|
|
|
|
|
|
«СОУЧАСТВОВАНИЕ» КАК ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СРЕДСТВО РЕАБИЛИТАЦИИ ПОДРОСТКОВ С ОТКЛОНЯЮЩИМСЯ ПОВЕДЕНИЕМ Морозов
В.В., канд. пед. наук, директор Центра внешкольной работы им. А.С. Макаренко, г. Москва Коломна 2009 |
|
|
|
|
|
|
|
Что такое счастье?
Соучастье в добрых человеческих делах…
Николай Асеев. В последние годы мы всё
более остро ощущаем тревогу по поводу нравственного состояния нашего общества
и духовного мира человека. «Человек может считаться человеком только в том
случае, если он способен к работе над собой, способен улучшать свою душу», -
поясняет нам Л.Н. Толстой. И в самом деле, человек начинается только тогда,
когда он научается преодолевать свою естественность, самообуздывает свои
инстинкты. К нашему сожалению, в
воспитательной работе с детьми и молодёжью сегодня у нас больше проблем, чем
достижений. И это при том, что мы являемся обладателями уникального,
бесценного достояния – нашего педагогического наследия. Главный
педагогический урок, оставленный нам великими предками, определяется так:
«Человек – есть предмет воспитания, а миссия педагогики – есть искусство
делать человека нравственным». Нравственность – это,
прежде всего, воспитанные чувства, а также знания о нормах бытия, которые
складываются между достойно живущими людьми. И человеческое достоинство
формируется из представлений о своём жизненном предназначении, о том, «что
такое хорошо и что такое плохо». Работа с детьми и подростками – нравственно
ответственное дело. Поэтому и требует профессионализма от тех, кто
непосредственно сопричастен с детством. Мир взрослых и мир
детства – равноценные части человеческого бытия, взаимно дополняющие друг
друга. Кризис детства возникает тогда, когда предпринимаются попытки
организовать этот мир по образу и подобию уже состоявшегося мира взрослых. И
тогда мир детства перестает быть открытым к новому восприятию, пониманию,
действию. Проявление несправедливости и равнодушия со стороны взрослых неблагоприятно
сказывается на детской психике. Подросток приобретает отрицательный
нравственный опыт и это приводит к отклонениям от норм в его поведении. Надо
признать: среди наиболее распространённых форм проявления насилия и
притеснения в отношении детей – стремление взрослых «эффективно воспитывать».
Это действо проявляется во всём: нанесение страданий, вреда, ущерба,
выражающееся в действии и бездействии, в словах, в поступках, завышенных
требованиях… Каждое столкновение с несправедливостью приводит дитя к тому,
что он видит зло даже там, где его нет, противопоставляя настоящему и
кажущемуся злу непослушания, своеволие, грубость, упорство и даже хамство. «Ребёнок – это живой
человек. Это вовсе не орнамент нашей жизни, это отдельная полнокровная и
богатая жизнь. По силе эмоций, по тревожности и глубине впечатлений, по
чистоте и красоте волевых напряжений детская жизнь несравненно богаче жизни
взрослых» - это и есть истина, доказанная опытом педагога Макаренко.
Важнейшая жизненная потребность ребёнка – иметь свою значимую группу
сверстников или такое сообщество, где тебя принимают и понимают как своего.
Здесь, в группе равных, проявляется способность ребёнка, встав на место
другого, ощутить его переживания и потребности, как свои собственные. «Здесь
у ребёнка возникает готовность действовать так, как если бы этим другим был
он сам, т.е. зарождается гуманное отношение к другому, как к себе самому, и к
себе, как к другому» (В.В. Абраменкова). Все противоправные
поступки и действия подростков свидетельствуют о неудовлетворённости ими
основных жизненных потребностей, наиважнейшая из которых – общение со
сверстниками. Дети становятся нетерпимыми, упрямыми и в то же время
беспомощными при довольно ощутимой несамостоятельности. Чем старше подростки,
тем сильнее их потребность входить в ту или иную группу сверстников и
считаться её полноправным членом. И именно здесь, по выражению одного из
участников подросткового объединения, они находят убежище от чрезмерной опеки
со стороны взрослых. «Я взрослый, а поэтому взрослым не доверяю» - вот одно
из наиболее символичных утверждений, отражающих, как в зеркале, ключевое
противоречие подросткового возраста. В подобных сообществах
возникают свои «нормы» жизни, утверждённые самими детьми. Участие взрослых,
как правило, здесь не предусмотрено.
Такие подростковые группы наиболее замкнуты и трудно принимают в себя
новичков, что часто создаёт особое пространство одиночества вокруг подростка
с трудностями в общении. Для подростка
характерно стремление отстаивать своё право на индивидуальность,
уникальность, при этом как ни странно, он хочет одновременно быть «ни на кого
не похожим» и «быть как все» (Е. Казакова). «Я знал подростков, -
писал В.А. Сухомлинский, - несчастных через одиночество. Мир взрослых был для
них недостижим и непонятен». Наличие взрослого друга – важнейшее условие
нормального развития, правильного формирования личности подростка. Взрослый
должен стать другом детей, но другим особым, отличным от друга-сверстника.
Это обусловлено не только различием социальных позиций взрослого и
взрослеющего человека, но и той особой психологической функцией, которую
должен выполнять взрослый. «Несчастий, несчастных людей быть не должно.
Нельзя быть несчастным… - писал Макаренко. – И счастливым человеком нельзя
быть по случаю – выиграть, как в рулетку, - счастливым человеком нужно уметь
быть… Ведь один вид несчастного человека убивает всю радость жизни, отравляет
существование». Как педагог он прекрасно осознает ситуацию, в которой
оказались его воспитанники: нормального воспитания без ласки матери и заботы
отца быть не может. Как родитель понимает: «одичавшие в своём одиночестве»
его беспризорники в отсутствии семьи и родительского дома продолжают
чувствовать себя обездоленными и незащищёнными. В «Педагогической поэме»
читаем: «Только тот, кто в детстве потерял семью, кто не унёс с собою в
длинную жизнь никакого запаса тепла, тот хорошо знает, как иногда холодно становится на
свете, только тот поймёт, как это дорого стоит – забота и ласка большого человека,
человека – богатого и щедрого сердцем». В каждом отдельном
случае Педагог-Отец подходит к ребёнку с живым участием, с желанием помочь
ему; он не злится, не торопится осуждать и наказывать за проступок. Он живёт
с ними одной жизнью и уча их учится сам. На деле утверждает гуманное отношение
к человеку: к другому, как к себе самому, и к себе, как к другому. Своим
присутствием в жизни подростка педагог, как значимый взрослый, обеспечивает
безопасность растущему человеку и придаёт уверенность в преодолении разрывов
между жизнью в прошлом и верой в лучшее настоящее. Понимание глубинной
сущности человеческой взаимности, расположенности друг к другу способствует
такое явление, как «встреча». Встреча взрослого и ребёнка – это всегда
педагогическая ситуация, а по сути – событие. Она происходит в неповторимых
конкретных обстоятельствах и проявляется через отношение к другому, его
представленности в нём. Чем важнее другой, тем сильнее интерес к «встрече».
Встреча приобретает особую ценность, если её участники становятся взаимно
значимыми. Своим присутствием в жизни ребёнка значимый взрослый способен
помочь ребёнку «обретать человеческие способности, восстанавливать душевные
силы и исцелять душевные раны» (А.В. Шувалов). Подростковый возраст всегда
ищет новизны, острых ощущений жизни, романтики, нуждается в кумирах и героях.
Поддержать их в этих добрых устремлениях – педагогическая задача для
взрослых. Сегодня нам нужны молодые подвижники-организаторы, умеющие работать
с подростками, стремящиеся вместе с детьми строить интересную и
содержательную жизнь. Понятие «со=участие»
происходит от слова «счастье». Его можно представить образно, как «Я – часть
тебя, а ты – часть меня. Мы сочасти друг друга». «Соучаствование» - это
эмоциональное действенное включение в дела другого человека, активная помощь,
сочувствие, сопереживание, действенное сострадание бедам другого человека и
активное сорадование его успехам (А.В. Петровский, В.В. Абраменкова). При
«соучаствовании» отношение одного человека к другому в своих деятельностных
проявлениях совпадает с его отношением к самому себе; по сути, речь идёт о
нравственном императиве: защищать интересы другого, как если бы это были
интересы свои. Соучаствование как деятельное отношение – это и сочувствие, и
сострадание ближнему, неравнодушие к чужой беде, бескорыстие и добродетель.
Соучаствовать в судьбе ребёнка (подростка) – особая педагогическая миссия:
приблизить к себе человека и постараться понять его, проникнуться в мир его
чувств и переживаний, добиться доверия и доброжелательности, обеспечить
воспитательный прорыв в той деятельности, от которой зависит успех.
Ориентиром на этом пути может служить
наша реабилитационная программа «Педагогическое соучастие», основанная
на чуткости и отзывчивости всех тех, кто не на словах, а на деле способен
добиться положительных результатов в работе с ребятами, оказавшимися в
непростой жизненной ситуации. В практике
социально-педагогической реабилитационной работы различают следующие группы
таких детей: · Беспризорные дети – дети, в отношении которых грубо нарушены основные права ребёнка, которые временно или постоянно лишены своего семейного окружения, не имеют правового статуса «сирота» или «ребёнок, лишенный родительского попечения». · Безнадзорные дети – дети, окончательно не порвавшие связь с семьей, но предоставленные сами себе, не занятые учебной, трудовой или другими видами общественно полезной деятельности (либо занимающиеся незаконными заработками) и проводящие большую часть времени вне дома. · «Социальные» сироты – дети, не имеющие семьи, а также дети, родители которых либо лишены родительских прав, либо находятся в заключении, либо в силу своего социально-нравственного облика не в состоянии выполнять свои родительские обязанности, - составляют одну из основных категорий среди неблагополучных детей. · Отверженные дети – дети, пострадавшие от насилия, жестокости, притеснения взрослых. Они вырастают в семьях, где родители отличаются «крутым» характером, не умеют прощать ошибок. При такой атмосфере ребёнок толком не знает, как поступить в том или ином случае, а у родителей не хватает терпения и выдержки научить его. Вырастая, они боятся проявить себя никчемными и беспомощными. Для них характерно бесперспективное отношение к жизни. Они растут замкнутыми, равнодушными, нередко озлобленными и ожесточёнными, легко поддаются дурному влиянию. Для детей, выросших в таких условиях, характерны беззаботность, нежелание думать, трудиться умственно и физически. · Избалованные дети – они становятся такими вследствие чрезмерного внимания и любви к ним родителей, старших. Бездушное любование ребёнком, потакание его капризам, исполнение каждого желания приводят к эгоизму. Оберегая дитя от всех обязанностей и забот, родители приучают его к безделью, к иждивенчеству. В 14-16 лет такой ребёнок становится совершенно неуправляемым. Подросток действительно
очень нуждается во взрослом. Значимый взрослый нужен как партнёр, опора,
ориентир в меняющемся мире. Наличие взрослого друга – важнейшее условие
нормального развития, правильного формирования личности ребёнка, подростка.
Такая совместность (детско-взрослая) возможна только на принципах
взаимоприятия, взаимопонимания и взаимопомощи при отсутствии какого бы то ни
было деления по возрастным группам, видам выделяемых нарушений и
особенностей, деления на детей-ровесников и старших. Соучаствование педагога
с ребёнком (подростком) может быть успешным, если исходить не из позиции
характеризующих его трудностей, отклоняющихся от нормы особенностей развития,
а опираться на положительное в нём (уметь найти хоть крупицу хорошего).
Условиями успешности могут являться разработанные нами следующие
педагогические установки соучастника: - принимать ребёнка таким, каков он есть на самом деле, прилагая усилия к раскрытию его потенциальных возможностей. Если ребёнок встречает истинное принятие себя, он в итоге преодолевает свои внутренние конфликты, психологический дискомфорт и способен к личностному росту и развитию; - понимать ребёнка, то есть глубоко проникнуться всеми его проблемами, чувствами и стремлениями. Чтобы ребёнок смог преодолевать трудности, надо устранять всё, что мешает ему быть счастливым; - помогать ребёнку, причём стратегия помощи определяется задачей подростка преодоления себя вчерашнего и тем самым обретения новых шансов на лучшее завтра. Наше исследование
позволило установить: если подросток испытывает эмоциональное благополучие в
сообществе значимых и близких по духу ему людей, то его ценности и нормы
воспринимаются как свои собственные, и тогда любые жизненные трудности не
становятся препятствием к конструктивным переменам и преодолению. Осознание
подростком себя в рамках совместной деятельности со значимыми взрослыми
расширяет возможности его реабилитации педагогическими средствами. К таким
людям они стремятся сами, сознательно и неосознанно. И ждут новой встречи с
ними. Потребность в таких людях (значимых взрослых) – велика. Привлечь их к
соучаствованию возможно, если: 1. Отыскать таковых, одарить
вниманием, пониманием. 2. Доверить наиболее ответственные
участки деятельности – оказание действенной помощи нуждающимся. Очаги детской
беды известны: улица, подъезд, вокзалы, приюты, детские дома, исправительные
учреждения, неблагополучная семья. 3. Действовать – по Макаренко. Островки
макаренковского наследия живы. В их возрождении – спасение страны от
беспризорного и безнадзорного поколения, существующих явлений маргинального
характера, распространённых в подростковой и молодёжной среде. Опыт макаренковской
педагогики состоит в том, чтобы переориентировать индивида с хаоса «вольницы»
на созидательную значимую деятельность; докопаться, достать зёрна лучшего в
каждом из «девиантов» и это лучшее взращивать до размеров позитивной
личности; очищать пространство вокруг «одичавших от одиночества» детей;
отчуждать от заражённой среды в союзе со здравой семьей, школой,
общественными объединениями и организациями; возвращать обществу молодое
поколение, выздоровевшее физически, нравственно, духовно и социально. И,
главное, пора от слов и призывов к добродетели, переходить к реальному –
педагогическому соучаствованию и «Не пищать!». (Статья опубликована в сборнике материалов
Всероссийской научно-практической конференции «Психология притеснения:
обидчики и обиженные», Коломна, |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|