«ПОГОВОРИМ О СТРАННОСТЯХ ЛЮБВИ...»

Подборка к 100-летию со дня рождения А.С.Макаренко

«Наука и жизнь», 1989, № 4. С. 69–73

 

 

 

 

Антона Семёновича Макаренко в нашей стране очень любят. Кто не слыхал о его удивительной колонии, кто не читал талантливую «Педагогическую поэму», кто не знает, что он — творец замечательной системы воспитания? Впрочем, слава великого педагога давно уже перешагнула и за границы его Родины. По данным ЮНЕСКО, он постоянно входит в число самых читаемых писателей мира. В ГДР, например, «Педагогическая поэма» выдержала более 50 изданий. Совсем недавно юная датчанка на вопрос «Что бы вы взяли с собой на необитаемый остров?» ответила кратко: «Педагогическую поэму».

Необходимо отметить, что за рубежом не только читают и почитают «Педагогическую поэму», но также изучают и используют педагогическую прозу А. С. Макаренко. Известная американская учительница М. Сандерс назвала Антона Семёновича «отцом мировой педагогики». Труды Макаренко применяют психологи Японии. На Кубе существует целая сеть школ-коммун, работающих по системе прославленного учителя и воспитателя.

Поэтому неудивительно, что Генеральной конференцией ЮНЕСКО 1988 год был объявлен Международным годом А.С. Макаренко. До этого такой чести удостаивались только два наших соотечественника: В.И. Ленин  и  М. В. Ломоносов.

Год прошёл, отзвучали речи, посвящённые столетию со дня рождения А.С. Макаренко, в газетах и журналах появились юбилейные статьи, но по-прежнему остался неразрешённым вопрос: почему, несмотря на эту любовь к Макаренко, его творческое наследие так плохо у нас используется? Тем более сейчас, когда проблема воспитания молодого поколения остро волнует не только родителей и учителей, социологов и криминалистов, но вообще всех.

Редакция пригласила на заочный «круглый стол» учёных и практиков, чья судьба, так или иначе, оказалась связанной с личностью и педагогической системой А. С. Макаренко. Их попросили ответить на три вопроса.

 

 

1. Каковы причины забвения системы Макаренко?

 

 

Академик АПН СССР, ректор Полтавского государственного педагогического института, И. А. ЗЯЗЮН.

Сейчас стало модным все огрехи в работе списывать на эпоху развитого застоя. Я этого делать не стану; в данном случае причины были более глубинными по смыслу и более ранними по времени. Во всём «виновата» сама макаренковская система.

Вдумайтесь, система эта глубоко демократична по своей сути, она построена на самоуправлении, гражданском самосознании, уважении к личности, равноправии педагогического начальства и самого маленького колониста, наконец, на подлинном хозрасчёте. Определите момент, когда все эти понятия стали исчезать из нашей жизни, и вы установите не только причины, приведшие к забвению замечательной педагогической системы, но и дату, когда началось её угасание.

Думается, сегодня пришло время ренессанса идей Антона Семёновича. Верится, что они долго ещё будут приносить пользу людям. А потому самое важное сейчас — не заниматься переучиванием нынешнего учительства, но ещё на студенческой скамье убедить будущего педагога, что бесценный опыт Макаренко станет для него самым надёжным и верным оружием.

Член совета командиров макаренковцев и совета Московского музея А.С. Макаренко литератор Л. А. ЧУБАРОВ.

Иногда приходится слышать, что педагогика Макаренко — принадлежность вчерашнего дня, когда по  подвалам  прятались [69] беспризорники, когда страна голодала, а жизнь в коммуне виделась как близкий идеал. Конечно, в наше время многое изменилось. Но если судить по-крупному, то его педагогика даже не сегодняшняя, а завтрашняя. Разве теперь в школе возможна такая демократия, что была в коммуне имени Ф.Э. Дзержинского? Командир отряда избирался только на полгода и только один раз, секретари комсомольского бюро и совета командиров — лишь на один срок. Ежедневно проводилось общее собрание всех колонистов и сотрудников, все сидели по периметру большого зала и смотрели в глаза друг другу. Каждый имел право говорить одну минуту. И Макаренко сидел в том кругу и имел ту же минуту. Нам ещё учиться и учиться этой  педагогике.

Что касается забвения системы Макаренко, то уместно спросить: можно ли забыть то, чего не знали? Лишь в 1940 году прошла первая всесоюзная дискуссия по макаренковской педагогике. После войны наступило некоторое оживление. Академия педнаук издала семитомник Антона Семёновича, а потом опять провал. Если судить по встречам в Московском музее Макаренко, учительская молодежь не знает его книг, системы и педагогического  опыта.

Редактор издательства «Просвещение» В. Г. БЕЙЛИНСОН.

Система замышлялась и строилась как составная часть нового общества. Отступление от ленинских принципов социализма, лишение людей и организаций, в том числе воcпитательно-образовательных, какой-либо самостоятельности стали причиной трагедии самого Макаренко и его системы. Только сейчас в ней возникает общественная потребность.

Но систему и изучать нужно системно. Развитая педагогическая система опирается  на  данные многих наук — психологию, [70]  право, этику, историю культуры, экономику... Чтобы система Макаренко могла сыграть свою роль в полную силу, необходимо не превращать её в поминальник, а подкрепить достижениями смежных  наук.

 

 

 

2.  Как  сочетается  система  А.  С. Макаренко и  «педагогика  сотрудничества»  учителей-новаторов?

 

 

И. А. ЗЯЗЮН.

Мне представляется, что система Макаренко красной нитью проходит через современную педагогику сотрудничества, но для идей Макаренко созвучнее название «педагогика сотворчества». Естественно, что применять её эффективно может лишь тот воспитатель, который учитывает не только специфические особенности коллектива, но и свои собственные.

 

Директор школы-интерната № 1 г. Сыктывкара народный учитель СССР

А.А. КАТОЛИКОВ.

У психологов есть такой термин — «установка на успех». Думается, вот эта установка и есть общее у Макаренко и нынешних педагогов-новаторов. Но цель у Антона Семёновича была крупнее: он добивался успеха в становлении коммунистической личности, а усилия современных учителей-новаторов в основном направлены на успехи в освоении того или иного предмета.

Парадокс состоит в том, что модные методики нацелены на отдельных учеников, из которых впоследствии должен сложиться прекрасный коллектив, а Антон Семёнович считал, что только прекрасный, подлинно  демократичный  коллектив  может создать условия для развития каждой личности. Ведь не секрет, что в толпе суммируются недостатки каждого, а в хорошем коллективе — достоинства. Поэтому в педагогике простые арифметические правила не действуют: можно получить хорошее, складывая плохое.

В. Г. БЕЙЛИНСОН.

Для Антона Семёновича педагогика — это не учёба и даже не воспитательное воздействие, а творчество, созидающее новые, высшие формы жизни. Только создавая и упорно утверждая их, формирующийся человек осваивает и обогащает социальный опыт предшествующих поколений, становится Гражданином. Аналогичное начало заложено и в «педагогике сотрудничества», но только в ней оно не доведено до логического завершения, до системы. Вот почему всё то хорошее и полезное, что предлагают учителя-новаторы, носит название методик, а то, что оставил Макаренко, по праву именуется системой. [71]

Руководитель челябинской областной лаборатории по изучению наследия А.С. Макаренко, кандидат педагогических наук Б. М. ОПАЛИХИН.

В основе «педагогики сотрудничества» лежит идея демократизации процесса воспитания — стержневая идея системы Макаренко. Когда некоторые пропагандисты «педагогики сотрудничества» забывают об этом, это либо свидетельство неуважения к предшественнику, либо переоценка эффекта новизны. Сам факт появления плеяды учителей-новаторов убеждает: время заставляет возвращаться к педагогике демократической, а, следовательно, к педагогике Макаренко. Сегодня учительский труд, как никогда, требует проявления творчества и многовариантности методик. Он, как никакой иной, личностный. Чем больше будет в школе хороших и разных педагогов, тем успешней продвинется перестройка нашего общества.

Л. А. ЧУБАРОВ.

Порой критики системы Макаренко говорят: то была Личность, где возьмёшь столько макаренков? Педагоги-новаторы тоже все люди нестандартные, все незаурядные личности, но сила системы, выстраданной Антоном Семёновичем, в том, что она рассчитана на тиражирование. Естественно, использование сложной педагогической партитуры доступно лишь мастеру. Но именно мастеру, а не гению или таланту. Сам Макаренко неоднократно говорил: талантливых педагогов немного, а мастером при желании может стать каждый учитель, Вот этому мастерству и надо учить педагогов.

 

 

 

3. Дал ли  новые  импульсы  развитию системы Макаренко юбилейный год?

 

 

В. М. ОПАЛИХИН.

Год Макаренко способствовал лишь некоторому повышению интереса к личности [72] и наследию великого педагога. Руководство народным образованием, педагогической наукой так и не сказало своего слова, оценивая его систему. И это в то время, когда объявлен всенародный поиск путей перестройки школы, а взоры людей правомерно обращаются к первым десятилетиям послереволюционной педагогики, на пёстром фоне которой выделяется вершинная педагогика Макаренко. К сожалению, после 13 марта — дня рождения Антона Семёновича — имя его исчезло со страниц газет и журналов.

В. Г. БЕЙЛИНСОН.

Юбилейный год почти ничего не изменил. За очень редким исключением выступления на научных конференциях, в печати и по телевидению отличались поверхностностью и узловой вопрос о педагогической системе не прояснили, а в чём-то и захламили.

Кстати, правы те, кто «разводит» понятия «педагогическая система» и «педагогическое наследие». «Наследие» — сложная совокупность всех достижений и неудач, это извилистый путь, где были продвижения вперёд и отступления, это советы и рекомендации, чётко привязанные к определённому этапу развития и времени. «Система» — явление, уходящее корнями в наследие, но это завершающий аккорд, итог проделанного пути, результат длительного опыта.

И. А. ЗЯЗЮН.

Если говорить о Полтавщине, то этот год не прошёл бесследно. Создан музей-заповедник в Ковалёвке, в педагогическом институте появилась лаборатория, изучающая наследие Макаренко, начал читаться курс «Основы педагогического мастерства», реализующий его идеи.

В целом же по стране ситуация прежняя. Макаренко снова «не попал» в учебные программы, в планы институтов усовершенствования учителей, в пособия для подготовки руководящих педагогических кадров. Сказывается отсутствие Всесоюзного центра макаренковедения, да и просто не хватает книг Антона Семёновича, остро необходимых молодым учителям.

Секретарь совета командиров макаренковцев И. И. ЯЦЕНКО.

Минувший год не изменил ничего. По той причине, что наша педагогическая наука ещё не готова к восприятию идей Макаренко. Было много деклараций «расширить», «углубить», «ещё серьёзнее изучить»... Но ведь если ничего не делать, то нельзя ни углубить, ни расширить. Разговор идёт даже не о самом Антоне Семёновиче и его наследии. Решаются судьбы школы, судьбы целого поколения советских людей, в жизни которых, увы, множатся негативные явления. Система Макаренко — один из путей преодоления  кризисных  ситуаций.

Л. А. ЧУБАРОВ.

Надо отдать себе отчёт: за год многого не сделать. Даже если он юбилейный. Наверное, всесоюзные и региональные конференции, слёт макаренковцев, начало работы над фильмом «Антон Макаренко», открытие музея-заповедника, появление книг «Марш 30 года», «Основы педагогического мастерства», «Путь к мастерству» и другие — это всё то, что лежит на поверхности, так сказать, юбилейный минимум. Он был выполнен. Но не случилось главного.

Боль наша в том, что лежит макаренковский капитал мёртвым грузом, а должен был бы работать на нас. Герой Социалистического Труда В. П. Сериков рассказал с телеэкрана, как книги Антона Семёновича помогли переходу на бригадный подряд. Офицеры-дальневосточники рассказывали недавно, как наследие Макаренко облегчает воспитание новобранцев. Убеждён: и учителям и родителям может принести пользу замечательная педагогическая система. Пора ускорить и облегчить этот процесс. Юбилейные праздники проходят быстро, будничные проблемы, увы, решаются медленно. [73]

 

 

 

Со статьями, обнародованными в журнале «Наука и жизнь», можно познакомиться на его странице

Текст данной статьи также размещён по адресу http://major-theoretic.narod.ru/makar-60.doc.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

К перечню статей