VIII Международный конкурс им. А.С.Макаренко

Макаренковские чтения-2010

Фотоотчёт

 

 

 

Новиков Александр Михайлович, д.пед.н., академик РАО,

руководитель Исследовательского центра теории

непрерывного образования Российской академии образования.

Проблемы трудового воспитания в постиндустриальном обществе

 

 

 

Постиндустриальное общество – это общество, большая часть ВВП которого образуется не за счёт производства (как в индустриальном обществе), а за счёт услуг – от банковских и торговых до культурных.

В этом смысле Россия оказалась постиндустриальным (послепромышленным) государством.

В своём выступлении академик РАО привёл целый ряд примеров того, насколько изменения технологии преобразовали сейчас содержание производственного труда и повысили  требования к качеству и объёму подготовки обслуживающих его сотрудников.

Один из этих примеров – в Нарофоминске работает завод по производству алюминиевой тары, в день выпускает несколько миллионов банок для напитков разного свойства. Работает в 3 смены, но на самом производстве занято только 4 инженера-наладчика, поскольку оно полностью автоматизировано.  Четыре, потому, что есть отпуска и кто-то из инженеров может захворать… Ну, ещё тридцать человек в заводоуправлении – но их никак не сократишь – это и снабжение, и сбыт, и реклама, и бухгалтерия…

К такому производству детей, по мнению академика, подпускать просто нельзя.

А более старые, менее требовательные технологии, уже просто убыточны или вытеснены новыми. К примеру, фанерные ящики для посылок, которые ещё недавно так успешно делали некоторые Макаренковские школы, ныне полностью вытеснены картонными коробками. Почтовое ведомство поменяло технологию и ящики больше просто не нужны.

Подобное ныне произошло и в сельском хозяйстве – нет уже хозяйств «на все руки», оправданными оказываются только узконаправленные хозяйства, если это животноводство, то либо мясное, либо молочное, либо разведение молодняка, либо производство кормов для животноводства.

Да, Макаренко удалось выйти на передовые рубежи сначала сельскохозяйственного производства, а затем и промышленного, первым наладив выпуск того, что в СССР до этого никто не выпускал – электросверлилок по австрийской лицензии, а позже фотоаппаратов, многие узлы которых выпускались и использовались в очередных моделях ещё многие десятилетия на Харьковском заводе. Но уже тогда это было на пределе возможностей. Сейчас по многим направлениям этот предел даже для самых здоровых, ответственных, способных и  подготовлённых учащихся превышен многократно.

Зал слушал это выступление довольно напряжённо – ведь применение Системы Макаренко подразумевает не просто труд ради труда, а в том числе труд как создание внешней ценности, с оправданными затратами…

Как же быть, неужели сама производственная почва настолько изменилась, что постепенно всё больше уходит из классического понимания системы А.С.Макаренко? Да и на беспочвенное критиканство это насыщенное фактами и вполне проверяемыми чёткими логическими доводами выступление явно не похоже. Сам выступающий – известный давний друг, деятельный участник и сторонник трудового обучения и воспитания, самого конкурса им. А.С.Макаренко и чтений его имени.

Во время вспыхнувшего сверхкраткого (в силу ограничений по времени) обсуждения мелькнули слова – у нас  появляется критическое макаренковедение – и это, наверное, хорошо. Более подробное обсуждение этого вопроса наверняка будет продолжено в следующие дни чтений…

Да, когда время всеобщих запретов проходит, оказывается, что жизнь всё это время не стояла на месте, что некоторые изменения весьма существенны и их необходимо учитывать. Но новые технологии ведь дают нам и новые возможности!

Полный выпуск статьи А.М.Новикова обнародован в   «Альманахе Макаренко» № 4 (2 за 2009 г.)

P.S. У Александра Михайловича в сети уже несколько лет действует своя страничка. На ней можно более подробно познакомиться с его взглядами и выступлениями.

 

 

 

 

К перечню всех фото