Стенд Педагогического музея А.С.Макаренко

на выставке-конференции «Лучшее - детям!»

(Москва, Манеж, 9-12 декабря 2010 г.)

 

 

 

 

Руководитель лаборатории «Макаренко-реферат»

проф. Гётц Хиллиг (Германия) и член семьи Макаренко Т.Л.Лебедева.

 

Однако система Макаренко и память о нём живёт.

Живёт потому, что задачи воспитания и обучения, которые так успешно

решали учебно-педагогические общины (позже, чтобы меньше

раздражать большевиков, Макаренко их начинает называть по латыни коммунами),

по сию пору решаются совершенно не удовлетворительно, а то и вовсе не решаются.

И не только в России, но и во многих странах мира. Поэтому системой Макаренко

не первое десятилетие интересуются в Германии, Италии, США.

И хотя, к примеру, в Дании с 1928 г. независимо (хотя и чуть позже

чем А.С.Макаренко)  подходы трудового обучения открыл Г.Х. Кофод,

но теоретически осмыслить и ясно пересказать и передать другим

свой педагогический опыт он оказался не в состоянии.

Тоже можно сказать об одном из предшественников А.С. Макаренко

уже по СССР – М.С.Погребинском (знаменитая Болшевская коммуна).

Несколько больше удалось Джону Дьюи, которого по сей день

часто называют «американским Макаренко».

Он оставил после себя целый ряд замечательных произведений,

которые (из-за критики Джоном Дьюи сталинских преследований),

были надолго запрещены в Советском союзе.

Легендарный в Германии Георг Кершенштейнер – один из

столпов германского послевоенного хозяйственного чуда, известен

прежде всего своими подходами  к трудовому обучению школьников.

При последующем разборе оказалось, что он воплотил 4 из 7 основных

положений педагогической системы А.С.Макаренко…

Не удивительно поэтому, почему немецкий проф. Хиллиг, для того, чтобы

лучше лично понять и разобраться в живом педагогическом опыте

А.С.Макаренко и его последователей, нашёл время и силы, чтобы

свободно овладеть русским и украинским языками, много раз был

в России и на Украине и ныне является одним из ведущих макаренковедов

не только у себя в Германии, но и во всём мире.

Ведь в СССР огромную часть педагогического опыта А.С.Макаренко

обнародовать было просто невозможно.

Только в 2003 г. вышло первое полное издание

«Педагогической поэмы», а сколько бесценных сведений

ещё только ждёт своего часа…

Надеемся, что усилиями мирового сообщества мы лучше

сможем узнать и, когда это необходимо, умело применить

подходы А.С.Макаренко.

 

 

К перечню фото с выставки «Лучшее-детям!»