Труды классиков природосообразной педагогики

 

 

 

 

Демократическая

концепция образования

Джон Дьюи (John Dewey)

 

(Дьюи Д. Демократия и образование / Пер. с англ. — М., 2000. — Гл. 7.)

 

проф. Джон Дьюи

(John Dewey)

[1859-1952]

 

 

<...> Объявляя образование общественной задачей, обеспечивающей руководство молодыми и их развитие посредством участия в жизни группы, к которой они принадлежат, мы, по существу, утверждаем, что оно будет отличаться в зависимо­сти от качества жизни, характерного для группы. Особенно важно подчеркнуть, что общество, которое не просто изменяется, но и считает изме­нения одним из своих идеалов, будет иметь другие образцы образования, чем то, которое стремит­ся только к упрочению своих обычаев. Чтобы выдвигаемые нами идеи можно было применять к нашей собственной образовательной практике, рассмотрим более подробно природу современ­ной общественной жизни.

1. Значение общественных объединений

Общество — собирательное имя существитель­ное, применимое к разным объединениям людей, связанных друг с другом самыми разными спосо­бами для различных целей. Один человек задей­ствован во множестве групп, созданных на основе разных принципов. Часто кажется, что эти группы не имеют между собой ничего общего, кроме того, что все они — виды общественной жизни. В рамках любого крупного общественного образования существуют многочисленные более мелкие группы, объединяющие людей не только по политическим, но и по производственным, научным, вероисповедальным интересам. Существуют политические партии с разными программами, различные общественные слои, клики, банды, корпорации, товарищества, родовые кланы, и так до бесконечности. Для мно­гих современных, да и для некоторых древних государств характерно огромное разнообразие народов, языков, вероисповеданий, нравственных норм и обычаев. В этом смы­сле и менее крупные административные еди­ницы, например города, часто представляют со­бой скорее скопление плохо связанных между собой сообществ, чем единодушное и сплочённое общество.

Мысли на полях [1]

Общество, которое не про­сто изменяется, но и счита­ет изменения одним из своих идеа­лов, будет иметь другие образ­цы образова­ния, чем то, кото­рое стре­мится только к упроче­нию своих обычаев.

В рамках любого крупного общественного образования существуют многочислен­ные более мелкие группы, объеди­няющие людей не только по по­литическим, но и по производст­венным, научным, вероиспо­ве­дальным интересам.

Общество по самой своей природе считается чем-то еди­ным... Но если мы прис­мотримся... мы увидим не еди­ное общество, а множество со­обществ, хороших и плохих...

Каждая группа воспитыва­ет своих членов в своём духе. Это называется социализа­цией... Нам нужен показатель для опреде­ления ценности любого определённого вида социализа­ции...

 

[1] Это ключевые мысли Д. Дьюи, отражающие суть каждой его работы, которую читатель быстро поймёт, пробежав гла­зами по полям.

 

 

Итак, слова «обще­ство» и «сообщество» многозначны. Они имеют как идеальный (норматив­ный), так и описательный смысл: значение де-юре и значение де-факто. В общественной философии почти всегда преобладает первое. Общество по самой своей природе счи­тается чем-то единым. Подчёркиваются качества, которые свойственны этому спаянному, достойному сообществу: верность общественным целям, взаимное сочувствие его чле­нов. Но если мы присмотримся к денотатам, т. е. фактам, которые это слово представляет в языко­вой системе, а не коннотациям, т. е. идеализирован­ным представлениям, мы увидим не единое обще­ство, а множество сообществ, хороших и плохих. Там есть, например, и сообщества, связывающие людей, состоящих в преступном сговоре; финансо­вые «пирамиды», которые под видом оказания услуг людям обворовывают их; политические клики, пекущиеся об узкопартийных интересах, и т. д. Гово­рят: такие устроения не общества, раз они не отвечают идеальным требованиям, заложенным в этом понятии. На это можно ответить: раз это поня­тие настолько «идеально», что утеряло все связи с действительностью, то какой от него прок. С другой сторо­ны, каждая из этих организаций, независимо от того, насколько существенно она противостоит интересам других групп, имеет кое-что из достой­ных качеств Общества с большой буквы, и именно это сохраняет её целостность. У воров есть «воров­ская» честь, а у банды грабителей — общность инте­ресов. Гангстеры могут иметь братские чувства по отношению друг к другу, а тайные общества — фана­тичную верность своим законам. Семья может быть высокомерной, подозрительной и завистливой по отношению к соседям и одновременно предста­влять собой образец дружелюбия и взаимопомощи в отношениях между собой. Каждая группа воспи­тывает своих членов в своём духе. Это называется социализацией. Насколько ценна она для общества в целом, определяется обычаями и целями группы.

Следовательно, нам нужен показатель для определения ценности любого определённого вида социализации. В поисках такого показателя необходимо избежать двух крайностей. Мы не должны выстраивать некое идеальное обще­ство чисто умозритель­но. Чтобы иметь хоть какую-то уверенность в соответствии нашего представления, нам сле­дует основывать его на действительно существующих сообществах. Но, как мы видели, идеал не должен просто повторять все обнаруживаемые в дей­ствительности черты.

 

Мысли на полях

Каждая из этих организа­ций ... имеет кое-что из достой­ных качеств...

В любой общественной группе, даже в шайке воров, мы обнаруживаем некие общие ин­тересы, а также определён­ную степень взаимодей­ствия и со­трудничества с другими группа­ми. На этих двух пара­метрах мы строим наш показатель: насколько многочисленны и разнооб­разны интересы, осознанно разделяе­мые чле­нами дан­ной группы, и насколь­ко полна свобода взаи­модей­ствия группы с другими видами общественных объеди­нений.

Применим первую часть наше­го показателя (насколько много­численны и разнообразны интересы; осознанно разде­ляемые членами данной груп­пы) к деспотически управляе­мому государству. Было бы неверным считать, что пра­вители и под­данные в таком сообществе не имеют общих интересов.

Власть предержащие вы­нуж­дены обращаться к кое-ка­ким чувствам подданных и иг­рать на них.

 

 

Задача состоит в том, чтобы выделить положи­тельные черты действительно существующих видов общественной жизни, а затем на этой основе под­вергнуть критике отри­цательные и предложить программу улучшений. В любой общественной груп­пе, даже в шайке воров, мы обнаруживаем некие общие интересы, а также определённую степень взаимодействия и сотрудничества с другими груп­пами. На этих двух параметрах мы строим наш показатель: насколько многочисленны и разнооб­разны интересы, осознанно разделяемые членами данной группы, и насколько полна свобода взаи­модействия группы с другими видами общественных объединений.

Если мы применим этот показатель, скажем, к преступной банде, то обнаружим, что связи между её членами немногочисленны и почти полностью сводятся к общей заинтересованности награбить побольше; характер же этих связей таков, что они отделяют данную группу от других, препятствуя её участию в равноправном обмене жизненным и общественным опытом. В итоге формальное образование, которое даёт такое сообщество, разрозненно и односторонне.

Если применить этот показатель к жизни семьи, то здесь обнаруживаются общие материальные, умственные и эс­тетические интересы; успех каждого из членов семьи ра­достно обсуждается, а значит, имеет значение для опыта остальных; кроме того, семья не является замкнутой сис­темой, она непременно взаимодействует с деловыми, об­разова­тельными, воспитательными учреж­де­ниями и прочими группами, играет определённую роль в политиче­ской жиз­ни страны и в ответ пользуется её поддерж­кой. Короче говоря, в ней существует множество осознанных, обсуж­даемых и разделяемых интере­сов, ей также свойственны разнообразие и свобода взаимо­дейс­твий с другими видам объединения людей.

1. Применим первую часть нашего показателя к дес­потически управляемому государству. Было бы неверным считать, что правите­ли и подданные в таком сообществе не имеют общих интересов. Власть предержащие вынуж­дены обращаться к кое-каким чувствам подданных и иг­рать на них. Талейран говорил, что правитель­ство может делать штыка­ми всё что угодно, только не сидеть на них. Эта циничное заявление по крайней мере признаёт, что связующая сила подоб­ного союза не сводится к простому принуждению.

Мысли на полях

...Такого рода правители обращаются к ничтожным и не­достойным человека чув­ствам и главным образом ис­пользуют чувство страха.

...Тоталитарные государ­ства обращаются к страху от­дель­но от других чувств; сея ужас или вселяя надежду на впол­не осязаемое вознаграж­де­ние (скажем, покой или удобст­ва), они вообще не ви­дят других способностей чело­ве­ка.

Для того чтобы у членов группы были общие ценно­сти, они должны иметь рав­ные воз­можности, давать и полу­чать, обмениваться опытом, совме­стно трудить­ся. В про­тивном случае вос­питательное влияние обще­ства превращает одних в хозяев, других — в ра­бов.

Разделение общества на при­вилегированные и обездо­ленные классы сковывает об­щественную подвижность. И хотя отрицательное влияние такого положения дел на выс­шие классы не столь вещест­венно и ощутимо, оно тем не менее вполне осязаемо. Их культура выхо­лащивается и замыкается в себе...

 

 

Можно было бы ска­зать, что такого рода пра­вители обращаются к нич­тожным и недостойным человека чувствам и глав­ным образом используют чувство страха. В неко­тором смысле это утвер­ждение верно, хотя оно и недооценивает того, что страх не обязательно нежелательный спутник опыта. Осторожность, осмотрительность, сдер­жанность, стремление предвидеть будущие собы­тия, чтобы избежать опасных последствий, — все эти положительные черты в такой же мере порождены страхом, как трусость и раболепие. Настоящая трудность состоит в том, что тоталитарные государства обращаются к страху отдельно от других чувств; сея ужас или вселяя надеж­ду на вполне осязаемое вознаграждение (скажем, покой и удобства), они вообще не видят других спо­собностей человека. А если и используют их, то так, что они извращаются, служа только достижению удо­вольствия и избеганию боли.

Всё это говорит о том, что в таком обществе нет большого числа общих интересов и нет свободного взаимодействия внутри общественной группы. Побуждения и отклики всегда однонаправлены. Для того чтобы у членов группы были общие ценности, они должны иметь равные возможности, давать и полу­чать, обмениваться опытом, совместно трудиться. В противном случае воспитательное влияние обще­ства превращает одних в хозяев, других — в рабов. Жизненный опыт каждой из подгрупп теряет что-то в своей значимости, когда ограничивается сво­бода обмена им. Разделение общества на слои с преимущественными правами и на обездоленные сковывает общественную подвижность. И хотя отрицательное влияние такого положения дел на высшие классы не столь вещественно и ощутимо, оно тем не менее вполне осязаемо. Их культура выхолащивается и замыкает­ся в себе, искусство становится элитарным, богат­ство превращается в показную роскошь, происхо­дит узкое самоопределение, нравы подменяются утончённой изысканностью.

Отсутствие свободного и равноправного взаи­модействия, проистекающего из общности инте­ресов, делает умственную жизнь односторонней. Разнообразие создаёт новизну, а новиз­на побуждает мысль. Чем более ограничен спектр возможных видов деятельности — так быва­ет, когда жёсткие классо­вые рамки не допускают соответствующего взаимообме­на опытом, — тем более однообразна жизнь обездо­ленных и тем более пуста, бесцельна и импульсивна жизнь обес­печенных.

Раб, согласно Плато­ну, — это человек, кото­рый позволяет другому человеку определять це­ли, направляющие его поведение. Это опреде­ление применимо к лю­дям, живущим там, где нет рабства в правовом смысле. Рабство есть вез­де, где люди, занятые общественно полезным трудом, не понимают, в чём его польза, и не имеют личной заинтере­сованности в нём.

Мысли на полях

Всё это говорит о том, что в таком обществе нет большо­го числа общих интересов...

Чем более ограничен спектр возможных видов дея­тель­ности... тем более однооб­разна жизнь обездоленных и тем более пуста, бесцельна и импульсивна жизнь обеспе­ченных.

Раб, согласно Платону, — это человек, который позволяет другому человеку опреде­лять цели, направляющие его пове­дение.

Рабство есть везде, где люди, занятые общественно полез­ным трудом, не понима­ют, в чём его польза, и не име­ют личной заинтересованности в нём.

Сейчас много говорится о научном устроении труда. В понятие «труд» следует вкла­дывать не узкий смысл «мы­шечные движения», а более ши­рокий - «производ­ство», по­тому что главный предмет нау­ки не они, а связи человека с его ра­бо­той, включая отноше­ния с другими её участниками... кото­рые поддерживали бы его пыт­ливый интерес к тому, что он делает.

 

 

Сейчас много гово­рится о научном устроении труда. В понятие «труд» следует вкладывать не узкий смысл «мышечные движения», а более широкий — «про­изводство», потому что главный предмет науки не они, а связи человека с его работой, включая отношения с другими её участниками, которые поддерживали бы его пытливый интерес к тому, что он делает. Успешность производства часто требует разделения труда, которое, однако, оборачивается однообразным выполнением отдель­ных действий, если только рабочие не понимают технического, умственного и общественного смысла своей работы и не имеют связанных с этим смыслом своих побуждений участия в ней.

Направленность сводить такие понятия, как успешность деятельности и научное управление, к чисто техническим задачам — свидетельство весьма «одноколейного» мышления тех, кто упра­вляет промышленностью и определяет её цели. Отсутствие разносторонних и уравновешенных общественных интересов делает их невнимательны­ми к человеческому условию и производственным отношениям. Их разум направлен только на те условия, которые связаны с технической сто­роной производства и распространением товаров. Несомненно, и для решения этих узких вопросов требуется острый ум, но неспособность учитывать важные общественные условия указыва­ет тем не менее на умственную ограниченность и соответствующие нарушения эмоциональной области.

2. Этот пример, показывающий ущербность любых объединений с узким кругом общих инте­ресов, подводит нас ко второй части показателя. Отделённость от общества и замкнутость группы типа банды или клики даёт выход её антиобщественной сущности. Однако подобный дух обнаружи­вается всегда, когда у группы есть «собствен­ные интересы», мешаю­щие её полнокровному взаимодействию с други­ми, так что её главной целью становится защи­та того, что она уже имеет, а не переустройство и развитие через более широкие отноше­ния. Этим духом прони­заны народы, живущие в отрыве от других; семьи, озабоченные сво­ими внутренними задачами, как будто они не связаны с жизнью за порогом дома; школы, отгородившиеся от инте­ресов семьи и общества; богачи, не желающие общаться с бедными, образованные, с презре­нием смотрящие на неграмотных.

Мысли на полях

Успешность производ­ства часто требует разделе­ния тру­да, которое, однако, оборачи­вается однообразным выпол­нением отдельных действий, если толь­ко рабо­чие не пони­мают техни­че­ского, умственно­го и общест­венного смысла своей работы и не имеют свя­зан­ных с этим смыслом своих побуждений уча­стия в ней.

Направленность сводить такие понятия, как успешность деятельности и научное упра­вление, к чисто техническим за­дачам - свидетельство весьма «одноколейного» мыш­ления тех, кто управляет про­мышлен­нос­тью и определяет её цели. От­сутствие разносто­ронних и урав­новешенных общественных ин­тересов делает их невниматель­ными к чело­веческому условию и произ­водственным отноше­ниям.

[Перейдём ко] второй час­ти показателя. Отделённость от об­щества и замкнутость группы типа банды или клики даёт вы­ход её антиобщественной сущ­ности... подобный дух обнару­живается всегда, когда у груп­пы есть «собственные интере­сы», ме­шающие её пол­нокровному взаимодействию с другими, так что её главной целью становит­ся защита того, что она уже имеет...

 

 

 

Именно с самоотделением связаны жёсткость и формальность внутрен­него устроения жизни сообщества, недвижные и самолюбивые идеалы, возделываемые внутри групп. Не случайно для диких племён слова «чужой» и «враг» — тождественны. Это происходит потому, что они жёстко огра­ничили свой опыт необходимостью следовать обычаям предков. Построив свою жизнь на таком основании, вполне логично бояться взаимодей­ствия с другими группами людей, поскольку любое такое соприкосновение способно разрушить обычай или уж во всяком случае вызвать призывы к перестройке. Чем разнообразнее взаимодействия чело­века с окружающей средой, тем живее и разносто­роннее его умственная жизнь, но это не менее справедливо в области общественных взаимодействий, хотя на это часто не обращают внимания.

Периоды любого распространения в истории человече­ства приводили в действие условия, сокращавшие расстояние между народами или классами, до этого жёстко отделёнными друг от друга. Даже сомнитель­ные выгоды войны — в наши дни они даже более чем сомнительны — сводятся к тому, что столкновение между народами по крайней мере вовлекает их во взаимо­действие, побуждая тем самым учиться друг у друга и расширять свой горизонт. Путешествия, хозяйственные и торговые взаимодействия в настоящее время уже довольно сильно преуспели в разрушении внешних преград, приводя народы и классы в более тесное и приносящее более ощутимые плоды взаимодействие друг с другом. Мир стал меньше. Теперь остаётся наполнить это физическое уничтожение простран­ства разумным и эмоциональным смыслом.

2. Демократический идеал

Оба составляющих выдвинутого показателя имеют чёткую демократическую направленность. Первый не только означает наличие более многочи­сленных и разнообраз­ных общих интересов, но и опирается на приз­нание их в качестве условия управления обще­ством. Второе составляюще подразумевает не только более свободное взаимо­действие между общественными группами (некогда отделёнными и с тех пор сознательно сохра­нявшими отделённость), но и изменение общественных привычек, непрерывное приведение их в соответ­ствие с действительным миром посредством знакомства с новыми обстановками, возникающими в разно­образных взаимодей­ствиях. Именно эти две черты характеризуют демократически устроен­ное общество.

Мысли на полях

Именно с самоотделением связаны жёсткость и фор­мальность внутреннего уст­роения жизни сообщества, не­движные и самолюбивые идеалы, возделываемые внут­ри групп. Не случайно для диких племён слова «чужой» и «враг» тождественны. Это происходит потому, что они жёстко ограничили свой опыт необходимостью следовать обычаям предков.

Чем разнообразнее взаи­модействия человека с окру­жающей средой, тем живее и разно­стороннее его умствен­ная жизнь, но это не менее справедливо в обла­сти обще­ственных взаимодействий, хотя на это часто не обраща­ют вни­мания.

Даже сомнительные вы­годы войны… сводятся к тому, что столкновение между наро­дами по крайней мере вовлекает их во взаимодействие, побуждая тем самым учиться друг у друга и расширять свой горизонт.

Оба составляющих выдви­нутого показателя (общность ин­те­ресов внутри группы и сте­пень взаимодействия с дру­гими группами) характери­зуют демократически устро­енное общество.

 

 

Что касается образова­ния, отметим прежде всего, что установление такого вида общественной жизни, в котором интере­сы переплетаются и вза­имопроникают, где продвижение или перестройка являются важным условием, делает демократическое общество более чем какое бы то ни было другое заинтересованным в целена­правленном и систематическом образовании. При­верженность демократического правительства к образованию известна. Поверхностное объяснение этого факта состоит в том, что всенародно избирае­мая власть может успешно работать только в том слу­чае, если те, кто избирает своих правителей и под­чиняется им, образованны. Поскольку демократиче­ское общество отвергает внешнее принуждение, ему приходится искать опору в добровольном благорас­положении и интересе, которые могут быть созданы лишь посредством образования. Есть, однако, и более глубокое объяснение.

Демократия — нечто большее, чем просто определённый вид правления. Прежде всего, это вид совместной жизни, вид взаимообмена опытом. При демократии в обществе постоянно растёт число людей, готовых согласовывать свои действия с действиями других и учитывать чужие интересы, определяя цель и направления своих собственных. Всё это способствует разрушению преград класса, расы и национальной территории, которые не дают людям осознать до конца смысл своих действий. Более многочисленные и разносторонние взаимодействия означают большее разнообразие побуждений, на кото­рые человеку приходится откликаться и которые, в свою очередь, заставляют его разнообразить своё поведение. Они высвобождают силы, остающиеся невостребованными, когда побуждения к действию носят односторонний характер, как это бывает в группах, подавляющих многие интересы во имя сох­ранения своей замкнутости.

Характерное для демо­кратии расширение области общих интересов и высвобождение самых разнообразных личных способностей, конечно, не являются итогом преднамеренных и созна­тельных усилий. Напро­тив, они - порождение современной промы­шленности, торговли, путешествий, перемещения населения и развития средств сообщений. Всё это является итогом обретения наукой власти над силами приро­ды. Но после того как в обществе уже возникли и более высокий уровень учёта личности, с од­ной стороны, и более широкая общность инте­ресов, с другой, их под­держание и распростра­нение принимают харак­тер осознанных усилий.

Мысли на полях

...Всенародно избираемая власть может успешно рабо­тать только в том случае, если те, кто избирает своих прави­телей и подчиняется им, обра­зованны.

Демократия — нечто боль­шее, чем просто опреде­лённый вид правления. Преж­де всего, это вид совме­стной жизни, вид взаимо­обмена опы­том. При демо­кратии в общест­ве постоян­но растёт число лю­дей, гото­вых согласовывать свои дей­ствия с действиями других и учитывать чужие ин­тересы, определяя цель и на­правле­ния своих собственных.

Более многочисленные и раз­носторонние взаимодейст­вия озна­чают большее разно­образие побуждений, на кото­рые челове­ку приходится от­кликаться и которые, в свою очередь, заставляют его раз­нообра­зить своё поведение. Они высвобождают силы, ос­таю­щиеся невостребованными.

Очевидно, общество, для которого разделение на классы становится всё более губи­тельным, должно поза­ботиться о том, чтобы воз­можности развивать разум были легко и в равной мере открыты для всех...

 

 

Очевидно, общество, для которого разделение на классы становится всё более губительным, дол­жно позаботиться о том, чтобы возможности развивать разум были легко и в равной мере открыты для всех. Классовое общество обычно заботится только об образовании правящих клас­сов. Общество подвижное, имеющее в своём распо­ряжении средства широкого распространения возникающих повсеместно изменений, следит за тем, чтобы его члены воспитывались предприимчивыми и приспособленными. Иначе они будут сбиты с толку происходящими с ними и вокруг них изменениями, не понимая их смысла и значения. В итоге возникнет сумятица, в которой мало кто сумеет извлечь для себя пользу из действия других людей — слепцов, ведомых безумцами. <...>

5. Образование государственное и общественное

Одно из основных сложностей такого устроения образования в демократическом обще­стве, которое служило бы интересам развития демократии, — столкновение между национальной и более широкой общественной целями. Прежняя кос­мополитическая и «гуманистическая» концепция страдала как общей невнятностью, так и отсут­ствием определённых средств осуществления обра­зования и управления им.

В Западной Европе, за исключением, пожалуй, Англии, новая идея важности образования для благосостояния и продвижения человечества попала в ловушку национальных интересов и была поста­влена на службу жёстко определённым и узким общественным целям. Произошло отождествление общественной цели образования с государственной; в итоге было утрачено понимание его общественного смысла.

Подобная путаница характерна и для современ­ного состояния взаимоотношений между людьми.

С одной стороны, наука, торговля и искусство перешагивают государ­ственные границы. Они международны по своему содержанию и способам и предполага­ют взаимозависимость и сотрудничество народов, населяющих разные страны. В то же время идея национального суве­ренитета никогда так громко не звучала в поли­тике, как в наши дни. Народы живут в состоя­нии еле сдерживаемой вражды или открытой войны со своими соседя­ми. Считается, что каж­дый имеет свои собствен­ные национальные инте­ресы, судить о которых, и тем более вмешивать­ся, никто не вправе. Поставить это под сомне­ние означает усомниться в самой идее националь­ной независимости, которая считается осно­вополагающей и в прак­тической политике, и в политической науке.

Мысли на полях

В Западной Европе, за ис­ключением, пожалуй, Англии, новая идея важно­сти образо­вания для благо­состояния и продвижения чело­вечества попала в ловушку националь­ных интересов и была постав­лена на службу жёстко опре­делённым и узким обществен­ным целям.

С одной стороны, наука, торговля и искусство пере­шагивают государственные границы. Они международны по своему содержа­нию... В то же время идея на­ционального суверените­та никогда так громко не зву­чала в политике, как в наши дни.

Возможно ли, чтобы сис­те­ма образования управлялась государством и всё же широ­кие общественные цели обра­зовательного процесса не бы­ли ограничены, упроще­ны и извращены?

...Школы должны быть устроены так, чтобы они на деле, а не только на словах снижали влияние хозяйствен­ного неравенства и обес­печивали всем представите­лям подрастающего поколе­ния рав­ные возможности для будуще­го продвижения по службе.

 

 

 

Данное противоречие (а это именно противоречие) между широкой областью общей и взаимно полезной общественной жизни и более узкой областью исключительных, а, следовательно, возможно нападнических устре­млений и целей требует от педагогической тео­рии более ясного представления о смысле опреде­ления «общественный» в отношении задачи обра­зования.

Возможно ли, чтобы система образования упра­влялась государством и всё же широкие общественные цели образовательного труда не были ограничены, упрощены и извращены? Внутри государства положительному решению этого вопроса мешает сохраняющийся в современных хозяйственных условиях раскол общества на классы. В международном разрезе он оказывается связан­ным с попытками примирить патриотизм с пре­данностью общечеловеческим ценностям, не зависящим от государственных границ. Однако решение его не может быть достигнуто одними лишь отрицательными средствами: недостаточно, например, позаботиться о том, чтобы образова­ние не использовалось в качестве средства, облегчающего использование одного класса дру­гим, — школы должны быть устроены так, чтобы они на деле, а не только на словах снижали влия­ние хозяйственного неравенства и обеспечивали всем представителям подрастающего поколения равные возможности для будущего продвижения по службе.

Осуществление этой цели требует не только соответственных управленческих решений, касающих­ся устройства школ, и такого пополнения семей­ных доходов, которое позволило бы всем моло­дым людям посещать эти школы, но и таких изменении в привычных представлениях о культу­ре, содержании образо­вания, способах препода­вания и поддержания порядка, которые позволили бы обществу сохранять воспитываю­щее влияние на всю молодёжь до тех пор, пока она не будет готова сама отвечать за своё хозяйственное и обществен­ное будущее. Хотя всё это может показаться делом далёкого будущего, но демократический идеал образования останется смехотворной или даже несчастной выдумкой, если не будет оказывать всё большего и большего влияния на нашу систему государственного образо­вания.

Мысли на полях

...Демократический идеал образования останется сме­хотворной или даже несчаст­ной выдумкой, если не будет оказывать всё большего и большего влияния на нашу сис­тему государственного обра­зования. Этот принцип приме­ним и к вопросам, касающимся межгосудар­ственных отноше­ний.

Образование должно вне­дрять в сознание людей идею второстепенности националь­ной суверенности по отноше­нию к более пол­ным, свобод­ным и плодо­творным объеди­нениям и взаимодействиям людей.

Эти выводы связаны с самой идеей образования как осво­бождения отдельных воз­можностей личности в ходе её непрерывного развития, на­правленного к общественным целям...

Демократическое общест­во обеспечивает равный дос­туп своих членов ко всем бла­гам... Образование в таком об­ществе создаёт у людей лич­ный интерес к общественным отношениям и управлению об­ществом и такие умона­строения, благодаря которым изменения в обществе проис­ходят постепенно...

 

 

Этот принцип приме­ним и к вопросам, касаю­щимся межгосударствен­ных отношений. Недоста­точно твердить об ужасах войны и избегать всего, что может побуждать зависть и враждебные чув­ства к другим народам. Нужно подчёркивать всё то, что связывает людей друг с другом в совместном стремлении к общечело­веческим целям независимо от географических гра­ниц. Образование должно внедрять в сознание людей идею второстепенности национальной суве­ренности по отношению к более полным, свобод­ным и плодотворным объединениям и взаимодей­ствиям людей. Если сказанное кажется кому-то не имеющим отношения к философии образования, то это означает, что развитая в предыдущих главах идея образования не была должным образом понята. Эти выводы связаны с самой идеей образования как освобождения отдельных возможностей личности в ходе её непрерывного развития, направленного к общественным целям; они предста­вляют собой естественный итог последова­тельного применения демократического показателя к образованию.

Подведём итог. Поскольку образование процесс общественный, а общественные основы общества бывают разные, чтобы осуждать старое и стро­ить новое образование, необходимо иметь определённый идеал общества. Для оценки важности того или иного вида общественной жизни выбра­ны два положения: степень общности интересов группы для всех её членов и свобода взаимодей­ствия данной группы с другими. Иначе говоря, нежелательно строить общество, которое устана­вливает внутренние и внешние преграды для сво­бодного взаимодействия и обмена жизненным опытом между людьми. Демократическое обще­ство обеспечивает равный доступ своих членов ко всем благам и гибкое приспособление своих учреждений посредством взаимодействия различных видов совместной жизни. Образование в таком обществе создаёт у лю­дей личный интерес к общественным отношениям и управлению об­ществом и такие умонастроения, благодаря ко­торым изменения в об­ществе происходят пос­тепенно, не порождая беспорядков.

С этой точки зрения были рассмотрены три философии образования, известные нам из исто­рии. Оказалось, что идеал платоновской философии образования был внешне довольно похож на изложенный нами, но его соглашательская разработка привела к выбору в качестве образовательной единицы не человека, а класса людей. Так называемый просветительский индивидуализм XVIII в. расширял поня­тие общества до размеров человечества, сред­ством продвижения которого должен был служить человек.

Но и эта концепция не имела никаких возможностей обеспе­чить осуществление этого идеала, что видно уже из провозглашённого ею лозунга возвращения к при­роде. Идеалистические философии XIX в., подчёркивавшие значение общественных учреждений, воспол­нили этот пробел, сделав средством осуществления идеала национальное государство, но при этом они сузили представление об общественном характере образования, подменив общество государством, возродили идею подчинения личности обществу.

 

Мысли на полях

С этой точки зрения были рассмотрены три филосо­фии образования, извест­ные нам из истории.

...Идеал платоновской фи­лосо­фии образования... его соглашательская разработка при­вела к выбору в качестве образовательной единицы не человека, а класса людей.

Так называемый просве­тительский индивидуализм XVIII в. расширял понятие об­щества до размеров чело­вечества, средством продви­жения которого должен был слу­жить человек. Но и эта кон­цепция не имела никаких воз­можностей обеспечить осуще­ствление этого идеала, что видно уже из провозглашённо­го ею лозунга возвра­щения к природе.

Идеалистические фило­софии XIX в., подчёркивавшие зна­чение общественных учре­ждений, восполнили этот про­бел, сделав средством осу­ществления идеала нацио­нальное государство, но при этом они сузили представле­ние об общественном харак­тере образования, подменив обще­ство государством, воз­родили идею подчинения личности об­ществу.

 

 

 

Труды классиков природосообразной педагогики