|
|
|
|
Макаренковская среда «Педагогика общей заботы» И.П. Иванова как воплощение в современной воспитательной
практике идеи А.С. Макаренко «Дела государственного значения» (К 90-летию со дня рождения И.П. Иванова) Первые краткие заметки Ограничение
ответственности: Данные записки отражают лишь личное, м.б.
где-то пристрастное мнение одного из участников сред, не притязая ни на
полноту отражения, ни на выражение какой-либо официальной точки зрения (в
т.ч. Музея) и главной своей целью ставят попытку сохранить хотя бы самые
запомнившиеся мысли и утверждения выступавших. Если у
кого-то из присутствовавших возникнет воодушевление
и возможность поправить, а ещё лучше дополнить наши отклики записью своего
выступления и восприятия встречи, это
будет только приветствоваться. Пишите нам по адресу Makarenko-museum @ ya.ru Ноябрьская
Макаренковская среда в Московском педагогическом музее А.С. Макаренко
состоялась 13 ноября Программа. После привычного
краткого представления выставок и деятельности Музея для тех, кто оказался
здесь впервые, Р.В. Соколов выступил с небольшим отчётом по итогам участия в
представительной конференции в СПб., посвящённой
90-летию со дня рождения И.П. Иванова. Далее
выступила учитель математики В.С. Микеева с сообщением о ряде природосообразных приёмов на
основе психологии восприятия (диаграммы Тони Бьюзена),
которые помогают более успешно осваивать учащимся учебную программу, и своём
опыте их применения. Гл.
редактор газеты «Калужское слово» С.Г. Икрянников,
ранее занимавшийся с единомышленниками вопросом создания
учебно-воспитательных коммун в Калужской области, кратко рассказал об этом
опыте в своём выступлении. Выступления. Игорь Петрович Иванов (1923-1992) считал себя одним из последователей
А.С. Макаренко, его путь в педагогику и воспитания начался во многом под
влияния знакомства с «Педагогической поэмой», многие из коллективов,
созданных при его прямом или опосредованном (через учеников, выступления и
т.д.) участии названы им коммунами, само движение –
коммунарским. Уже поэтому понятен интерес к его жизни и творчеству со стороны
макаренковедов, в том числе с точки зрения уточнения общего и различного в
подходах и решениях А.С. Макаренко и И.П. Иванова, а также
исследования влияния заметно изменившихся внешних
обстоятельств на особенности деятельности И.П. Иванова по сравнению с эпохой НЭПа, в которую возникли и преимущественно развивались
подходы А.С. Макаренко. Своё
выступление Ричард Валентинович Соколов начал с краткого изложения биографии
И.П. Иванова. Не повторяя того, что уже представленно
на сетевой странице «Коммунарство», отметим некоторые
дополнения, уточнения и иные фокусы внимания, отмеченные в сообщении. Сначала общее впечатление о питерском мероприятии в целом:
«с размахом», ивановцы нередко производят
впечатление более организованной и слаженной общности, чем последователи
Макаренко, разрозненно возникающие, как грибы после дождя, «то здесь то там»
после прочтения той же «Педагогической поэмы» при том, что в учебных
программах российских пед. вузов наследию Макаренко уделено что-то вроде 2
академических часов за всё время обучения и «осваиваются»
они весьма своеобразно (чтобы и Макаренко похвалить,
и других не обидеть). Так, в подготовке и проведении конференции к 90-летию со
дня рождения И.П. Иванова (5 ноября) среди других приняли участие три
известных питерских вуза (кроме ЛГПУ им. Герцена ещё Политех
и Питерский ун-т путей сообщения, а также ЛГУ им. А.С. Пушкина (бывший обл.
пед. ин-т), Академия педагогического
последипломного образования, городской дворец творчества юных (где многие
годы работал И.П. Иванов), общественные организации
и, конечно же, комитет по образованию СПб. К конференции в издательстве
Политехнического ун-та выпущено издание 2-х-томника
трудов И.П. Иванова (по 200 книг), компакт-диск, материалы выступлений, в
ходе её работы были представлены и можно было приобрести также ряд книг его
последователей из СПб., Екатеринбурга, Брянска. Среди
них книги: * Лариса Крапивницына.
Лоция разновозрастного объединения. Екатеринбург: Дизайн-принт,
2012. * Ситников Л.В., Комарова А.В., Слотина Т.В. Практикум по психологии командообразования. Учебное пособие. СПб.: ПГУПС, 2011. * Сергеичева Г.Г. Игра как форма организации
целостного педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении.
Брянск, Впечатление
на не слишком избалованных вниманием педагогов произвели и изданные
типографским способом сертификаты участия в конференции, после заполнения
закатанные в ламинат (плёнку) и явно
предназначенные по возвращении с мероприятия для помещения на почётное место
на добрую память. А
теперь о некоторых уточнениях и разъяснениях Р.В. Соколова по биографии И.П, Иванова. Ричард Валентинович обратил внимание на то,
что научный рук. Игоря Петровича – (и рук. НИИ педагогики) Б.Г. Ананьев пришёл к любопытному и крайне
важному для устройства в т.ч. школьной жизни открытию, что такие виды
деятельности как игра, учёба и труд не сменяют и не заменяют последовательно
друг друга, как утверждают распространённые доктрины школьной жизни («сначала
играем в детском саду, затем учимся в школе, а после её окончания начинаем
работать»), а во многом независимы, взаимодополняют и обогащают друг от друга: учёба – игру,
а труд – учёбу и наоборот. Кто-то
скажет, что это же очевидно, что даже в серьёзной профессиональной жизни есть
такое понятие как «деловые игры» и «повышение квалификации», а уже про
игровые подходы в обучении кто только не говорил. И, тем не менее, те же
игровые подходы больше относят к самому младшему школьному возрасту, а уж на
тех, кто осмеливается сказать о том, что труд помогает учёбе, а не является
досадной отвлекающей помехой для неё, в «советской» школе дружно
набрасывались всем коллективом. Об этом открытии Б.Г. Ананьева, заметил
Соколов, также нередко вспоминает в своих выступлениях по поводу наследия
Макаренко и, в целом, педагогики Дела и рук. ИД «Народное образование» и
одноимённого журнала к.п.н. А.М. Кушнир. Ещё
один «штрих к портрету» связан со вроде бы простецким и малозначимом
вопросом, который задал Соколов в СПб. на упомянутой конференции и на который не получил ответа.
Вопрос состоял в том, кто являлся руководителем Ленинградского дома пионеров
в те долгие годы, когда И.П. Иванов осуществлял там свои смелые
воспитательные и педагогические начинания. Смысл вопроса,
пояснил Ричард Валентинович, состоит в том, что в то время без сознательной
поддержки руководителя упомянутого учреждения, взятие на себя с его (или её)
стороны определённой (и немалой) ответственности за возможные последствия
воспитательных опытов и начинаний Иванова, его сколько-нибудь длительная
деятельность там была бы просто немыслима. Этого директора наверняка
вызывали (и не раз) «для объяснений» «наверх», но … у Иванова сохранялась
возможность продолжать работу в прежнем направлении. И вот теперь мы даже не
знаем и не помним имя этого скромного и ответственного руководителя. А не вспоминая и не отдавая должное его (её) смелости и
прозорливости, не готовим и преемников подобной разумной управленческой
деятельности. Неужели потребность в этом ныне исчезла или уже полностью
удовлетворена? Да нет, скорее наоборот… Возможностей (да и соблазнов) стало
только на порядок больше… P.S. Дополнения и фото предполагается разместить позже по мере
возможности. |
|
|
|
|