МИНИСТЕРСТВО
ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МИНИСТЕРСТВО
ОБРАЗОВАНИЯ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
НАУЧНЫЙ СОВЕТ ПО ПРОБЛЕМАМ
ИСТОРИИ ОБРАЗОВАНИЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ
РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯ
УМО ПО ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ФГБОУ ВПО «НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. КОЗЬМЫ МИНИНА»
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ НГПУ ИМ. КОЗЬМЫ МИНИНА
«ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА А.С. МАКАРЕНКО»
ПЕДАГОГИКА А.С. МАКАРЕНКО:
ВОСПИТАНИЕ И ЖИЗНЬ
(ДОСТИЖЕНИЯ И ПРОБЛЕМЫ)
ПРОГРАММА
Международной научно-практической
конференции
Нижний Новгород, 28-29 марта
Нижний
Новгород 2013
Посвящается
125-летию со дня рождения
Антона Семёновича
Макаренко,
классика
педагогики,
социального
педагога-реформатора
ОРГКОМИТЕТ
КОНФЕРЕНЦИИ
Председатель
оргкомитета:
В.В. Николина, проректор по
научно-образовательной и социальной деятельности НГПУ, заведующая кафедрой
общей педагогики, доктор педагогических наук, профессор.
Заместитель
председателя оргкомитета:
А.А. Фролов, научный консультант
исследовательской лаборатории НГПУ
«Воспитательная педагогика А.С. Макаренко», доктор педагогических наук,
профессор.
Члены оргкомитета:
Е.Н. Волкова,
проректор по научной деятельности НГПУ им. К. Минина,
директор общественной организации «Детство без насилия и жестокости», доктор
психологических наук, профессор.
М.В. Богуславский, заведующий лабораторией
истории педагогики и образования ФГНУ ИТИП
Российской академии образования, председатель Научного совета РАО по
проблемам истории образования и педагогической науки, член-корреспондент РАО,
доктор педагогических наук, профессор.
Ф.В. Повшедная,
профессор кафедры общей педагогики НГПУ, доктор
педагогических наук.
Л.В. Загрекова,
профессор кафедры общей педагогики НГПУ, доктор педагогических
наук, профессор.
О.А. Сафонова,
профессор кафедры общей педагогики НГПУ, заведующая
лабораторией педагогических инноваций, доктор педагогических наук,
профессор.
Ю.С. Мануйлов,
доктор педагогических наук, профессор, Центр научных
инвестиций, Нижний Новгород.
К. Кувабара,
доцент Хоккайдского педагогического университета, Государственная
университетская кооперация, доктор педагогических наук, Япония.
Э. Меттини, вице-президент
Международной макаренковской ассоциации,
магистр философии, Италия.
А.В. Ткаченко, кандидат педагогических
наук, доцент Полтавского национального
педагогического университета им. В.Г. Короленко, Украина.
27 марта
ЗАЕЗД
УЧАСТНИКОВ КОНФЕРЕНЦИИ
28 марта
РЕГИСТРАЦИЯ УЧАСТНИКОВ
9.30-10.00
ПЛЕНАРНОЕ
ЗАСЕДАНИЕ
10.00-13.30
Сопредседатели: В.В.
Николина, А.А. Фролов.
Секретарь:
С.И. Аксёнов.
Язык конференции: русский,
английский.
А.А. Фёдоров,
ректор НГПУ им. К. Минина, доктор философских наук, профессор.
Е.Н. Волкова,
проректор по научной деятельности, доктор психологических
наук, профессор.
Приветствие
участников конференции.
В.В. Николина,
проректор по социально-образовательной деятельности
и сетевому сотрудничеству, заведующая кафедрой общей педагогики НГПУ,
доктор педагогических наук, профессор.
Десятилетие
исследовательской лаборатории НГПУ «Воспитательная
педагогика А.С. Макаренко».
С.И. Аксёнов,
доцент кафедры общей педагогики НГПУ, кандидат
педагогических наук.
Слово
памяти Антона Семёновича Макаренко, его соратников и
последователей.
Доклады
Регламент
доклада - 20 мин.
А.А. Фролов,
профессор кафедры общей педагогики НГПУ, научный
консультант исследовательской лаборатории «Воспитательная педагогика А.С.
Макаренко», доктор педагогических наук.
Педагогика
А.С. Макаренко: основы методологии.
К. Кувабара,
доцент Хоккайдского педагогического университета,
Государственная университетская кооперация, доктор педагогических
наук, Япония.
Вопросы,
связанные с введением теории и практики Макаренко
в Японии (пересмотр советского социализма, теории и практики Макаренко).
Р. Райт,
профессор Государственного калифорнийского университета,
Сан Бернардино, Калифорния, США.
Переосмысление
наследия А.С. Макаренко: мудрость, диалектика и практика.
М.В. Богуславский,
заведующий лабораторией истории педагогики
и образования Института теории и истории педагогики РАО, председатель
Научного совета по проблемам истории образования
и педагогической науки РАО, член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор.
А.С.
Макаренко и М.С. Погребинский: сопоставление судеб и систем.
Л.И. Гриценко, зав. кафедрой педагогики
и психологии развития личности Волгоградской
государственной академии повышения
квалификации и переподготовки работников образования, доктор педагогических наук, профессор.
Эмоциональные
потенциалы воспитания в коллективах А.С. Макаренко.
ПЕРЕРЫВ
11.20-11.30
Доклады
(продолжение пленарного заседания)
Регламент
доклада — 15 мин.
Э. Меттини,
вице-президент Международной макаренковской
ассоциации, магистр философии, Италия.
Аксиология
и акмеология в педагогике А.С. Макаренко: новый подход
к этическому воспитанию подрастающего поколения.
Е.В. Орлов,
доцент кафедры инвестиционного менеджмента Нижегородского
государственного архитектурно-строительного университета, кандидат
педагогических наук.
Педагогическая
деятельность А.С. Макаренко как социальное управление.
С.Б. Демидова, доцент Рязанского
государственного университета им. С.А. Есенина,
кандидат педагогических наук.
Педагогическое наследие А.С. Макаренко: педагогика
будущего.
Э. Гюнтер-Шеллхаймер,
доктор педагогики, член правления Международной
макаренковской ассоциации, Земля Бранденбург, Мотцен, Федеративная
Республика Германия.
Некоторые
выводы из опыта применения теории коллектива А.С. Макаренко в школах
ГДР.
С.С. Невская, ведущий научный
сотрудник лаборатории истории педагогики и
образования ИТИП РАО, доктор педагогических наук.
Леонхард
Фрёзе — организатор лаборатории «Макаренко-реферат»,
Марбург, Германия.
Г. Хиллиг, приват-доцент
Марбургского университета, лаборатория
«Макаренко-реферат», вице-президент Международной макаренковской ассоциации, иностранный член
Российской академии образования и
Национальной академии педагогических наук
Украины, доктор, Федеративная Республика Германия.
А.С. Макаренко в
Горьком.
И.З. Гликман, доцент Московского
городского педагогического университета,
кандидат педагогических наук.
О макаренковском подходе к основным понятиям
педагогики (проблема их уточнения).
О.Л. Егорова,
доцент Рязанского государственного университета
им. С.А. Есенина, кандидат педагогических наук.
Социально-педагогические
технологии в наследии А.С. Макаренко.
ПЕРЕРЫВ
13.30-14.15
РАБОТА СЕКЦИЙ
14.15-16.00
Регламент
выступления - 5-10 мин.
Секция
1
Освоение и разработка наследия А.С. Макаренко: достижения
и проблемы
Руководители: М.В.
Богуславский, А.А. Фролов, Л.В. Загрекова, К. Кувабара.
Л.В. Загрекова,
профессор кафедры общей педагогики НГПУ, доктор педагогических
наук.
И.И. Троицкая,
соискатель кафедры общей педагогики НГПУ, педагог дополнительного
образования лицея №8 г. Н.Новгорода.
Педагогика А.С.
Макаренко и исследование современных проблем профессионального самоопределения детей
и молодёжи.
Е.Ю. Илалтдинова,
заведующая кафедрой иностранных языков
ППФ НГПУ, доцент, кандидат педагогических наук.
История освоения и
разработки наследия А.С. Макаренко (1939—2013 гг.): этапы, основные направления, тенденции.
Л.В. Егоров, старший преподаватель
Рязанского государственного радиотехнического университета.
Исторический аспект разработки наследия А.С. Макаренко.
Л.В. Кильянова, доцент кафедры общей
педагогики НГПУ, кандидат педагогических наук.
Изучение
макаренковского наследия в зарубежных странах (1960-1980 гг.).
Сицилиани
Де Кумис Н., профессор университета Ля Сапиенца,
Президент Итальянской ассоциации им. А.С. Макаренко, Рим,
Италия.
Личный архив семьи
Де Кумис о Макаренко.
К.А. Сечина,
младший научный сотрудник Российского государственного
гидрометеорологического университета, кандидат педагогических наук.
А.С. Макаренко:
проблема любви к детям.
В.К. Кузьмич,
соискатель кафедры педагогического мастерства и
менеджмента Полтавского национально-педагогического университета
им. В.Г. Короленко, Украина.
Гуманистические идеи
педагогики А.С. Макаренко.
Е.Г. Тищенко, доцент Таганрогского
государственного педагогического института
им. А.П. Чехова, кандидат педагогических наук.
Изучение
наследия А.С. Макаренко студентами педагогического
вуза как педагогическая проблема.
Н.Д. Елдынова,
преподаватель ГБОУ СПО «Валуйский колледж».
Педагогические
ценности деятельности А.С. Макаренко в контексте современной
педагогики.
Б.Н. Наумов, доцент
Харьковского национального педагогического университета,
кандидат педагогических наук, Украина.
Целостность
методологии педагогики А.С. Макаренко.
Н.И. Курмишева,
доцент кафедры менеджмента образования Полтавского
областного института последипломного образования им. М.В.
Остроградского, кандидат педагогических наук, Украина.
Менеджмент
образования сквозь призму педагогических идей А.С.
Макаренко.
Д.Р. Гончар,
научный сотрудник Вычислительного центра им.
А.А. Дородницына Российской академии наук, кандидат технических
наук.
О
целесообразности математического моделирования в макаренковедении.
Р.В. Соколов,
сотрудник Педагогического музея А.С. Макаренко,
кандидат социологических наук, Москва.
Звенья
одной цепи: С.Т. Шацкий, А.С. Макаренко, И.П. Иванов,
Р.В. Соколов (сравнительный анализ социально-педагогической
деятельности).
М.Д. Гермогенова,
профессор Северо-Восточного федерального
университета им. М.К. Амосова, кандидат педагогических наук,
г. Якутск.
Организационная
культура как общепедагогический феномен в опыте А.С.
Макаренко.
И.В. Батрун,
аспирантка кафедры общей педагогики и педагогики
высшей школы Харьковского национального педагогического
университета им. Г.С. Сковороды, Украина.
А.С.
Макаренко и В.А. Сухомлинский о подготовке молодого поколения к взрослой
жизни (по материалам книги О.В. Сухомлинской
«Этюды о В.А. Сухомлинском. Педагогические апокрифы»).
Секция 2
Макаренковская школа жизни, производственно-трудовой
деятельности (история и современность)
Руководители:
Ю.С. Мануйлов, Н.Ф. Голованова, В.Б. Помелов, Э.
Меттини.
Ю.С. Мануйлов,
руководитель Центра научных инвестиций, доктор
педагогических наук, профессор.
А.С.
Макаренко или Н.Н. Иорданский?
В.Б. Помелов,
доктор педагогических наук, профессор кафедры
педагогики Вятского государственного гуманитарного университета.
Трудовое
воспитание школьников в Кировской области в 1940—1960-х
гг. (в связи с идеями А.С. Макаренко).
Н.Ф. Голованова,
доктор педагогических наук, профессор кафедры
педагогики и педагогической психологии факультета психологии
Санкт-Петербургского государственного университета.
Успешная
личность как цель воспитания в постиндустриальном обществе (А.С. Макаренко
и современность).
С.И. Аксёнов,
доцент кафедры общей педагогики, научный сотрудник
исследовательской лаборатории «Воспитательная педагогика
А.С. Макаренко» НГПУ, кандидат педагогических наук.
Производственно-хозяйственное
воспитание школьников: в контексте Федерального
государственного образовательного стандарта и наследия
А.С. Макаренко.
И.В. Сидорова,
заведующая лабораторией «Педагогика А.
С. Макаренко» Челябинского института развития профессионального образования,
кандидат педагогических наук, доцент.
Воспитательный
потенциал детско-взрослого производства.
С.З. Занаев, научный сотрудник
Института теории и истории педагогики
Российской академии образования.
Тенденции
развития всеобщего политехнического образования в контексте
педагогической деятельности А.С. Макаренко.
Н.С. Зыкова, старший преподаватель
кафедры общей педагогики НГПУ.
Макаренковская
концепция «школы-хозяйства» и её реализация в условиях
модернизации российского образования.
Е.В. Боровская,
доцент кафедры теории и практики воспитания и
дополнительного образования Нижегородского института развития
образования; общественная научная лаборатория среды и средовых исследований в
образовании, кандидат педагогических наук.
Актуализация
уклада и образа жизни в современной практике воспитания.
И.В. Лебедева, доцент кафедры общей
педагогики НГПУ, кандидат педагогических
наук.
Идеи
А.С. Макаренко в опыте современных инновационных школ.
С.И. Татаринов, доцент кафедры
инженерной педагогики Учебно-научного
профессионально-педагогического института Украинской инженерно-педагогической академии, кандидат исторических наук, Украина.
Д.М. Бондарцов,
студент 4-го курса Учебно-научного профессионально-педагогического
института Украинской инженерно-педагогической академии, Украина.
Антиох
Луцкевич и «бахмутские потешные» (к истории макаренковской
«военизации» воспитания).
Е.А. Серебренникова,
заместитель директора по учебно-методической
работе среднего специального учебного заведения «Южно-Уральский многопрофильный
колледж».
Формирование
компетенций предпринимательской деятельности в среднем специальном учебном
заведении по специальностям технического профиля.
В.Н. Бурнашёв,
учитель технологии Соттинской средней общеобразовательной
школы, отличник образования Республики Саха (Якутия), Усть-Алданский улус, с.
Огородтах.
Созидательный
труд как средство социализации школьников.
Н.М. Носовец,
доцент, зав. кафедрой педагогики, психологии и
методики технологического образования Черниговского национального
педагогического университета им. Т.Г. Шевченко, кандидат педагогических
наук, Украина.
Принципы
организации трудового воспитания в педагогике А.С.
Макаренко.
Е.Н. Журавлёва,
преподаватель ГБОУ СПО «Валуйский колледж».
Урок
технологии в начальной школе как фактор развития и самоутверждения
младших школьников (с учётом идей А.С. Макаренко).
М.Б. Гринёва,
заведующая кафедрой педагогического мастерства и менеджмента
Полтавского национального педагогического университета
им. В.Г. Короленко, доктор педагогических наук, профессор, Украина.
И.А. Шульга,
магистрантка Полтавского национального педагогического
университета им. В.Г. Короленко, Украина.
Идеи
А.С. Макаренко и современное воспитание активной жизненной
позиции в студенческом самоуправлении.
Е.А. Слепенкова,
доцент кафедры общей педагогики НГПУ, кандидат
педагогических наук.
Технологические
принципы организации самоуправления в детском коллективе (по
А.С. Макаренко).
Т.П. Окладникова,
член Союза пенсионеров России, Пермский
край, г. Кунгур.
Школьное
самоуправление: опыт пионерской организации (в связи
с опытом А.С. Макаренко).
Ю.И. Боловацкая,
аспирантка кафедры педагогического мастерства и менеджмента Полтавского
национального педагогического университета
им. В.Г. Короленко, Украина.
Разнообразие
форм культурно-досуговой деятельности в педагогической практике А.С. Макаренко.
Т.Е. Соловьёв,
доцент кафедры социальной работы Удмуртского
государственного университета, кандидат педагогических наук, г. Ижевск.
Биографическая
коррекция личности воспитанника в трудах А.С. Макаренко.
Т.Г. Белан,
аспирант кафедры педагогики, психологии и методики технологического
образования Черниговского национального
педагогического университета им. Т.Г. Шевченко, Украина.
Педагогическая
практика как важная составляющая профессионального становления
учителя-воспитателя.
Секция 3
Вопросы
воспитания
в
аспекте педагогики А.С. Макаренко
Руководители: Ф.В. Повшедная, А.В. Рогова,
И.З. Гликман, А.
В. Ткаченко.
Ф.В. Повшедная,
профессор кафедры общей педагогики НГПУ, доктор
педагогических наук.
О.В. Лебедева,
доцент кафедры возрастной и педагогической психологии, кандидат
психологических наук.
Ю.Х. Трушина,
доцент кафедры общей педагогики НГПУ, кандидат
педагогических наук.
А.С.
Макаренко и современная психолого-педагогическая наука
о воспитании «трудных» подростков.
Л.И. Архарова,
доцент Рязанского государственного университета
им. С. Есенина, кандидат педагогических наук.
Реализация
идей А.С. Макаренко в современной школе.
В.А. Мосолов,
профессор кафедры педагогики и педагогических технологий
Ленинградского государственного университета им.
А.С. Пушкина, доктор педагогических наук.
От
педагогики социальной к всеобщей педагогике.
А.В. Рогова,
профессор кафедры педагогики Забайкальского
государственного университета, доктор педагогических наук, г. Чита.
Эстетическое
воспитание в духовно-нравственном формировании
личности (концепция А.С. Макаренко).
А.В. Ткаченко, доцент Полтавского
национального педагогического университета
им. В.Г. Короленко, кандидат педагогических наук, Украина.
Профессиональные
перспективы выпускников Харьковской трудовой колонии им. М.
Горького.
И.З.
Гликман, доцент Московского городского педагогического
университета, кандидат педагогических наук.
Научный
и религиозный подходы к воспитанию.
А.П. Михно,
ведущий научный сотрудник Педагогического музея
Национальной академии педагогических наук, кандидат педагогических наук,
Украина.
Психолого-педагогическая
характеристика личности в творческом наследии А.С.
Макаренко.
Д.Р. Гончар,
научный сотрудник Вычислительного центра им. А.А.
Дородницына Российской академии наук, кандидат технических
наук.
Ю.С. Юрезанская,
научный сотрудник
Вычислительного центра им. А.А.
Дородницына Российской академии наук, кандидат физико-математических наук.
Укрупнённое
сравнение итогов применения культуро- и природосообразного
подходов в общеобразовательной школе.
Г.А. Шилова,
доцент кафедры общей педагогики НГПУ, кандидат
педагогических наук.
Идеи
А.С. Макаренко в духовно-нравственном воспитании современного
человека как личности.
Ю.И. Россова,
доцент ННГУ им. Н.И. Лобачевского, кандидат
педагогических наук.
Методологические
подходы и принципы воспитания в педагогике А.С.
Макаренко.
Н.Г. Санникова,
профессор кафедры социальной педагогики и психологии
Социального института Российского государственного
профессионально-педагогического университета, кандидат педагогических наук, г.
Екатеринбург.
Нравственное
формирование личности в педагогике А.С. Макаренко.
Е.В. Макаревич,
зав. Социально-реабилитационным центром для
несовершеннолетних «Ласточка», г. Нижний Новгород.
Поиск
методов развития совладающего поведения у подростков,
оставшихся без попечения родителей.
И.Ю. Калистратова,
педагог-психолог Социально-реабилитационного
центра для несовершеннолетних «Ласточка», г. Нижний Новгород.
А.В. Калистратова, аспирантка
ННГУ им. Н.И. Лобачевского.
Технологии
реабилитации детей в СРЦН «Ласточка» (долговременный эксперимент, ведение
педагогических дневников).
А.Г. Трофимчук,
доцент, кандидат педагогических наук, г. Новочеркасск.
А.С.
Макаренко — пионер технологии элиминации девиаций и его
видение проблем воспитания, их современное решение.
Е.А. Евланова,
старший преподаватель кафедры английской и немецкой
филологии Полтавского национального педагогического университета им.
В.Г. Короленко, магистр, Украина.
Использование
опыта А.С. Макаренко в воспитании несовершеннолетних
правонарушителей в школах социальной реабилитации.
О.В. Гурская,
аспирантка кафедры педагогического мастерства и
менеджмента Полтавского национального педагогического университета
им. В.Г. Короленко, Украина.
Дидактические
основы активизации учебного процесса (в аспекте воспитания).
Н.М. Ноговицына,
доцент кафедры социальной педагогики Педагогического института
Северо-Восточного федерального университета
им. М.К. Амосова, кандидат педагогических наук, г. Якутск.
М.А. Николаева,
социальный педагог средней общеобразовательной
школы №12 г. Якутска.
Реализация
идей А.С. Макаренко в деятельности школьных служб
примирения.
Т.Я. Никитина, студентка 5-го курса Педагогического института Северо-Восточного федерального университета им. М.К.
Амосова.
Духовно-нравственное воспитание детей с
нарушением интеллекта.
Н.Н. Велик, руководитель Городской научно-практической лаборатории по проблемам семьи и воспитания,
заслуженный работник культуры РФ, трижды
лауреат премии г. Нижнего Новгорода.
Опыт А.С. Макаренко в системе развития
семейного воспитания в образовательных учреждениях г. Нижнего Новгорода.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ ЗАСЕДАНИЕ 16.15-17.00
Сообщения
руководителей секций
Информация о составе участников конференции,
представительстве регионов и учреждений.
Обсуждение проекта итогового документа конференции:
«Современное состояние и задачи
дальнейшей работы по освоению и разработке наследия А.С. Макаренко в
педагогической науке и практике».
29 марта
Обсуждение нового издания собрания сочинений А.С.
Макаренко: А.С. Макаренко. Школа
жизни, труда, воспитания. Учебная книга по
истории, теории и практике воспитания. Части 1-6/ Сост. и коммент. А.А. Фролов, Е.Ю. Илалтдинова, С.И.
Аксёнов. - Н.Новгород, 2007-2013 гг.
КРУГЛЫЙ СТОЛ
«Современное состояние макаренковедения и направления
исследований в 2013-2015 гг.» 11.30-12.50
Ведущие: Н.Ф. Голованова, И.З. Гликман, Е.Ю. Илалтдинова, Л.В. Егоров.
Материалы к обсуждению
Проект итогового документа конференции.
Книга
Фролова А.А.: «А.С. Макаренко в СССР, России и мире:
историография освоения и разработки его наследия (критический
анализ)». — Н.Новгород, 2006.
Брошюра
Фролова А.А.: «Педагогика А.С. Макаренко: основы
методологии (в сравнении с другими концепциями педагогики)».
— Н.Новгород, 2013.
ПЕРЕРЫВ
13.00-13.45
ПРЕЗЕНТАЦИЯ
современных макаренковедческих изданий 10.00-11.20
Ведущие: М.В. Богуславский, Ю.С. Мануйлов, К. Кувабара, Э. Меттини.
Представление
изданий авторами.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
Международного конкурса эссе
«А.С.
Макаренко: воспитание сегодня»
13.45-15.45
СОБЕСЕДОВАНИЯ И КОНСУЛЬТАЦИИ
15.00-17.00