|
Труды классиков
природосообразной педагогики |
|
|
|
Образование как жизненная необходимость Джон Дьюи (John Dewey) (Печ. по: Дьюи Д. Демократия и образование / Пер. с англ. — М., 2000. — Гл.1.) |
проф. Джон Дьюи (John Dewey) [1859-1952] |
|
|
Место формального образования Есть значительная разница между
образованием которое извлекает для себя каждый, просто живя среди других
людей (если он подлинно живёт, а не просто физически существует), и особо
устроенным обучением молодёжи. В первом случае образование носит случайный характер;
оно осуществляется естественным путём и, будучи крайне важным, всё же не
является прямой целью сообщества. Хотя и можно без всякого преувеличения
сказать, что мерой ценности любого общественного учреждения— экономического,
хозяйственного, политического, правового или религиозного — становится то
влияние, которое оно оказывает на расширение и совершенствование опыта, обычно
такое влияние не входит в его намерения, как правило, более узкие и
пользовательские. Например, религиозные сообщества начинались с желания
обеспечить благосклонность правящих миром сил и защититься от дурных
влияний; семья — с желания удовлетворить плотские потребности и сохранить
семейную собственность; общественный труд по большей части — с порабощения
других людей и т. д. Лишь по прошествии времени выявлялись побочные плоды
существования данного учреждения, его влияние на характер и уровень сознания
людей, и ещё позднее это влияние определяло ведущее направление деятельности.
Даже сегодня, в промышленном обществе, умственным и эмоциональным сторонам
деятельности человеческих объединений, в рамках которых совершается совместная
деятельность людей, по сравнению с её прямыми физическими итогами, уделяется
очень мало внимания, за исключением разве что таких ценностей, как трудолюбие
и бережливость. Однако при общении с молодёжью само по
себе объединение как собственно человеческий фактор приобретает важное
значение. При знакомствах с детьми легко пренебречь влияние наших действий
на их установки или сводить образовательное воздействие только к какому-то
внешнему осязаемому итогу, что мы позволяем себе в отношении взрослых. Необходимость
в их обучении слишком очевидна; добиться изменений в жизненных точках зрения
и привычках юных слишком важно, чтобы мы могли позволить себе пренебречь эти
влияния. |
Мысли
на полях Есть
значительная разница между образованием, которое извлекает для себя каждый,
просто живя среди других людей... и особо устроенным обучением молодёжи. Даже
сегодня, в промышленном обществе, умственным и эмоциональным сторонам
деятельности человеческих объединений, по сравнению с её прямыми физическими
следствиями, уделяется очень мало внимания... Однако
при общении с молодёжью само по себе объединение как собственно человеческий
фактор приобретает важное значение. При
контактах с детьми легко пренебречь влияние наших действий на их установки
или сводить образовательное воздействие только к какому-то внешнему осязаемому
итогу, что мы позволяем себе в отношении взрослых. Необходимость в их
обучении слишком очевидна; добиться изменений в жизненных точках зрения и
привычках юных слишком важно, чтобы мы могли позволить себе пренебречь эти
влияния. |
|
|
Главная задача — сделать так, чтобы наши
дети смогли жить общей с нами жизнью, и, стало быть, мы просто обязаны
осознать, действительно ли мы создаём способности, обеспечивающие эту
возможность. Если человечество продвинулось в понимании того, что ценность
всякого общественного учреждения определяется в конечном счёте его собственно
человеческим воздействием, т. е. влиянием на наше сознание, то есть основание
полагать, что этот урок мы извлекли главным образом из общения с молодёжью. Перейдём
теперь от образования вообще, как мы это делали до сих пор, к его более
формальной разновидности — обучению в школе. В неразвитых общественных
группах формальное обучение в особых учреждениях на деле отсутствует. В
простейших сообществах считается, что необходимые установки создаются у
молодёжи благодаря тем же образам совместной жизни, которые вырабатывают и у
взрослых преданность интересам группы. Там нет особых средств, материалов
или институтов для обучения юных, кроме тех, что связаны с церемониями
посвящения, посредством которых молодёжь обретает общественное полноправие.
В большинстве своём первобытное общество полагается на то, что участие детей
в занятиях взрослых позволит им освоить обычаи, эмоциональные установки и
идеалы группы. Участие бывает прямым и непосредственным (тогда оно является
ученичеством в полном смысле слова) и косвенным, через игры, в которых дети
воспроизводят действия взрослых и, таким образом, учатся их понимать. Дикари
сочли бы совершенно излишним создавать особое место, где люди занимались бы
только и исключительно учением. Однако
по мере развития цивилизации пропасть между возможностями детей и
требованиями взрослых растёт. Учиться путём непосредственного участия в занятиях
взрослых, если речь не идёт о совсем простых, становится всё труднее. Многое
из того, что делают взрослые, так далеко от детских представлений, что
игровое подражание всё меньше способно воспроизвести дух этих занятий.
Возможность успешного участия в деятельности взрослых зависит, таким образом,
от особой предварительной подготовки. С этой целью создаются необходимые
учреждения — школы — и придумывается способ обучения — занятия. Вести их препоручают
особой группе людей. |
Мысли
на полях Главная
задача — сделать так, чтобы наши дети смогли жить общей с нами жизнью, и,
стало быть, мы просто обязаны осознать, действительно ли мы создаём способности,
обеспечивающие эту возможность. ...По
мере развития цивилизации пропасть между возможностями детей и требованиями
взрослых растёт, учиться путём непосредственного участия в занятиях взрослых...
становится всё труднее. Существуют,
однако, явные опасности, связанные с переходом от неформального к формальному
образованию. Участие в деятельности взрослых, непосредственное или через
игру, является по-настоящему личным и жизненно важным, что отчасти
восполняет узость возможностей, предоставляемых этим способом образования.
Формальное обучение, напротив, легко становится оторванным от
действительности и мёртвым... Без
формального образования невозможно передать молодым все ресурсы и достижения
развитого общества. |
|
|
Без
формального образования невозможно передать молодым все ресурсы и достижения
развитого общества. Оно открывает перед ними путь к такому виду опыта, который
был бы им недоступен, если бы они продолжали получать образование только
неформальным путём, поскольку книжные знания таким образом не освоишь. Существуют,
однако, явные опасности, связанные с переходом от неформального к
формальному образованию. Участие в деятельности взрослых, непосредственное
или через игру, является по-настоящему личным и жизненно важным, что отчасти
восполняет узость возможностей, предоставляемых этим способом образования.
Формальное обучение, напротив, легко становится оторванным от действительности
и мёртвым, или, употребляя менее обидные понятия, отвлечённым и книжным.
Знание, накапливающееся в простейших обществах, по крайней мере применяется
на деле: оно вырабатывает характер, его смысл определяется включённостью в
удовлетворение значимых повседневных потребностей. В
развитом обществе многое из того, что необходимо изучить, представлено в
символической форме и потому не может быть переведено на язык знакомых
действий и предметов. Эти знания довольно своеобразные и поверхностные. В
обыденном представлении они выглядят искусственными, поскольку не связаны с
житейской практикой. Эти знания живут в своём собственном мире, они не
связаны с привычными способами мышления и выражения мыслей. Постоянно сохраняется
опасность, что содержание формального обучения так и останется в школьном
курсе отделённым от курса жизненного опыта. Школа занимается теми составляющими
культуры, которые выпадают из состава повседневной жизни, но существуют
преимущественно в виде особенных сведений, выраженных в символах. Потому-то
распространённое представление об образовании не видит его общественной
роли, тождественности со всеми видами человеческих объединений, влияющих на
человеческое сознание. В рамках этого представления преподавание — передача
сведений о далёких от жизни предметах, а учение - обретение грамотности,
освоение словесных знаков. |
Мысли
на полях Постоянно
сохраняется опасность, что содержание формального обучения так и останется
в школьном курсе отделённым от курса жизненного опыта. Школа занимается
теми составляющими культуры, которые выпадают из состава повседневной
жизни... ...Одна
из важнейших задач... — найти способ поддержания должного равновесия между
неформальной и формальной, случайной и целенаправленной составляющими
образования. Образование
состоит прежде всего в передаче опыта посредством общения. Общение
— процесс соучастия в опыте, превращающий его в общее достояние. Общий опыт
изменяет установки всех участников. Смысл любого вида объединения людей
состоит в конечном счёте в том вкладе, который оно вносит в повышение
качества общественного опыта, что обнаруживается прежде всего во
взаимодействии с подрастающим поколением. |
|
|
Следовательно,
одна из важнейших задач, с которой приходится иметь дело философии
образования, — найти способ поддержания должного равновесия между неформальной
и формальной, случайной и целенаправленной составляющими образования. Если
приобретение сведений и особых умственных навыков не влияет на выработку общественных
установок, то повседневный жизненный опыт не осмысливается, а школы выпускают
людей, «ушлых» лишь в учении. Чем дальше продвигается вперёд формальное образование,
тем труднее становится избегать разлада между тем, что люди сознательно
приобрели посредством школьного учения, и опытом, который они бессознательно
впитали во взаимодействии с другими людьми. Итог. Сама природа жизни состоит в
том, чтобы стремиться к продолжению существования. Поскольку достичь этой
цели можно лишь благодаря непрерывному обновлению, жизнь есть процесс
самообновления. Роль образования в общественной жизни подобна роли питания и
воспроизводства для физиологического существования. Образование состоит
прежде всего в передаче опыта посредством общения. Общение — процесс
соучастия в опыте, превращающий его в общее достояние. Общий опыт изменяет
установки всех участников. Смысл любого вида объединения людей состоит в конечном
счёте в том вкладе, который оно вносит в повышение качества общественного
опыта, что обнаруживается прежде всего во взаимодействии с подрастающим
поколением. И хотя всякое общественное явление по своей сущности образовательно,
образовательное влияние как таковое впервые становится одной из важных целей
сообщества именно в связи с взаимоотношениями старших и младших. По мере
усложнения состава и наращивания возможностей общества растёт потребность в
устроенном, целенаправленном преподавании и учении. С распространением
формального обучения увеличивается опасность разрыва между опытом,
получаемым в естественных объединениях людей, и опытом, приобретаемым в
школе. Сейчас эта опасность большая, чем когда бы то ни было, вследствие
быстрого накопления знаний и развития технических навыков за последние
несколько столетий. |
|
|
|
Труды классиков
природосообразной педагогики |
|