|
Стенд
Педагогического музея А.С.Макаренко
на
выставке-конференции «Лучшее - детям!»
(Москва,
Манеж, 9-12 декабря |
|
|
|
|
|
Руководитель лаборатории «Макаренко-реферат» проф. Гётц Хиллиг (Германия) и член семьи Макаренко Т.Л.Лебедева. Однако система Макаренко и память о нём живёт. Живёт потому, что задачи воспитания и обучения, которые так успешно решали учебно-педагогические общины (позже, чтобы меньше раздражать большевиков, Макаренко их начинает называть по латыни коммунами), по сию пору решаются совершенно не удовлетворительно, а то и вовсе не решаются. И не только в России, но и во многих странах мира. Поэтому системой Макаренко не первое десятилетие интересуются в Германии, Италии, США. И хотя, к примеру, в Дании с 1928 г. независимо (хотя и чуть позже чем А.С.Макаренко) подходы трудового обучения открыл Г.Х. Кофод, но теоретически осмыслить и ясно пересказать и передать другим свой педагогический опыт он оказался не в состоянии. Тоже можно сказать об одном из предшественников А.С. Макаренко уже по СССР – М.С.Погребинском (знаменитая Болшевская коммуна). Несколько больше удалось Джону Дьюи, которого по сей день часто называют «американским Макаренко». Он оставил после себя целый ряд замечательных произведений, которые (из-за критики Джоном Дьюи сталинских преследований), были надолго запрещены в Советском союзе. Легендарный в Германии Георг Кершенштейнер – один из столпов германского послевоенного хозяйственного чуда, известен прежде всего своими подходами к трудовому обучению школьников. При последующем разборе оказалось, что он воплотил 4 из 7 основных положений педагогической системы А.С.Макаренко… Не удивительно поэтому, почему немецкий проф. Хиллиг, для того, чтобы лучше лично понять и разобраться в живом педагогическом опыте А.С.Макаренко и его последователей, нашёл время и силы, чтобы свободно овладеть русским и украинским языками, много раз был в России и на Украине и ныне является одним из ведущих макаренковедов не только у себя в Германии, но и во всём мире. Ведь в СССР огромную часть педагогического опыта А.С.Макаренко обнародовать было просто невозможно. Только в 2003 г. вышло первое полное издание «Педагогической поэмы», а сколько бесценных сведений ещё только ждёт своего часа… Надеемся, что усилиями мирового сообщества мы лучше сможем узнать и, когда это необходимо, умело применить подходы
А.С.Макаренко. К перечню
фото с выставки «Лучшее-детям!» |
|