Макаренковская среда

 

«Педагогика общей заботы» И.П. Иванова

как воплощение

в современной воспитательной практике

идеи А.С. Макаренко

 «Дела государственного значения»

(К 90-летию со дня рождения И.П. Иванова)

 

Первые краткие заметки

Ограничение ответственности: Данные записки отражают лишь личное, м.б. где-то пристрастное мнение одного из участников сред, не притязая ни на полноту отражения, ни на выражение какой-либо официальной точки зрения (в т.ч. Музея) и главной своей целью ставят попытку сохранить хотя бы самые запомнившиеся мысли и утверждения выступавших.

Если у кого-то из присутствовавших возникнет воодушевление и возможность поправить, а ещё лучше дополнить наши отклики записью своего выступления и восприятия  встречи, это будет только приветствоваться. Пишите нам по адресу Makarenko-museum @ ya.ru

Ноябрьская Макаренковская среда в Московском педагогическом музее А.С. Макаренко состоялась 13 ноября 2013 г.

Программа. После привычного краткого представления выставок и деятельности Музея для тех, кто оказался здесь впервые, Р.В. Соколов выступил с небольшим отчётом по итогам участия в представительной конференции в СПб., посвящённой 90-летию со дня рождения И.П. Иванова.

Далее выступила учитель математики В.С. Микеева с сообщением о ряде природосообразных приёмов на основе психологии восприятия (диаграммы Тони Бьюзена), которые помогают более успешно осваивать учащимся учебную программу, и своём опыте их применения.

Гл. редактор газеты «Калужское слово» С.Г. Икрянников, ранее занимавшийся с единомышленниками вопросом создания учебно-воспитательных коммун в Калужской области, кратко рассказал об этом опыте в своём выступлении.

 

Выступления.

Игорь Петрович Иванов (1923-1992) считал себя одним из последователей А.С. Макаренко, его путь в педагогику и воспитания начался во многом под влияния знакомства с «Педагогической поэмой», многие из коллективов, созданных при его прямом или опосредованном (через учеников, выступления и т.д.) участии названы им коммунами, само движение – коммунарским. Уже поэтому понятен интерес к его жизни и творчеству со стороны макаренковедов, в том числе с точки зрения уточнения общего и различного в подходах и решениях А.С. Макаренко и И.П. Иванова, а также исследования влияния заметно изменившихся внешних обстоятельств на особенности деятельности И.П. Иванова по сравнению с эпохой НЭПа, в которую возникли и преимущественно развивались подходы А.С. Макаренко.

Своё выступление Ричард Валентинович Соколов начал с краткого изложения биографии И.П. Иванова. Не повторяя того, что уже представленно на сетевой странице «Коммунарство», отметим некоторые дополнения, уточнения и иные фокусы внимания, отмеченные в сообщении.

Сначала общее впечатление о питерском мероприятии в целом: «с размахом», ивановцы нередко производят впечатление более организованной и слаженной общности, чем последователи Макаренко, разрозненно возникающие, как грибы после дождя, «то здесь то там» после прочтения той же «Педагогической поэмы» при том, что в учебных программах российских пед. вузов наследию Макаренко уделено что-то вроде 2 академических часов за всё время обучения и «осваиваются» они весьма своеобразно (чтобы и Макаренко похвалить, и других не обидеть).

Так, в подготовке и проведении конференции к 90-летию со дня рождения И.П. Иванова (5 ноября) среди других приняли участие три известных питерских вуза (кроме ЛГПУ им. Герцена ещё Политех и Питерский ун-т путей сообщения, а также ЛГУ им. А.С. Пушкина (бывший обл. пед. ин-т), Академия педагогического последипломного образования, городской дворец творчества юных (где многие годы работал И.П. Иванов), общественные организации и, конечно же, комитет по образованию СПб. К конференции в издательстве Политехнического ун-та выпущено издание 2-х-томника трудов И.П. Иванова (по 200 книг), компакт-диск, материалы выступлений, в ходе её работы были представлены и можно было приобрести также ряд книг его последователей из СПб., Екатеринбурга, Брянска. Среди них книги:

Лариса Крапивницына. Лоция разновозрастного объединения. Екатеринбург: Дизайн-принт, 2012.

Ситников Л.В., Комарова А.В., Слотина Т.В. Практикум по психологии командообразования. Учебное пособие. СПб.: ПГУПС, 2011.

Сергеичева Г.Г. Игра как форма организации целостного педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении. Брянск, 2013 г.

Впечатление на не слишком избалованных вниманием педагогов произвели и изданные типографским способом сертификаты участия в конференции, после заполнения  закатанные в ламинат (плёнку) и явно предназначенные по возвращении с мероприятия для помещения на почётное место на добрую память.

А теперь о некоторых уточнениях и разъяснениях Р.В. Соколова по биографии И.П, Иванова. Ричард Валентинович обратил внимание на то, что научный рук. Игоря Петровича – (и рук. НИИ педагогики) Б.Г. Ананьев пришёл к любопытному и крайне важному для устройства в т.ч. школьной жизни открытию, что такие виды деятельности как игра, учёба и труд не сменяют и не заменяют последовательно друг друга, как утверждают распространённые доктрины школьной жизни («сначала играем в детском саду, затем учимся в школе, а после её окончания начинаем работать»), а во многом независимы, взаимодополняют и обогащают друг от друга: учёба – игру, а труд – учёбу и наоборот.

Кто-то скажет, что это же очевидно, что даже в серьёзной профессиональной жизни есть такое понятие как «деловые игры» и «повышение квалификации», а уже про игровые подходы в обучении кто только не говорил. И, тем не менее, те же игровые подходы больше относят к самому младшему школьному возрасту, а уж на тех, кто осмеливается сказать о том, что труд помогает учёбе, а не является досадной отвлекающей помехой для неё, в «советской» школе дружно набрасывались всем коллективом. Об этом открытии Б.Г. Ананьева, заметил Соколов, также нередко вспоминает в своих выступлениях по поводу наследия Макаренко и, в целом, педагогики Дела и рук. ИД «Народное образование» и одноимённого журнала к.п.н. А.М. Кушнир.

Ещё один «штрих к портрету» связан со вроде бы простецким и малозначимом вопросом, который задал Соколов в СПб. на упомянутой конференции и на который не получил ответа. Вопрос состоял в том, кто являлся руководителем Ленинградского дома пионеров в те долгие годы, когда И.П. Иванов осуществлял там свои смелые воспитательные и педагогические начинания. Смысл вопроса, пояснил Ричард Валентинович, состоит в том, что в то время без сознательной поддержки руководителя упомянутого учреждения, взятие на себя с его (или её) стороны определённой (и немалой) ответственности за возможные последствия воспитательных опытов и начинаний Иванова, его сколько-нибудь длительная деятельность там была бы просто немыслима. Этого директора наверняка вызывали (и не раз) «для объяснений» «наверх», но … у Иванова сохранялась возможность продолжать работу в прежнем направлении. И вот теперь мы даже не знаем и не помним имя этого скромного и ответственного руководителя. А не вспоминая и не отдавая должное его (её) смелости и прозорливости, не готовим и преемников подобной разумной управленческой деятельности. Неужели потребность в этом ныне исчезла или уже полностью удовлетворена? Да нет, скорее наоборот… Возможностей (да и соблазнов) стало только на порядок больше…

 

P.S. Дополнения и фото предполагается разместить позже по мере возможности.

 

 

 

 

К новостям