|
|
|
|
19 июня чешский макаренковед Др. Иржи Гашковец |
|
|
|
|
|
До последней минуты своей
плодотворной жизни все свои силы отдал делу воспитания детей в духе Антона
Макаренко и Януша Корчака. Он работал активно в правлении ММА. Вспомним много встреч с ним на конференциях макаренковедов мира, где он
выступал с интересными докладами. Он пришёл к Макаренко в той же ситуации
учителя – воспитателя, руководителя детского дома, на работе с трудными ребятами.
В центре его внимания находилось макаренковское понимание сущности
воспитательного процесса. Он, как и многие макаренковеды его поколения, жил и
работал в условиях тоталитарного государства, понимая несостоятельность и
бедность догматического повышения воспитательного «воздействия». Иржи Гашковец выработал на основе опыта Антона
Макаренко и своём собственном другое понимание воспитательного процесса, в
центре которого находится субъект – РЕБЁНОК – само-развивающийся растущий ЧЕЛОВЕК. Функции воспитателя
в том, чтобы предоставить ребёнку-субъекту наилучшие условия соморазвития или
другими словами Антона Макаренко: действовать организатором жизни детей и
быть участником совместной жизни взрослых и детей в коллективе. Влияние
воспитателей повышается опытом их жизни в воспитатеьном учреждении – указывая
на «коэффициент постоянства» педагогического коллектива. Этим проблемам Иржи Гашковец посвятил последный
научный труд о парадигмах воспитания. Подготовил Эдгар Гюнтер-Шелльхаймер, Германия |
|
|
|
|
.