Виктор Николаевич Терский (1898-1965)

О.С. Кель

Народное образование, 2004 г, № 6. С. 163 - 168

 

 

 

Педагогическая биография В. Н. Терского сложна и поучительна. 15 лет он трудился под руководством А. С. Макаренко в колонии имени А. М. Горького и коммуне имени Ф. Э. Дзержинского. Там он преподавал рисование, черчение и, главное, руководил клубной работой. А. С. Макаренко придавал большое значение организации досуга воспитанников, умел гармонически сочетать их учение, труд, отдых. Терского, как педагога, он высоко ценил. В «Марше 30-го года» Антон Семёнович писал, что дрожал, как бы Терского у него не сманили, и называл его «великим мастером клубных дел».

 

 

Приведём свидетельство самого А.С. Макаренко: «...Клубная работа не клеилась. Пригласили мы в коммуну нашего Перского (Терского. — О.К.) — человека, преданного клубной работе и великого мастера сих дел.

Это очень высокий и очень худой человек... С первого же взгляда на него становится ясно, что ничего, кроме работы, Перский не знает и собственная персона для него менее всего занимательна. Перский хорошо рисует, пишет стихи, умеет обращаться со всеми существующими инструментами, знает правила всех спортивных и неспортивных игр, знаком с устройством всех машин. Поражает эрудиция его во всех решительно отраслях знания. Но никогда Перский не выставляет напоказ своих познаний, всегда они у него обнаруживаются как бы случайно, поэтому ни у кого он не вызывает раздражения и никому не надоедает. И, наконец, главное достоинство Перского — он настоящий ребёнок: во время самой несложной игры может заиграться, забыть о жене, о детях, о самом себе...»[1] (Макаренко А.С. Марш 30-го года. Пед. соч.: В 8 т. Т. 2. М., 1983. С. 76).

Чтобы полнее представить своеобразие личности и роль В.Н. Терского в коммуне им. Ф.Э. Дзержинского, а также его глубокое влияние на воспитанников, сошлюсь ещё на два эпизода, описанные Макаренко со свойственным ему мягким юмором. «Однажды ночью, — пишет А.С. Макаренко, — на заднем дворе загорелись какие-то костры. Ночной сторож протестует, завхоз жалуется, жители волнуются, а, оказывается, дело простое: Перский рассказывает сказки. Когда об этих сказках услышали в соцвосе, началось чуть ли не целое следствие: в явной опасности оказалась идеология, до сих пор якобы надёжно охранявшаяся бдительным оком соцвоса. Перскому пришлось оправдываться: Это только название такое — «сказки», а на самом деле импровизации, нечто вроде научно-фантастического рассказа, к примеру, о будущей войне или значении радиоактивности. Успокоились в соцвосе, но на будущее время Перскому запретили рассказывать сказки»[2] (Там же. С. 77).

«...Наша клубная работа представляет собой, — продолжает А.С. Макаренко, — очень разветвлённую систему, имеющую точный календарный план. Перскому всё это было, впрочем, нетрудно организовать. Его постоянная изобретательность, огромная активность главных кадров его последователей-коммунаров превратили план и учёт в целую симфонию разных работ и выдумок. Кружковая работа благодаря этим выдумкам стала у нас живым и весёлым делом. Даже драмкружок зажил новой жизнью. Перский решительно восстал против разучивания готовых пьес — только импровизацию он признавал театральным искусством...

В этих спектаклях бывало много ошибок и несообразностей, это делало представления только веселее и занимательнее. Одно и то же лицо в постановке именуется то генералом, то полковником, родственные связи часто запутываются до последней степени, но зато после спектакля никто не чувствует усталости, по всей коммуне разносятся хохот и оживлённые споры.

Наиболее боевым органом Перского незаметно сделался так называемый изокружок... В изокружке делают всё что угодно, для чего угодно и из чего угодно»[3]. (Макаренко А.С. Марш 30-го года. Пед. соч. в 8 т. Т. 2. М., 1983, С. 78.)

Насколько сильно было влияние этого изокружка на коммунаров, свидетельствует такой факт. Десятого февраля 1986 года была показана очень интересная телепередача: «А. С. Макаренко — педагог, гражданин, писатель» (сценарий литературного критика Ю. Б. Лукина. Он же ведущий передачи). В этой передаче бывший воспитанник коммуны Ф. Э. Дзержинского В. А. Руденко, ветеран Великой Отечественной войны, педагог школы-интерната в г. Богодухове Харьковской области рассказывал, как он занимался в изокружке, руководимом В. Н. Терским. В. А. Руденко считает себя учеником Терского и говорит, что именно благодаря Терскому он стал тоже педагогом, учителем черчения и рисования. Кстати сказать, этим предметам В. Н. Терский придавал важнейшее значение. «Умение рисовать, — утверждал он, — сейчас нужно для овладения любой специальностью». К сожалению, и в наши дни рисование и техническое черчение всё ещё не стали ведущими предметами в школе.

После ухода из коммуны им. Ф. Э. Дзержинского В. Н. Терский работал завучем в Барыбинском детском доме Московской области, который во время Великой Отечественной войны был эвакуирован на Урал. По возвращении в Москву В. Н. Терский трудился методистом в Центральном доме детей железнодорожников — детском внешкольном учреждении союзного значения, призванном помогать железнодорожным школам и клубам всей страны. (Мне посчастливилось работать 5 лет, с 1942 по 1947 г., начальником этого дома. Ещё до войны я закончила аспирантуру МГУ, а в 1942 г. защитила кандидатскую диссертацию. В это время состоялось наше первое знакомство с В.Н. Терским.)

У В. Н. Терского не было в Москве квартиры, и он был вынужден уехать из Москвы. Сначала его пригласили работать в одну из детских колоний в Литве, а затем педагогом в детский дом и среднюю школу в г. Знаменске Калининградской области, где он преподавал рисование, черчение, труд и по совместительству пение.

Одновременно он вёл очень содержательную и интересную внеклассную работу, опыт которой был рекомендован, как лучший, школам и детским домам Калининградской области [4]. (См. брошюру «Конкурс смекалки». Калининградское книжное издательство, 1958.)

У В. Н. Терского была колоссальная потребность в общении и дружбе с единомышленниками. 15 апреля 1950 года он мне писал: «...Разрешите мне в следующем письме сообщить Вам ещё пару соображений, но только в том случае, если Вы считаете, что такие соображения верны, если Вы считаете, что они могут иметь смысл, могут осуществляться и иметь результаты и действия, направленные к коренному разрешению задач построения реально более успешной работы по воспитанию детей. А если Вы со мной не согласны, так скажите мне, как другу, что я не понятен и мысли мои поняты быть не могут, если кажутся неверными или слишком отвлечёнными, абстрактными».

Из этого и многих других писем В.Н. Терского совершенно ясно, что целью его жизни и труда было благо детей, коренное улучшение работы по их воспитанию. Отсюда вытекает и его приверженность к педагогической системе А.С. Макаренко, и неустанная пропаганда и применение этой системы. В этом же письме Терский писал: «Антон Семёнович имел в работе огромные трудности, но его окружали единомышленники, которых он подбирал сам. Он имел много способностей, был прекрасным человеком и т.д. Но успех был обеспечен его главной способностью... которую можно сравнить с талантом композитора-настройщика, только он подбирал не ноты, а людей, давал им нужное направление, определявшее звучание каждого».

С этого письма и началась деловая систематическая переписка и научное сотрудничество с В. Н. Терским, длившиеся 15 лет.

Цель нашего сотрудничества и переписка — не только выяснение теоретических взглядов и концепций, но и организация опытной работы в школах Знаменска, Калининграда и Москвы.

В 1947 году я была приглашена на работу старшим научным сотрудником в Академию педагогических наук, в НИИ теории и истории педагогики. С помощью дирекции института В. Н. Терский тоже активно включился в научную работу. В те годы впервые в нашей стране были созданы школы-интернаты. Одна из лучших школ Москвы № 545 была преобразована в школу-интернат № 12. Её директором стал заслуженный учитель школы РСФСР В.П. Ильин. Он сумел создать в школе коллектив энтузиастов, педагогов-новаторов. Среди них были такие известные педагоги, как Б.П. Никитин, В.К. Дьяченко, Г.В. Воробьёв и многие другие.

При интернате была создана лаборатория, научное руководство которой осуществлял президент АПН СССР И. А. Каиров. В состав лаборатории вошли представители почти всех институтов академии. Большое внимание лаборатория и педколлектив школы уделяли внеклассной работе. В её исследовании и приняли активное участие мы с В.Н. Терским. Не случайно именно в эти годы в издательстве АПН СССР была опубликована его первая книга «Клубные занятия и игры в практике А.С. Макаренко» (М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959).

В предисловии к этой книге В.Н. Терский писал: «...Опыт А.С. Макаренко — сложное гармоническое целое, сумма многих методов и общей хорошо отработанной техники. Его система — это определённый советский рабочий порядок, необходимый для успешного образования и воспитания детей.

Чтобы вырастить хороший сад, — пишет Виктор Николаевич, — мало посадить дерево, надо ещё за ним ухаживать, удобрять, рыхлить почву, обрезать сухие сучки и т.д. Много дел у хорошего садовода. Ещё больше дел у воспитателя, работающего с детьми. Тут совершенно необходимы и нужны последовательность в проведении определённых мероприятий, разумная дозировка и соответствующее время и внимание каждому делу в зависимости от степени важности во всём процессе воспитания и своевременность потребных изменений, которыми определяется диалектичность системы воспитания. То частное, что вчера было совершенно необходимо, сегодня может оказаться ненужным, лишним и даже недопустимым»[5].(Терский В.Н. Клубные занятия и игры в практике А.С. Макаренко М.: АПН РСФСР, 1959. С. 5-6.)

Именно эти идеи А.С. Макаренко о диалектической гармонизации всех средств воспитания, о значении дозировки различных методов и приёмов воспитания, столь образно освещённые В.Н. Терским, и старался положить в основу своей работы педагогический коллектив школы-интерната № 12 Москвы.

Хотя в своей первой книге В.Н. Терский касается лишь клубной работы с учащимися, но уже здесь он формулирует, как видим, важные закономерности воспитания, без знания которых в настоящее время ни один педагог успешно воспитывать детей не может.

 

 

Вскоре после первой книги В.Н. Терского вышла в свет брошюра «Игра «Конкурс смекалки» в школе» (опыт школы-интерната № 12 Москвы). В ней была освещены конкретная методика и опыт экспериментальной работы педагогического коллектива

 

 

школы-интерната [6] (См.: Кель О.С., Терский В.Н. Игра «Конкурс смекалки» в школе: Опыт школы-интерната. М.: АПН РСФСР, 1959.).

В 1961 году в том же издательстве выходит ещё одна брошюра, обобщающая другую важную сторону воспитательной деятельности школы-интерната № 12 — опыт организации первичного коллектива детей в школе-интернате [7].(Кель О.С. Рождение пионерского коллектива: Опыт организации первичного коллектива детей в школе-интернате. М.: АПН РСФСР, 1961.)

В. Н. Терский считал, что организация первичного коллектива детей по разновозрастному принципу настолько сложна, что её далеко не каждый педагогический коллектив способен осилить. Требуется истинно макаренковское мастерство, чтобы направить самостоятельность и активность учащихся, которые достигаются в этих условиях, в нужное русло.

Следующим этапом нашей совместной исследовательской работы с В.Н. Терским был эксперимент, поставленный в московской школе № 315 по теме «Развитие самостоятельности и творческой активности школьников» под руководством действительных членов АПН СССР Э.И. Моносзона и М.Н. Скаткина. Были разработаны подробная концепция и методика исследования. В эксперименте приняли участие почти все учителя и многие научные сотрудники Института общего и политехнического образования АПН РСФСР. Большую помощь нам оказала директор, заслуженный учитель РСФСР Г.Р. Черепашинец и другие педагоги школы. В опытной работе принимали участие учащиеся 1 — 10-х классов. Результаты исследования были опубликованы в сборнике «Развитие самостоятельности и творческой активности школьников» [8] (Развитие самостоятельности и творческой активности школьников / Под ред. О.С. Кель и Г.Р. Черепашинец. М.: Просвещение, 1964.)

В сборнике рассказывается о самых разнообразных путях, средствах и методах развития самостоятельности и творчества учащихся как на уроках, так и на занятиях в кружках, а также в играх. Особенно в играх, взятых из практики А. С. Макаренко, которые оказывают положительное влияние на успехи в учении и поведение учащихся.

На основе московской школы № 315 Центральным институтом повышения квалификации руководящих работников народного образования был проведён Всесоюзный семинар-практикум по внеклассной работе. Для проведения этого практикума В.Н. Терский был вызван из Знаменска в Москву.

В. Н. Терский много сил отдавал проведению практикумов по рисованию, внеклассной клубной работе с учителями, воспитателями, пионервожатыми в институтах усовершенствования учителей, дворцах и домах пионеров во многих городах нашей страны: Москве, Калининграде, Перми, почти во всех городах Молдавии. Все эти занятия проводились им, как правило, в летнее отпускное время, так как зимой он был занят преподаванием и организацией внеклассной воспитательной работы в Знаменской школе Калининградской области.

Специально для проведения лекций и практикумов им были написаны конспекты «Некоторые формы и методы клубных занятий с пионерами и школьниками». Именно эти конспекты были положены в основу книги «Вожатый, ты — педагог!»[9]. (Терский В.Н. Вожатый, ты — педагог! М.: Молодая гвардия, 1965. 109 с. 1-е изд. (2-е изд. было в 1975 г., а 3-е - в 1984-м).

В 50—60-е годы В. Н. Терский неоднократно выступал с интересными статьями в журналах «Вожатый», «Народное образование», «Советская педагогика», а также в «Учительской газете», «Комсомольской правде», «Пионерской правде». Особенно интересна его статья в журнале «Советская педагогика» о пьесе А.С. Макаренко «Мажор». В ней он показал закономерную взаимосвязь трудового и нравственного воспитания в опыте А.С. Макаренко.

В 1961 году вышла вторым изданием его книга «Клубные занятия и игры в практике А.С. Макаренко». В 1962 году она была переведена и издана в ГДР, в Берлине. Учительская и научная общественность представили эту книгу к награждению премией АПН РСФСР.

Вот отзыв о книге и представление, написанные профессором В. Н. Колбановским 3 декабря 1962 года: «Пред­се­да­телю комиссии по премиям АПН РСФСР товарищу К.А. Ивановичу. Направляю Вам отзыв о книге В.Н. Терского «Клубные занятия и игры в практике А.С. Макаренко» — 151 стр.

Вышедшая вторым изданием книга В.Н. Терского «Клубные занятия и игры в практике А.С. Макаренко» представляет большую ценность для педагогической практики.

Скука — враг номер один для всей педагогической деятельности. А.С. Макаренко ненавидел лютой ненавистью этого врага и беспощадно искоренял его из детской жизни. В голове выдающегося педагога был неистощимый запас разных увлекательных дел, занимательных игр, задач и головоломок, способных держать коллективы его воспитанников в тонусе бодрости и жизнерадостности.

Изумительным помощником А.С. Макаренко в этом деле был изобретательный на всякие выдумки Виктор Николаевич Терский, любовно в его книгах отображённый под фамилией Перского. Необычайно плодотворной оказалась педагогическая деятельность обоих педагогов, сделавших всё возможное для того, чтобы в колонии имени Горького и трудовой коммуне имени Дзержинского били ключом жизнь, веселье, смех, радость творчества.

Этим был заполнен досуг колонистов и коммунаров после часов труда и обучения в школе. Клубные занятия, проводившиеся по разнообразной программе В.Н. Терского, и игры, всесторонне развивавшие способности детей, не только скрашивали их существование, но были также изумительным подспорьем в подготовке детей к труду и будущей гражданской деятельности.

Книга В.Н. Терского передаёт этот драгоценный опыт А.С. Макаренко современным педагогам. Написанная в ясной и доходчивой форме, содержащая разнообразный конкретный материал и методические указания об организации и проведении различных клубных занятий и игр, эта книга может служить важным пособием, помогающим в жизни и деятельности школ-интернатов, детских домов и обычных школ, из которых до сих пор ещё не изгнана скука.

Эту книгу следовало бы также рекомендовать студентам-педагогам и положить в основу специального педагогического семинара для подготовки будущих педагогов к клубной деятельности в их будущих учебных и воспитательных учреждениях.

Считаю, что книга В.Н. Терского, содержащая редкий в педагогической литературе материал и множество оригинальных педагогических идей, достойна быть отмеченной АПН РСФСР. Её автору должна быть присуждена премия Академии педагогических наук».

 

 

Встреча А.С. Макаренко с педагогами.

А.С. Макаренко и В.Н. Терский справа в нижнем ряду. 1939 г.

 

 

 

Отзыв профессора Колбановского великолепен. Он выделил всё самое главное, что сделали А.С. Макаренко и В.Н. Терский для всестороннего развития детей, подготовки их к труду и будущей гражданской деятельности.

Огромно эпистолярное наследие В. Н. Терского, пропаган­ди­рую­щее педагогическую систему А. С. Макаренко. Он перепи­сы­вал­ся с научными работниками, учителями, пионервожатыми, всем старал­ся помочь добрым словом и делом. Письма Терского ещё ждут своего исследователя.

До конца дней своих В. Н. Терский оставался учителем, практиком. Ведь педагогика, как известно, наука сугубо практическая. Терскому было что писать и о чём писать. Не случайно, даже тяжело заболев, он продолжал писать о педагоги­чес­кой системе А. С. Макаренко и современном опыте воспитания.

В 1958 году В.Н. Терскому было присвоено высокое звание заслуженного учителя школы РСФСР. Вскоре он был награждён орденом Ленина и избран делегатом от Калининградской области на Всесоюзный съезд учителей, который проходил в Москве.

Использование модели клубных занятий и игр, созданной В. Н. Терским на основе теории А. С. Макаренко, оказалось весьма эффек­тив­ным в воспитательном отношении в школах, классах и группах продлённого дня.

Всё это свидетельствует о жизненности и современности педагогической системы А. С. Макаренко, о мудрости и самоот­вер­жен­ной работе В.Н. Терского — талантливого учителя и учёного, правдиво и глубоко раскрывшего в своих трудах сущность, педа­го­ги­чес­кие закономерности и методику внеклассной работы с детьми в системе взглядов и деятельности А. С. Макаренко.

Заслуга В. Н. Терского состоит также в том, что он, развивая идеи А. С. Макаренко, разработал новую эффективную систему внеклассных клубных занятий с детьми, способствующую всестороннему гармоничному развитию каждого из детей и подростков. Выполнению этой главной задачи и помогает умелое, квалифицированное применение в настоящее время педагогической системы А. С. Макаренко. Пропаганде столь актуального дела и были посвящены вся жизнь и труд заслуженного учителя школы РСФСР В. Н. Терского.