Пресс-релиз

 

Итоги X Международного конкурса им. А. С. Макаренко и

научно-практической конференции «Макаренковские чтения»

 

С 1-го по 5-е апреля 2012 года в городе Чебаркуле Челябинской области прошли:

– юбилейный X Международный конкурс им. А.С. Макаренко и

– очередные Макаренковские чтения (научно-практическая конференция).

 

Мероприятия состоялись по инициативе Автономной некоммерческой организации  «Издательский дом “Народное образование”» и Международной Макаренковской ассоциации, при участии и поддержке:

– Министерства образования и науки Российской Федерации;

– Федерального института развития образования (ФИРО);

– Министерства образования и науки Челябинской области;

– Московского психолого-социального института (МПСИ);

– Челябинского института развития профессионального образования (ЧИРПО) и

– Челябинского института переподготовки и повышения квалификации работников образования (ЧИППКРО).

 

С приветственным словом к участникам конкурса и Макаренковских чтений во время церемоний открытия и закрытия обратились:

Журавлёв Александр Леонидович, заместитель председателя Законодательного Собрания Челябинской области; председатель комитета Законодательного Собрания по социальной и молодёжной политике, культуре и спорту, член фракции «Единая Россия»;

Рыжий Павел Анатольевич, заместитель губернатора Челябинской области;

Кузнецов Александр Игоревич, министр образования и науки Челябинской области;

Орлов Андрей Викторович, глава Администрации Чебаркульского городского округа;

Хасанов Булат Галимжанович, председатель Челябинской областной общественной организации «Казахский центр “Азамат”»;

Ерюхина Нина Павловна, координатор группы «Развитие человеческого потенциала детей с особыми потребностями», бывший классный руководитель президента России Дмитрия Анатольевича Медведева;

Жирков Николай Семёнович, исполнительный директор Союза агропрофилированных школ Республики Саха (Якутия);

Васильев Антон Сергеевич, режиссёр, сценарист, поэт, эколог, публицист, внучатый племянник Антона Семёновича Макаренко;

и другие известные педагоги, общественные деятели, которые затем участвовали и в работе научно-практической конференции «Макаренковские чтения».

 

В финальных мероприятиях конкурса участвовало рекордное число образовательных учреждений – 32 команды. Призовые места распределились следующим образом:

 

1 место поделили два образовательных учреждения:

– Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Тулагинская средняя общеобразовательная школа им. П. И. Кочнева» городского округа г. Якутск (директор Иванова Изабелла Сидоровна; на конкурсе школу представляли заместитель директора по научно-методической работе Тимофеева Светлана Анатольевна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе Афанасьева Наталия Афанасьевна и ученица 4 класса Афанасьева Лилия) и

– Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение начального профессионального образования «Профессиональное училище № 96», Челябинская область, г. Златоуст (директор Пономарёва Лариса Георгиевна; на конкурсе училище представлял заместитель директора по учебно-воспитательной работе Тимощенко Андрей Павлович).

 

2 место заняли также два образовательных учреждения:

– Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Балтасинская гимназия» Балтасинского муниципального района Республики Татарстан (директор Шакиров Василь Габделбарович; на конкурсе гимназию представляла заместитель директора по воспитательной работе Юнусова Раушания Илдусовна) и

– Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение среднего профессионального образования (средне-специальное учебное заведение) «Магнитогорский технологический колледж» (директор Васильенкова Светлана Макаровна; на конкурсе колледж представляли преподаватель спецдисциплин Романенко Светлана Владимировна и учащиеся, участники «Театра моды» колледжа).

 

3 место досталось трём образовательным учреждениям:

– Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа» с. Крымский Альшеевского муниципального района Республики Башкортостан (директор Гимранова Альфия Файзиевна; на конкурсе школу представляли заместитель директора по учебной работе Ибрагимова Насима Камилевна и ученик 9 класса Акимов Максим);

– Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Балыктахская средняя общеобразовательная школа» муниципального района «Мегино-Кангаласский улус» Республики Саха (Якутия) (директор Сотников Вячеслав Егорович; на конкурсе школу представляла заместитель директора по научно-методической работе Винокурова Любовь Васильевна) и

– Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Тулунинская средняя общеобразовательная школа им. П. В. Аммосова» муниципального района «Усть-Алданский улус» Республики Саха (Якутия) (директор Бысыин Федот Дмитриевич; на конкурсе школу представляли также заместитель директора по агропрофилю Бысыина Людмила Гаврильевна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе Бурнашева Ирина Тихоновна и заместитель директора по воспитательной работе Атласова Елена Ивановна).

 

Лауреаты получили денежные призы  в размере от 25 до 75 тысяч рублей. Специальный приз от ОАО «Российские железные дороги» – компьютер – был вручён директору Тулунинской средней общеобразовательная школе им. П. В. Аммосова муниципального района «Усть-Алданский улус» Республики Саха (Якутия) Бысыину Федоту Дмитриевичу.

 

Дипломантами конкурса стали ещё восемь образовательных учреждений:

– Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение начального профессионального образования «Профессиональное училище № 136» п. Мирный Красноармейского района Челябинской области (на конкурсе училище представляли заместитель директора по производственной работе Гильмитдинова Джамиля Камалитдиновна, преподаватель спецдисциплин Дружкова Светлана Владимировна и учащийся Абельдинов Расуль);

– Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Бордонская средняя общеобразовательная школа» муниципального района «Сунтарский улус» Республики Саха (Якутия) (директор Иванов Руслан Алексеевич; на конкурсе школу представляла заместитель директора по учебной части Спирова Людмила Николаевна);

– Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей № 2 города Мамадыш» Республики Татарстан (директор Гимранов Салават Махмутович);

Биляр-Озёрская средняя общеобразовательная школа Нурлатского района Республики Татарстан (директор Граф Алевтина Александровна);

– Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение начального профессионального образования «Профессиональное училище № 107» с. Уйское Уйского района Челябинской области (директор Боровинская Людмила Алексеевна; на конкурсе училище представляли также старший мастер Лунева Галина Петровна и учащаяся Евсина Анна);

– Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение среднего профессионального образования (средне-специальное учебное заведение) «Аргаяшский аграрный техникум» Аргаяшского района Челябинской области (на конкурсе техникум представляли методист Камалова Раиля Рашитовна, преподаватель Ахметвалеева Сария Сахабовна и учащийся Попов Александр);

– Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Намская средняя общеобразовательная школа муниципального района «Верхневилюйский улус» Республики Саха (Якутия) (директор Николаев Аскалон Данилович; на конкурсе школу представляли заместитель директора по учебно-воспитательной работе Саввинова Нина Родионовна и учитель биологии Харитонова Сардана Валерьевна) и

– Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Большеелгинская средняя общеобразовательная школа» Рыбно-Слободского муниципального района Республики Татарстан (директор Мингалеев Нурислам Нургалеевич).

 

Всем образовательным учреждениям-участникам конкурса были вручены памятные дипломы.

 

За большой вклад в развитие Макаренковского педагогического движения знаком профессионального признания – медалью А. С. Макаренко – были награждены:

Кузнецов Александр Игоревич, министр образования и науки Челябинской области;

Гликман Иосиф Залманович, доктор педагогических наук, профессор Московского городского педагогического университета;

Жирков Николай Семёнович, исполнительный директор Союза агропрофилированных школ Республики Саха (Якутия);

Санникова Нина Георгиевна, профессор кафедры социальной педагогики и психологии Социального института Российского государственного профессионально-педагогического университета, руководитель Регионального отделения МОО «Макаренковское содружество» в г. Екатеринбурге;

Соколова Наталья Валентиновна, педагог-организатор Центра внешкольной работы им. А.С. Макаренко г. Москвы;

а также директора образовательных учреждений-лауреатов конкурса.

 

Конкурсные мероприятия были тесно увязаны с работой научно-практической конференции «Макаренковские чтения». В рамках чтений прошли лекции, круглые столы и консультации по проблемам производственного воспитания, экономики школьного производства и его инфраструктуры. Обсуждались вопросы теории и практики «Педагогики Дела», велась дальнейшая разработка её методологии. В Макаренковских чтениях выступили:

Аксёнов Сергей Иванович, сотрудник Нижегородского государственного педагогического университета (НГПУ);

Вифлеемский Анатолий Борисович, доктор экономических наук, директор Центра экономики образования (г. Нижний Новгород);

Гликман Иосиф Залманович, доктор педагогических наук, профессор Московского городского педагогического университета;

Григорьев Дмитрий Васильевич, кандидат педагогических наук, директор Центра образования № 825 г. Москвы, заведующий отделом методологии  и технологии воспитания Федерального института развития образования (ФИРО);

Илалтдинова Елена Юрьевна, кандидат педагогических наук, доцент, научный сотрудник Нижегородского государственного педагогического университета (НГПУ);

Косинский Игорь Леонидович, директор по внедрению технологий корпорации «Грин-ПИК»;

Кушнир Алексей Михайлович, кандидат психологических наук, главный редактор журнала «Народное образование»;

Литвинов Александр Васильевич, заслуженный учитель РФ, лауреат премии Президента России, директор Лабинской средней школы № 10 (Краснодарский край);

Лобок Александр Михайлович, доктор психологических наук, профессор Института экзистенциальной психологии и жизнетворчества, руководитель лаборатории инновационных образовательных проектов (г. Екатеринбург);

Новиков Александр Михайлович, доктор педагогических наук, академик РАО, руководитель Исследовательского центра теории непрерывного образования РАО, председатель жюри конкурса;

Соколов Ричард Валентинович, кандидат социологических наук, старший научный сотрудник Российского института культурологи, член Правления Международной и Российской Макаренковских ассоциаций;

и другие.

 

В рамках Макаренковских чтений были организованы курсы повышения квалификации (72 часа) по теме «Нормативно-правовые и технологические основы создания и деятельности образовательных мини-технопарков и детско-взрослых образовательных производств как инфраструктуры технологической подготовки и производственного воспитания в условиях образовательного учреждения». Было апробировано электронное учебное пособие (УМК), позволяющее обеспечить глубокое освоение слушателями учебного материала. В основу учебного пособия разработчики положили методологию гарантированной обученности. Из участников конкурса и Макаренковских чтений сформирован корпус тьютеров, задачей которых является организация и сопровождение повышения квалификации педагогических работников по названной теме с использованием электронного учебного пособия на местах.

 

Удостоверения о краткосрочном повышении квалификации получили все руководители и педагоги – участники конкурса им. А. С. Макаренко, а также слушатели и участники Макаренковских чтений. Всего более 170 человек.

 

Издательский дом «Народное образование» сердечно благодарит за помощь в организации конкурса и Макаренковских чтений своих партнёров и друзей:

Елену Леонидовну Низиенко, директора Департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации;

Александра Игоревича Кузнецова, министра образования и науки Челябинской области; – Галину Михайловну Казакову, заместителя министра образования и науки Челябинской области;

Александра Григорьевича Асмолова, директора Федерального институт развития образования (ФИРО), действительного члена (академика) Российской академии образования, члена Президиума Российской академии образования, доктора психологических наук, профессора, Заслуженного работника высшей школы Российской Федерации;

Светлану Константиновну Бондыреву, ректора Московского психолого-социального университета (МПСУ), доктора психологических наук, кандидата педагогических наук, профессора, академика РАО, председателя координационного совета РАО;

Евгения Павловича Сичинского, ректора Челябинского института развития профессионального образования (ЧИРПО);

  Ирину Ризовну Сташкевич, проректора по научно-исследовательской и инновационной работе Челябинского института развития профессионального образования (ЧИРПО);

  Ирину Владимировну Сидорову, сотрудника Челябинского института развития профессионального образования (ЧИРПО);

Вадима Николаевича Кеспикова, ректора Челябинского института переподготовки и повышения квалификации работников образования (ЧИППКРО);

Светлану Анатольевну Виноградову, начальника управления образования Администрации Чебаркульского городского округа;

Елену Викторовну Сюткину, советника главы Администрации Чебаркульского городского округа;

Николая Аркадьевича Махнёва, регионального представителя журнала «Народное образование»;

– руководство и сотрудников Чебаркульского Военного санатория «УралВО».

 

Следующий конкурс состоится в апреле 2013 года в Москве.

 

___________________________________________________________________________

Справка

Международный конкурс им. А. С. Макаренко учреждён в 2003 году в ознаменование 115-й годовщины со дня рождения великого педагога XX столетия А. С. Макаренко редакцией «Народное образование» и Международной Макаренковской ассоциацией при поддержке Министерства образования и науки РФ, педагогической общественности и российских предпринимателей. В Международном конкурсе им. А.С. Макаренко принимают участие образовательные учреждения, имеющие собственную производственную инфраструктуру и опыт успешной хозяйственной деятельности.

 

В рамках конкурса регулярно проводится научно-практическая конференция «Макаренковские чтения».

 

Главными целями конкурса и чтений являются:

    Формирование в общественном сознании понимания значимости и незаменимости труда как инструмента воспитания.

    Выявление, поддержка и распространение систем, практик и технологий воспитания, опирающихся на продуктивную занятость детей и молодёжи; успешного опыта самостоятельной финансово-хозяйственной деятельности образовательных учреждений, создания школьных предприятий и производств, развития учебно-производственной инфраструктуры; опыта правильного юридического оформления приносящей доход деятельности, положительной практики ведения бухгалтерского и налогового учёта.

    Актуализация педагогического наследия А. С. Макаренко в современных условиях, развитие Макаренковского педагогического движения.

 

Конкурс проводится ежегодно, официальный регламент публикуется в журналах «Народное образование», «Школьные технологии», «Воспитательная работа в школе», «Сельская школа», «Социальная педагогика». Финальные мероприятия традиционно проходят с 1-го по 5-е апреля в разных городах России. Уже состоялись они в Москве и в Сочи, в Ставропольском крае, во Владимире, Челябинске, Чебаркуле.

 

География участников конкурса постоянно расширяется и включает сегодня более 50 регионов России и стран СНГ. За десять лет в конкурсе приняли участие свыше 250 школ, имеющих собственную производственную инфраструктуру, осуществляющих рентабельную производственную деятельность различного профиля – от сельскохозяйственного и мебельного до информационного и издательского.

 

Доходы школ от производственной деятельности составляют от сотен тысяч до десятков миллионов рублей в год. Но ценность педагогического опыта школ-хозяйств заключается не только в том, что они имеют дополнительные средства на осуществление своей основной деятельности, а в удивительной воспитательной мощности производственной деятельности и производственного коллектива. Такие школы воспитывают детей успехом и делом, создают у них оптимистические установки на жизнь и на собственную судьбу.

 

Источник: ИД «Народное образование».

 

Дополнительная информация по тел: +7 (495) 345-52-00, +7 (495) 972-59-62.