Труды классиков природосообразной педагогики

 

 

 

 

Личностная психология

и воспитание

Джон Дьюи (John Dewey)

 

(Печ. по  http://antropology.ru/texts/dewey/dewey.htm

Статья Д. Дьюи «Individual Psychology and Education» (1936)

переведена Д.А. Ольшанским)

 

проф. Джон Дьюи

(John Dewey)

 [1859-1952]

 

 

Цель воспитания, по сути, всегда состояла в том, чтобы дать молодёжи те знания, которые необходимы ей для постоянного развития, постепенного становления человека как члена общества. Эту цель преследовало воспитание у аборигенов австралийского буша задолго до прихода белых людей. Эту же цель преследовало и воспитание молодёжи во времена расцвета Афин. Эту же цель преследует и современное воспитание, происходит ли оно в сельской школе в горах Теннесси или в очень престижной прогрессивной школе. Но становление члена общества в австралийском буше не имеет почти ничего общего с понятием о личности в Древней Греции, ещё меньше с тем, что понимают под личностью сегодня. Любое воспитание в своих видах и способах всегда является продуктом потребностей данного конкретного общества.

Ни для кого не секрет, что методы воспитания в Советской России отличаются от методов в других странах. Те же методы будут развиваться и в гитлеровской Германии. Однако даже внутри этих закрытых тоталитарных обществ в этих двух странах в настоящее время происходят дискуссии, ставятся и будут ставиться опыты, существуют различные точки зрения среди учителей по поводу наилучших методов воспитания членов этих обществ. Поэтому всегда останутся удовлетворённые и неудовлетворённые воспитанием родители. Всегда будут счастливые дети, которые любят школу и легко приспосабливаются к её системе, и дети неспособные, которые во всех своих трудностях обвиняют школу.

 

Мысли на полях

Цель воспитания, по сути, все­гда состояла в том, чтобы дать мо­лодёжи те знания, которые необхо­димы ей для постоянного развития, постепенного становления человека как члена общества.

Любое воспитание в своих ви­дах и способах всегда является во­площением потребностей данного конкретного общества.

...Всегда останутся удовлетво­рённые и неудовлетворённые воспи­танием родители. Всегда будут сча­стливые дети, которые любят школу и легко приспосабливаются к её сис­теме, и дети неспособные, которые во всех своих трудностях обвиняют школу.

Всё, что казалось необходи­мым для достижения идей демокра­тии на ранних этапах становления современной системы образования, это дать всем детям равные воз­можности в жизни, обучая их основам конкретного знания, а затем предос­тавить им возможность самостоя­тельной жизни и реализации.

 

 

Общества австралийских аборигенов, афинян, советских граждан, гитлеровцев могут быть описаны довольно ясными терминами; их цели - чтобы мы о них ни думали — может понять любой человек. Поняв и сравнив эти цели, мы придём к выводу, что представления о видах воспитания, которое должна получать молодёжь, мало чем отличаются друг от друга в этих разных обществах. В наиболее демократических странах, до недавнего времени, эти цели отражали принципы индивидуализма, а не пользы общества, в котором человек рос. Всё, что казалось необходимым для достижения идей демократии на ранних этапах становления современной системы образования, это дать всем детям равные возможности в жизни, обучая их основам конкретного знания, а затем предоставить им возможность самостоятельной жизни и реализации.

Но потом жизнь начала меняться. Вещи, которые производились дома, теперь стали выпускаться фабриками, и дети ничего об этом не знали. Изобретения и открытия в науке позволили создать железные дороги, телеграф и телефон, газовое отопление и электричество, сельскохозяйственное и техническое оборудование — множество тех вещей, которыми никто не смог бы пользоваться без необходимого минимума знаний и простого руководства по использованию этих вещей. Индустриализация вызвала появление больших городов, с их трущобами и дворцами, с их теснотой, с их резким различием города и провинции. В конце концов, она создала автомобиль, кино и радио, с их огромным влиянием на человека, заставляющим семьи покидать дома и — чего нельзя было даже представить раньше — делающим даже маленьких детей частью огромного мира.

Все эти изменения не произошли в одно мгновенье. Но коль скоро они произошли, вероятно, следовало бы отказаться от прежних учебных планов в средних школах и начать обновлять всю систему, сразу учитывая по возможности все эти новые удивительно противоречивые условия. Вместо этого произошло то, что школьная программа просто пополнилась новыми предметами тогда, когда необходимость перемен стала предельно очевидна.

Мысли на полях

Но потом жизнь начала ме­няться... Изобретения и открытия в науке позволили создать... множест­во тех вещей, которыми никто не смог бы пользоваться без необхо­димого минимума знаний и простого руководства по использованию этих вещей.

Индустриализация вызвала по­явление больших городов, с их тру­щобами и дворцами, с их теснотой, с их резким различием города и про­винции.

Все эти изменения не произош­ли в одно мгновенье. Но коль скоро они произошли, вероятно, следовало бы отказаться от прежних учебных планов в средних школах и начать обновлять всю систему... Вместо этого школьная программа просто пополнилась новыми предметами тогда, когда необходимость перемен стала предельно очевидна.

Если работа не затрагивает личные интересы индивида, он не будет прикладывать все свои силы для её выполнения... старания его не идут на пользу дела, а большей ча­стью расходуются на моральные и эмоциональные попытки сосредото­чить внимание на предмете.

 

 

 

Индивидуальная психология начинает развиваться после того, как учебная программа была соответствующим образом обогащена, т. е., происходило два параллельных процесса, почти не связанных друг с другом. Изобретение различных моделей обучения, идея индивидуальных особенностей личности и взаимосвязь целей и интересов человека были либо неизвестны школьным учителям, либо слишком новыми для их понимания. Это всё равно что если бы никто не продавал радио исходя из того, что идея передачи звука на большие расстояния сквозь горы и кирпичные стены без проводов слишком абсурдна. И эти психологические открытия, многие из которых общеизвестны сегодня, как и принцип работы радио, все ещё не принимаются подавляющим большинством учителей и родителей. Другие хотят принять их лишь как общую установку, но не пользоваться всеми благами нововведений в настоящей педагогической практике. Вкратце эти психологические открытия могут быть описаны следующим образом:

1. Человеческий мозг не способен к познанию, если он находится в вакууме; факты, предлагаемые для изучения, для запоминания, должны иметь некоторое отношение к предыдущему опыту личности или к её настоящим нуждам; знание развивается от частного к общему, а не от общего к частному.

2. Каждая личность хотя бы немного отличается от всех других не только общими возможностями и характером; различия распространяются скорее на мелкие способности и качества, и никакое количество дисциплин не устранит этого различия. Очевидным выводом этого является то, что одинаковые для всех методы не могут привести к одинаковым результатам в обучении, более того, мы желаем сделать методы соответственными разнообразию и особенностям каждой личности.

3. Старание человека невозможно без личной заинтересованности. Не существует таких предметов, которые в равной мере упражняют умы всех людей. Если работа не затрагивает личные интересы индивида, он не будет прикладывать все свои силы для её выполнения. Как бы прилежно он ни работал, старания его не идут на пользу дела, а большей частью расходуются на моральные и эмоциональные попытки сосредоточить внимание на предмете.

Мысли на полях

Изобретение различных моде­лей обучения, идея индивидуальных особенностей личности и взаимо­связь целей и интересов человека были либо неизвестны школьным учителям, либо слишком новыми для их понимания.

Вкратце эти психологические открытия могут быть описаны сле­дующим образом:

1.  Человеческий мозг не спо­собен к познанию, если он находится в вакууме...

2.  Каждая личность хотя бы немного отличается от всех других не только общими возможностями и характером; различия распростра­няются скорее на мелкие способно­сти и качества...

Очевидным выводом этого яв­ляется то, что одинаковые для всех методы не могут привести к одина­ковым результатам в обучении...

3. Старание человека невоз­можно без личной заинтересованно­сти. Не существует таких предметов, которые в равной мере развивают умы всех людей.

...Наша ускоряющаяся, сложно­устроенная массовая цивилизация с необходимостью требует изменения в школьной программе и педагогиче­ской практике...

 

 

Прогрессивные педагогические движения стали следствием установки педагогов на то, что наша ускоряющаяся, сложноустроенная массовая цивилизация с необходимостью требует изменения в школьной программе и педагогической практике; чтобы сделать эти изменения успешными, необходимо нечто большее, чем просто смешение различных дисциплин. Новые предметы должны быть представлены во взаимосвязи друг с другом, а также должны быть обозначены направления их развития и связи с настоящей жизнью. Этот вывод также является следствием стремления применить в школьной практике открытия современной психологической науки личностного обучения и личных различий.

Желание современных психологов приспособить школьную программу к общественным нуждам привело к увеличению эрудиции школьников. Но когда пытаешься приспособить учебную программу к общественным запросам, сразу же возникает необходимость однозначно выразить эти запросы. Каковы их сильные стороны, на которых следует сосредоточить внимание учащихся, и каковы их слабые стороны, которые дети должны понять? Правильно ли это, воспитывать молодёжь в стремлении сохранить всё таким, как оно есть сегодня, или она должна стремиться к переменам, переосмыслять ценности и находить благо в изменении? Какое количество данных и фактов о нашей цивилизации необходимо детям, чтобы дать им представление о современном мире? Сколько им необходимо, чтобы стать развитой личностью, уметь пользоваться свободным временем и поддерживать необходимые обычаи?

Ответы на эти и многие другие вопросы, умение использовать их на деле и определяют тип школы. Все следствия будут различаться в зависимости от темперамента, вероисповедания, установок и опыта того человека, который отвечает на эти вопросы. В нашем столь круто меняющемся мире выражение отличных мнений разными типами школ является хорошим знаком и подталкивает развитие прогрессивного воспитания.

Две составляющие критики, которые обычно направлены против прогрессивной школы, заключаются в том, что смысл начального образования состоит в обучении чтению и дисциплине. Сегодня мы знаем, что некоторые дети имеют сложности с чтением иногда связанные со зрением, иногда — с тем, что они левши, иногда — с другими скрытыми причинами или с сочетанием нескольких причин.

Мысли на полях

Новые предметы должны быть представлены во взаимосвязи друг с другом, а также должны быть обо­значены направления их развития и связи с настоящей жизнью.

Желание современных психо­логов приспособить школьную про­грамму к общественным нуждам привело к увеличению эрудиции школьников. Но когда пытаешься приспособить учебную программу к общественным запросам, сразу же возникает необходимость однознач­но выразить эти запросы.

Правильно ли это, воспитывать молодёжь в стремлении сохранить всё таким, как оно есть сегодня, или она должна стремиться к переме­нам, переосмыслять ценности и на­ходить благо в изменении?

В нашем столь круто меняю­щемся мире выражение отличных мнений разными типами школ явля­ется хорошим знаком и подталкивает развитие прогрессивного воспитания.

 

 

Опыт показал, что если ребёнок нормален в умственном развитии, то в любом случае он научится читать приблизительно к десяти годам, тем более что к концу жизни невозможно отличить тех детей, которые начали читать поздно, от тех, которые самостоятельно читают с трёх лет. Этот факт показывает, что отсталость некоторых детей в чтении не имеет ничего общего с типом школы, в которую они ходят. Также нет никаких научных оснований полагать, что задачи с поведением в прогрессивных школах решаются более просто, чем в обычных, или что первые менее способны поддерживать порядок в классе, чем последние.

Вероятно, прогрессивные школы кажутся распущенными тем, кто не может представить школы без стройных рядов учеников, смирно сидящих за партами до тех пор, пока учитель не потребует что-либо сделать. Но современное воспитание не стремится к такого рода дисциплине. Оно стремится к той форме дисциплины, которая царит в классе, где каждый работает над решением общей задачи. Это может быть разговор, совещание, перемещение внутри группы, в которой работают взрослые или дети. Критерием этой дисциплины внутри группы является не тишина в классе или количество стандартных принадлежностей на парте, которые используются для выполнения работы, а качество и итог работы, выполненной лично и группой в целом.

Прогрессивное воспитание, как иногда говорят, сосредотачивает внимание на личном развитии и воспитании особых способностей или талантов в ущерб изучению общественных норм, хороших манер и тому, как ладить со старшими. В действительности, его критикуют за проповедуемую им личностную философию. Если рассуждать только в пределах отвлечённой философии, то истинным будет казаться противоположное мнение.

Мысли на полях

Два аспекта критики, которые обычно направлены против прогрес­сивной школы, заключаются в том, что смысл начального образования состоит в обучении чтению и дисцип­лине.

Опыт показал, что если ребё­нок нормален в умственном разви­тии, то в любом случае он научится читать приблизительно к десяти го­дам, тем более что к концу жизни невозможно отличить тех детей, ко­торые начали читать поздно, от тех, которые самостоятельно читают с трёх лет.

...Нет никаких научных оснований полагать, что задачи с пове­дением в прогрессивных школах ре­шаются более просто, чем в обыч­ных, или что первые менее способны поддерживать порядок в классе, чем последние.

Вероятно, прогрессивные шко­лы кажутся распущенными тем, кто не может представить школы без стройных рядов учеников, смирно сидящих за партами до тех пор, пока учитель не потребует что-либо сде­лать.

 

 

Но современные школы выразили свои задачи в соответствии с конкретными общественными условиями. Они пытаются разработать метод достижения гармонии между демократическими принципами свободы личности и её ответственностью за успешную работу всей группы в целом. Тот простой факт, что ребёнок имеет свободу передвижений в классе, не находит понимания у многих педагогов, и это не позволяет им проводить часть классной работы в небольших группах. В итоге как данность принимается то, что такие методы обучения развивают индивидуалистов и дают детям возможность делать всё, что они захотят. В действительности, эти методы применялись потому, что физическая свобода необходима для нормального развития и потому что психологические исследования доказали, что обучение осуществляется тем лучше и быстрее, чем скорее ученик поймёт свои ошибки, и когда он выполняет работу самостоятельно, а не под руководством учителя. Моральные и интеллектуальные усилия возрастают, когда они поддерживаются непосредственным интересом личности и желанием достигнуть положительного результата. Причём это верно как для детей, так и для взрослых. И именно эти силы стремится высвободить прогрессивное воспитание.

Кто-то может сказать, что прогрессивные методы могут работать только с маленькими детьми; но когда дело касается старших классов, то от них следует отказаться и вернуться к старым методам, для того чтобы дать ученикам возможность хорошо сдать вступительные экзамены в колледж. Эти экзамены действительно требуют накопления большого количества разнородных фактов, что является следствием постоянной усидчивости и зубрёжки, которая необходима, если ученик хочет знать достаточно, чтобы успешно сдать экзамен. Однако это не значит ничего больше, чем то, что перед поступлением в колледж молодой человек должен провести много времени в запоминании мелких фактов, которыми он будет пользоваться, подробно отвечая на экзаменационные вопросы. <...>

Между тем, изменения и опыты будут продолжаться в любом случае, потому что жизнь за стенами школы постоянно изменяется, потому что научное знание о природе взросления постоянно развивается и потому что родители хотят для своих детей того, чего не получали они, когда ходили в школу. Действительным показателем успеха прогрессивных школ являются изменения, которые всё же происходят в консервативных школах под влиянием опытных открытий. В итоге всё здравое образование обогащает жизнь молодёжи не только более или менее соответственной подготовкой к обязанностям взрослой жизни. Жизнь развивается, и хотя она состоит из препятствий и их преодолений, а следовательно, заставляет нас бороться... она всё же позволяет нам наслаждаться ею.

 

Мысли на полях

Но современное воспитание... стремится к той форме дисциплины, которая царит в классе, где каждый работает над решением общей зада­чи. Это может быть разговор, сове­щание, перемещение внутри группы, в которой работают взрослые или дети. Критерием этой дисциплины внутри группы является не тишина в классе... а качество и итог работы, выполненной лично и груп­пой в це­лом.

...Физическая свобода необхо­дима для нормального развития, кроме того, психологические иссле­дования доказали, что обучение осу­ществляется тем лучше и быстрее, чем скорее ученик поймёт свои ошибки, и когда он выполняет работу самостоятельно, а не под руково­дством учителя.

Между тем, изменения и опыты будут продолжаться в любом случае, потому что жизнь за стенами школы постоянно изменяется, потому что научное знание о природе взросле­ния постоянно развивается и потому что родители хотят для своих детей того, чего не получали они, когда хо­дили в школу.

 

 

 

Труды классиков природосообразной педагогики