достояние. Общий опыт изме­няет установки всех участников. Смысл любого вида объединения людей состоит в конечном счёте в том вкладе, который оно вносит в повышение качества общественно­го опыта, что обнаруживается пре­жде всего во взаимодействии с подрастающим поколением.

 

 

Следовательно, одна из важнейших задач, с которой приходится иметь дело философии образования, — найти способ поддержания должного равновесия между нефор­мальной и формальной, случайной и целенаправленной со­ставляющими образования. Если приобретение сведений и особых умственных навыков не влияет на выработку обще­ственных установок, то повседневный жизненный опыт не осмысливается, а школы выпускают людей, «ушлых» лишь в учении. Чем дальше продвигается вперёд формальное об­разование, тем труднее становится избегать разлада между тем, что люди сознательно приобрели посредством школь­ного учения, и опытом, который они бессознательно впитали во взаимодействии с другими людьми.

Итог. Сама природа жизни состоит в том, чтобы стре­миться к продолжению существования. Поскольку достичь этой цели можно лишь благодаря непрерывному обновле­нию, жизнь есть процесс самообновления. Роль образова­ния в общественной жизни подобна роли питания и воспро­изводства для физиологического существования. Образова­ние состоит прежде всего в передаче опыта посредством общения. Общение — процесс соучастия в опыте, превра­щающий его в общее достояние. Общий опыт изменяет ус­тановки всех участников. Смысл любого вида объединения людей состоит в конечном счёте в том вкладе, который оно вносит в повышение качества общественного опыта, что об­наруживается прежде всего во взаимодействии с подрас­тающим поколением. И хотя всякое общественное явление по своей сущности образовательно, образовательное влия­ние как таковое впервые становится одной из важных целей сообщества именно в связи с взаимоотношениями старших и младших. По мере усложнения состава и наращивания воз­можностей общества растёт потребность в устроенном, це­ленаправленном преподавании и учении. С распростране­нием формального обучения увеличивается опасность раз­рыва между опытом, получаемым в естественных объедине­ниях людей, и опытом, приобретаемым в школе. Сейчас эта опасность большая, чем когда бы то ни было, вследствие быстрого накопления знаний и развития технических навыков за последние несколько столетий.

 

 

 

 

 

Труды классиков природосообразной педагогики