Педагогический музей А.С.Макаренко

комнаты в здании Дома детского творчества

Киевского района г. Москвы, ул. Поклонная, 16 (2010 г.)

 

 

 

А это фото о школьных коллективах, стремящихся следовать системе Макаренко сегодня, их главный призыв «Труд – забота», а не «труд – работа».

Любопытно, что ещё К.Маркс в своей работе об отчуждении труда чётко разделил понятия «труда» и «работы». Под работой Маркс понимал просто выполнение какой-то считающейся данным обществом в данное время полезной задачи, а вот в труде он находил сразу несколько составляющих.

Кроме собственно работы классик отмечал возможность в ходе труда освоить и закрепить новые полезные для человека знания и навыки, увеличить свои физические и духовные силы и т.п., т.е. возможность совершенствования.

И вот если эта возможность совершенствования в ходе трудовой деятельности осуществлялась, то тогда Маркс её называл трудом, а если нет, тогда это была просто работа.

И в системе Макаренко главный смысл труда – в воспитании, совершенствовании человека, в заботе о его будущем. А рабочая составляющая, при всей её сложности и важности, - всё-таки вторична и подчинена указанной главной задаче.

 

 

 

 

 

 

 

К перечню всех фото