|
Педагогический музей А.С.Макаренко комнаты в здании Дома детского творчества Киевского района г.
Москвы, ул. Поклонная, 16 ( |
|
|
В музее представлен целый ряд художественных изображений великого русского воспитателя, педагога, учёного, писателя, руководителя народного просвещения А.С.Макаренко. Себя он нередко называл также актёром, писал и режиссировал пьесы для колонистского театра, исполнял в них некоторые роли. Впрочем, быть и трудиться вместе со своими воспитанниками он считал необходимым в любом деле колонии – от заготовки дров и сельхоз работ до небезопасных ночных походов по ловле распоясавшихся шаек разбойников и борьбе с самогоноварением в окрестных сёлах. Однако ощущение театра и театральные подходы, как видно из его произведений, широко применялись им и в воспитательной работе, и в представлении своей деятельности, своих исканий и научных открытий в виде художественных произведений, своего рода пьес… А кем только не называли его при взгляде со стороны – диктатором, главарём банды малолеток, душителем всего личного в своих воспитанниках, любителем казармы, офицерщины и строевщины и даже большевиком и классиком большевицкого (не путать с советским) школьного дела. Наверное, это различие между действительно советским, т.е. основанным на подлинном самоуправлении и ответственном совете и участии народа и большевицким (когда все указанные слова произносились, но делалось совсем иное) многое объясняет. Да, Макаренко был советским, социалистическим воспитателем, но социализм у него уж очень был похож не на сталинский, а, скажем, на шведский… Или даже на общинножитие в православных монастырях… Поэтому когда многие читатели с удивлением и возмущением читают в заключительных строках «Педагогической поэмы» вердикт большевицких чиновников «от образования» о том, что «система Макаренко есть система не советская», они (читатели), разумеется, правы. Наверное, точнее было бы написать «система Макаренко есть система советская, но не большевицкая», но кто бы это пропустил в печать… Кем же был и остаётся А.С. Макаренко на самом деле? Может быть, самое точное слово будет – подвижник соцвоса, т.е. социалистического (в смысле подлинно демократического) воспитания. Но подвижники уже своим существованием, уже тем, что они наглядно показывают, что можно, в самом деле можно, делать и сделать большое и нужное дело возвращения к достойной жизни и воспитания полноценного Человека, работника, гражданина, семьянина, товарища, уже этим слишком наглядно высвечивают что могла, должна, более того, призвана была сделать школа, но чего она в жизни почему-то не делает. Причём не только и даже не столько среди «спецконтингента» правонарушителей, но и в «обычной» школе, где так обычны ныне необязательность и безответственность, пренебрежение и неумение грамотно учитывать и согласовывать личные и общественные интересы и связанная с этим душевная, умственная и физическая хилость с её проявлениями в сквернословии, хамстве, курении и т.п. Ведь тогда указанные проявления придётся объяснять не мифической «исходной испорченностью» и «недоброкачественностью» русского и других российских народов, не глупостью и дурным влиянием телевидения (вспомним, что «для чистого – всё чисто»), не недостатком денежного и прочего довольствия (что в сравнении с условиями служения Макаренко звучит просто цинично), а нежеланием и неумением работать известных руководителей и сотрудников народного просвещения. Мы можем задать себе вопрос – а на сколько, на самом деле, важен вопрос школьного воспитания сегодня, в век лазера, информатики и нанотехнологий? К чему, мол, весь этот пафос вокруг системы Макаренко и личности его самого? Ответ звучит в словах одного из последователей, исследователей и продолжателей дела А.С.Макаренко – проф., д.п.н. В.В.Кумарина: «какая школа – такое общество» (а не наоборот, как привыкли приговаривать иные «образованцы» при делёжке бюджетного пирога). Иными словами, вопрос о здоровом школьном воспитании равнозначен вопросу – нужна ли нам Россия, естественно, самостоятельная, со здоровым во всех смыслах населением, с крепким хозяйством, наукой, обороной и чем угодно ещё, что нужно сейчас и ещё только понадобиться в будущем… А единственная, действительно успешно работающая на сегодня система школьного воспитания, это … система Макаренко. Для читателей, пока ещё мало знакомых с трудами Макаренко, здесь следует пояснить, что одной из заслуг Антона Семёновича является чёткое разделение обучения и воспитания. Он показал, что это два существенно разных педагогических явления, которые могут и должны осуществляться существенно разными средствами: обучение – путём классно-урочной системы, предложенной ещё Я.А.Коменским, а воспитание – путём создания коллектива на основе общего полезного производительного Дела. Создание коллектива – дело очень непростое, в коллективе (в отличие, к примеру, от обычного класса) огромное значение приобретают горизонтальные обратные связи (культурно, но вполне определённо выраженное мнение товарищей и командира по основному или сводному отряду). Теорию, как успешно осуществить построение школьного коллектива каждому сколько-нибудь грамотному и воодушевлённому содружеству педагогов, и целый набор примеров применения этой теории в разных обстоятельствах и показал А.С.Макаренко. Заодно разработал здоровую основу соединения воспитания с обучением, основы социальной инженерии (многие западные социологи, к примеру, известный французский учёный Морено, считали Макаренко своим учителем в этом направлении) и многое другое. Всё это коротко носит название Системы Макаренко. Пояснение 1. Учебный класс – это ещё не коллектив (в понимании Макаренко). Хотя слово «коллектив» (в смысле механически согнанных в одно место людей) употребляется в российской образованщине довольно часто (хотелось бы, конечно, чтобы здесь вместо «образованщины» стояло сочетание «педагогическая наука», но Академия педагогических наук давно у нас переименована в Российскую академию образования (слова «наука» и «педагогика» из её названия справедливо устранены, как не соответствующие содержанию деятельности), поэтому, уж не взыщите, получается, что в российских школах занимаются образованщиной, а работают там - образованцы). Пояснение 2. «Воспитывающего обучения», как основного средства воспитательной работы в школе, также как и «вечного двигателя» в Природе, не существует, хотя и то и другое очень красочно и внешне убедительно можно изобразить, например, в учебнике (особенно, если за это никто не отвечает, более того - платят хорошую зарплату). Воспитывает (по Макаренко) прежде всего коллектив (в его понимании) и личный пример (педагогов, товарищей, родителей, просто сограждан). Если так воспитывать, то получаются полнокровные граждане, насколько это вообще возможно из каждого сколько-нибудь здорового человека. Если же людей просто содержать и надеяться, что прочтения «Му-му» вполне достаточно для того, чтобы стать добрым, а «Повести о настоящем человеке» - чтобы набраться мужества на всю оставшуюся жизнь, то получается очередной большой или малый «Куряж» в том виде, как с ним пришлось познакомиться макаренковцам. А вот если здоровый коллектив создан, то в прок пойдут и хорошие книги, школьный театр, оркестр и многое другое, что пользовалось большим спросом и интересом среди воспитанников Макаренко и его последователей. Но это - уже в качестве «десерта» после создания полноценного коллектива. |
|
|
|
|