VIII Международный конкурс им. А.С.Макаренко

Макаренковские чтения-2010

Фотоотчёт с 4-го дня чтений (4.04.2010)

 

 

 

Представитель культурологической школы Екатеринбурга чётко выразил уже не раз звучавшую в предыдущих выступлениях мысль о том, что А.С.Макаренко мог осуществить свой педагогический опыт, к сожалению, только нарушая некоторые формальные чиновничьи ограничения, при строгом следовании которым в одном случае околели бы от голода все лошади колонии, в других – в конечном счёте разбежались бы сами воспитанники и во всяком случае как коммуна им. А.М.Горького, так и коммуна им. Ф.Э.Дзержинского просто не смогли бы быть созданы в том виде, с той человеческой, гражданской и духовной насыщенностью, каких удалось достигнуть общине макаренковцев под руководством Антона Семёновича.

К сожалению, и по сей день, педагог буквально завален горой по существу мелких и придирчивых, а порой и просто невыполнимых при буквальном их понимании требований (наподобие поминутного предначертания проведения всех уроков на год вперёд), при том, что за окончательный итог своей (совместно с обществом) деятельности по воспитанию и обучению он(а), по большому счёту, ответственности не несёт. И эта гора зачастую никчёмных требований есть выражение неспособности (или нежелания) чиновников выработать и применять действительно существенные показатели деятельности учителя. Хотя, надо признать, вопрос действительно непростой.

Ведь если строго и ощутимо (включая вычеты из зарплаты и т.п., как предлагал Макаренко) спрашивать с учителя за то, что его (её) ученик стал «шкурником, бракоделом, лентяем, пьяницей» надо, по крайней мере, суметь чётко выделить действительные возможности и вклад учителя в сравнении с иным, внешкольным влиянием общества, антропологическими особенностями (читай, природными способностями и достигнутой степенью их проявления)  определённого человека. А как решить эти задачи, если даже наличие заметного разнообразия врождённых (природных) способностей в определении основополагающих подходов к школьному делу у нас по сию пору не признаётся? Точнее сказать, биологи-то у себя всё это признают (закон биологического разнообразия) и вовсю используют, а у руководителей школьного дела до сих пор в голове почему-то возможно иное мнение.

Впрочем, почему, очень понятно. За миллионы новых пьяниц и неумех никто не отвечает даже размером премий, а чтобы поднять школьное дело на новую высоту, сколько нужно душевных и физических сил, времени и всего остального?! Впрочем, наблюдатели уже подсчитали, что только за прошлый год российский президент Д.А.Медведев уже 9 раз употребил словосочетание «человеческий капитал» с определённым требованием искать пути его наращивания в России, т.е. определённое осознание задачи и заказ на её решение «сверху» есть. Применение системы А.С.Макаренко, по мнению собравшихся,– один из основных доступных, проверенных и осуществимых на деле способов решения поставленной задачи.

 

 

 

К перечню всех фото