Педагогический музей

А.С.Макаренко

 

 

 

 

 

СОБРАНИЕ сетевых ССЫЛОК о:

А.С.Макаренко,

его системе,

Объединения, общества, лаборатории по исследованию творчества А.С.Макаренко

подборках его произведений в сети,

 

 

последователях,

воспитанниках,

критике и критиках,

 

педагогическом музее А.С.Макаренко,

упоминаниях по другим поводам,

и народном просвещении в целом.

Торговые предложения

 

 

О предшественниках, последователях и современниках

Предшественники и современники

Гладыш С.Д. И вместо кличек нам вернули имена (О Болшевской коммуне М.С.Погребинского)

Подурец А. Как Саров не стал Погребинском (О М.С.Погребинском [1895-1937], рук. в 1925-1929 г. труд. колонией в Болшево – прообразе для фильма «Путёвка в жизнь», автора книги «Фабрика людей» (изъята из библиотек и уничтожена после 1937 г.). Любопытно, что М.С.Погребинский родился под Полтавой (опять Полтава) и именно его послали к А.М.Пешкову (Горькому), чтобы уговорить его вернуться из Италии в СССР).

 

Воспитанники и последователи

Калабалин С.А., Калабалина Г.К. Слово об учителе и о себе (к столетию со дня рождения А.С.Макаренко). // Московский обл. политехникум. Учебно-методич. кабинет. Инф. вып., 1989 г.

Калабалин С.А., Калабалина Г.К. Разговор от первого лица (из опыта работы С.А.Калабалина – воспитанника, соратника и последователя А.С.Макаренко). // Москва, МОИУУ, 1990 г.

Калабалин С.А. Бродячее детство. М.: Молодая гвардия, 1968 г.

Краткая биографическая справка об А.Г.Явлинском (отце известного политика Г.А.Явлинского), в своё время длительно и в целом успешно руководившего колонией по системе Макаренко.

Ерёмин В.А. Отчаянная педагогика. М: Владос, 2009 г. Достаточно ли «работать» с «трудными» детьми только во время краткосрочной летней смены? Не стоит ли создавать такие общества, которые бы перенаправляли во многом хаотичную энергию подростков в положительное русло в течение всего года? И вот в середине 60-х годов с опорой в т.ч. и даже прежде всего на опыт А.С.Макаренко (поскольку другие подходы просто «не работали») в разных городах страны время от времени такие общества появлялись, а возглавляли их, как их окрестили в народе, «ребячьи комиссары».

Их, тем более успешно работающих, было не так много. Ещё реже складывалось так, чтобы их руководители имели возможность и подготовку доступно описать свой опыт, найти своего издателя и т.п. Поэтому мы почти ничего не знаем о замечательном опыте труда ребячьих комиссаров в Тюмени и ряде других городов страны. А вот Виталий Ерёмин, создавший в Павлодаре вместе с ребятами организацию «Гринабель», и почти 8 лет бессменно её возглавлявший, по основной профессии оказался журналистом. Его лаконичную, но плотную по фактическому и эмоциональному содержанию книгу с одинаковым увлечением можно читать и как художественное произведение, и как методичку со спокойным и очень честным разбором тех трудностей, которые неизбежно встретятся на пути возможных последователей.

Сейчас (2012 г.)  Виталий Аркадьевич живёт и трудится в Москве, 8 февраля 2012 г. он был желанным гостем на очередной Макаренковской среде, где представлял свой опыт и новые книги. С разрешения автора с удовольствием размещаем издание «Отчаянной педагогики» на страницах нашего музея.

Католиков А. А. Моя семья: записки директора сыктывкарской школы-интерната № 1 для детей-сирот. М.: Педагогика, 1990.

Синицын И.С. Когда воспитывает труд. М.: Педагогика, 1987 г. 334 с. Сборник очерков об успешных примерах воспитывающего труда в разных уголках Советского союза – от солнечного Азербайджана (школа З.Г. Шоюбова, Украины (целый район в Тернопольской области) до Калужской и Смоленской областей в России (Е.Н. Дерунова, С.П. Масонова и другие). Автор – Иван Семёнович Синицын [11 февраля 1917-26 ноября 1998] – участник ВОВ, затем журналист, известен как убеждённый и деятельный исследователь, собиратель и пропагандист успешных примеров воспитывающей силы труда.

 

 

Ученики учеников

Барсков Д. Для нас всегда открыта в школе дверь (к 75-летию Хлопотовой Валентины Михайловны – ветерана труда, учителя Саввинской средней общеобразовательной школы имени С.А. Калабалина).

Барсков Д. Наша Любовь Георгиевна (к 90-летию со дня рождения Л.Г.Волковой, трудившейся вместе с С.А. и Г.К.Калабалиными).

Барсков Д. Яблоневое чудо Галины Максимовны (к 80-летию со дня рождения Г.М. Белкиной – ветерана педагогических коллективов детского дома и восьмилетней школы в Клемёново).

 

Калабалин Антон. Слово об отце // УГ №47 (10128) / 2006-11-21

Калабалин А.С. «Мне повезло, что я выбрал ту профессию, которую безумно люблю» // «Истринские вести», 2011 г, 15 апреля. (по итогам выступления на Макаренковской среде в 2011 г.)

Беседа А.С.Калабалина с корр. газеты «На Западе Москвы» Е.Крушельницким, обнародованная в печати 15 апреля 2011 г.

Калабалин А.С. Не проходите мимо (беседа с журналистом Л.П. Тарховой, 2012 г.)

Крупнов Ю. Возвращение труда. Часть 2. // Интернет против телеэкрана.

Морозов В.В.  Воспитательная педагогика Антона Макаренко. Опыт преемственности. // Документальное педагогическое исследование. – М., Егорьевск:     ЕФ МГГУ им. М.А. Шолохова,  2007. - 238 с.

Морозов В.В. Педагогика А.С Макаренко: перспективы практического действия // Альманах Макаренко, 2010, № 2. С. 46-55.

Морозов В.В.  Соучаствование» как педагогическое средство реабилитации подростков с отклоняющимся поведением // Сб. материалов  Всероссийской научно-практической конференции «Психология притеснения: обидчики и обиженные», Коломна, 2009 г.

Морозов В.В.  Каким должен быть детский дом сегодня? (часть 1) // Журнал «Социальная педагогика», № 4, 2010 г.

Морозов В.В.  Каким должен быть детский дом сегодня? (часть 2) // Журнал «Социальная педагогика», № 6, 2010 г.

Соколов Р.В. Архивные документы (справки КГБ о деятельности молодёжного объединения с участием Р.В. Косырева (Соколова) в г. Москве в конце 1960-х годов).

== Другое ==

Бескина Роня Михайловна, Виноградова Маргарита Дмитриевна. Идеи А. С. Макаренко сегодня // Новое в жизни, науке, технике. Сер. "Педагогика и психология" № 10, 1988.

Максимовский М.Н. Ученье и труд рядом идут // Калининское книжное издательство, 1961, 2000 шт. (об опыте работы Нелидовской одиннадцатилетней школы-интерната Тверской обл.)

О Михаиле Николаевиче Максимовском [1920-2006] см. также здесь (на стр. А.В.Шевкина).

== Упавшие или попавшие под ограничения ссылки ==

Аркадий Генкин. Тюрьма как кузница талантов // Время.

Мананникова Людмила. Тебе везде рады (Памяти Григория Максимовича Кубракова, работавшего по системе Макаренко в Казахстане).

Коршунова Н.Н. Из опыта работы современных школ-хозяйств России // Покровские образовательно-просветительские листки. Диалог отечественных светской и церковной образовательных традиций. Воспитание труженика – созидателя России. Национально значимая модель школы. Выпуск 4.

Моисеев Владимир. ЧириКОВ (Томская область) // УГ 1996, № 42

Талалай Наталья, Царёв Руслан, Харьков – Москва. Куряжский мираж, или Как чтут традиции Макаренко его последователи // УГ 1998, № 43.

 

 

 

На главную