|
|
|
|
|
|
|
директор Центра
внешкольной работы им. А.С. Макаренко, старший научный
сотрудник отдела реабилитационного
образования Федерального института
развития образования, кандидат педагогических
наук Каким должен быть детский дом сегодня? (Часть 2) Москва 2010 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Социальное сиротство
— одна из самых болезненных проблем современной России. Поэтому сегодня много
говорят и пишут о наиболее приемлемых формах устройства детей, оставшихся без
попечения родителей. Приоритетной формой признано семейное устройство
детей-сирот. Однако кризис российской семьи, неподготовленность семей к
принятию ребёнка-сироты и многие другие причины не позволяют решить эту
проблему в одночасье. А значит, детские дома ещё будут существовать и
необходимо думать о том, какими они должны быть. Автор предлагаемой статьи не
только размышляет о современном устройстве детей-сирот, но и обращается к
прошлому, предлагая вынести уроки из того положительного опыта, который был
накоплен выдающимися педагогами. Тем читателям, которые станут участниками всероссийского
конкурса инновационных проектов по совершенствованию деятельности
организаций для детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей «Каким должен быть детский дом сегодня?»
будут полезны научно-методические рекомендации автора - одного из организаторов и идейного
вдохновителя этого конкурса. Ключевые слова: социальное
сиротство, педагогическая система Г. Песталоцци, реабилитация
детей-сирот в условиях детского дома, общественное воспитание И.И. Бецкого,
педагогическое наследие К.Д. Ушинского, педагогика А.С. Макаренко,
всероссийский конкурс инновационных проектов по совершенствованию
деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей «Каким должен быть детский дом сегодня?». Содержание Жизнь сирот в
детских домах: уроки прошлого и настоящее Научно-методические рекомендации участникам конкурса
«Каким должен быть детский дом сегодня?» Реабилитационно-педагогический
контекст проекта |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Жизнь сирот в детских домах: уроки
прошлого и настоящее Сиротство — проблема,
которую общество во все времена решало с большим трудом. В современной России
это явление обусловлено во многом ослаблением внутрисемейных связей, которое
в свою очередь вызвано снижением
жизненного уровня людей, разрушением семейных устоев; нарастанием
психоэмоциональных перегрузок у родителей; снятием многих моральных запретов
(жестокое обращение с детьми – игнорирование основных потребностей, чувств,
установок ребёнка, унижение его или принуждение к действиям, противоречащим
его устремлениям). Часто причиной жестокости в детско-родительских отношениях
становится стремление родителей «эффективно воспитывать». И воспитывают,
вплоть до полного вытеснения своего ребёнка из семьи. Характерный признак
последних лет – социальное сиротство, т.е. сиротство при живых родителях. Добровольный отказ
родителей от своего дитя – акт, который закрепляется юридически. Если в
течение трёх месяцев родители (мать) изменят своё решение, то ребёнок может
быть возвращён в семью. Принудительное изъятие ребёнка из семьи возможно
только тогда, когда родителей лишают родительских прав. Это действие
предпринимается в интересах ребёнка — для защиты его здоровья, а порой и
жизни. Но для растущего
человека утрата семьи — это трагедия.
Он испытывает душевную боль, обиду на родителей, на всех окружающих его
людей, на жизнь в целом. Социальные сироты –
дети-изгои, которые живут, не зная любви.
Их безродность
приводит к необратимым негативным последствиям личностного и индивидуального
становления и развития. Контакт с матерью и отцом – врождённая потребность
ребёнка. Если такого контакта нет, если нет рядом человека, который научил бы
ребёнка любить, то сам он никогда не сможет этому научиться. «Беспредельной
потребностью любви» назвал Л.Н. Толстой вечно желанное чувство, так
необходимое начинающему жизнь человеку. Организация жизни
ребёнка-сироты вне семьи заведомо предполагает, что в детских интернатных
домах необходимо создать такую атмосферу человеческих отношений между детьми
и взрослыми, в которой воспитанник чувствовал бы себя не обездоленным, а
вполне нормальным полноценным человеком. «Даже если у ребёнка нет отца и
матери – морально и физически, - в его воспитании не должны отсутствовать дух
отцовства и материнства. Обеспечивать его необходимо благодаря тесным
отношениям между воспитателем и ребёнком, каждодневным чутким и внимательным
участием в жизни детей, несмотря на их запущенность и убогость». (Г.
Песталоцци). Свои педагогические устремления великий швейцарский
педагог-демократ вывел из практики воспитания детей, брошенных родителями, в
соответствии с законами природы. Г. Песталоцци первым попытался соединить
обучение детей с производительным трудом, приблизив жизнь в приюте к условиям
коллективной семьи. Прежде чем привнести
что-то новое в науку педагогики, следует овладеть опытом прошлого. Развитие
педагогического опыта – это поиск более перспективных форм и средств
педагогической деятельности, новых идей и методов достижения поставленных
целей. Изучение и анализ решения проблемы сиротства в исторической
ретроспективе даёт возможность соотнести накопленный ценный опыт прошлого с
современными подходами реабилитации детства в стенах детского интернатного
дома. И тогда преемственность возможна как закрепление позитивного опыта
прошлого в преобразованном виде, его обогащение современной образовательной практикой. Теоретиком и
организатором общественного воспитания в царской России был Иван Иванович
Бецкой. Для детей, брошенных родителями, и сирот Бецкой основал в Москве
воспитательное учреждение, для которого написал пособие «Генеральный план
воспитательного дома». Он задался целью через «закрытые воспитательные
училища» создать «новую породу людей»: образованных и трудолюбивых, некое
третье сословие, связующее крестьян и дворян. Чтобы успешно решать
воспитательные задачи, И.И. Бецкой издал руководство учителям, приставникам и
надзирательницам, где предлагал следующее: «Учителя не должны упускать
удобного случая наставлять детей в праводушии, трудолюбии…»; «и быть без
уныния и печали»; «никогда и ни за что не бить»; «не делать другим, чего себе
не желаешь»; «поступать с другими как хочешь, чтобы с тобой поступали»; «не
лгать»; «не быть никогда праздным»; «служить только из любви, а не из награды
и не страшась наказания» и др. Историко-педагогическое
значение воспитательных домов заключается в том, что они породили институт
замещающей семьи. Это было вызвано самой жизнью и оправдало себя как
реабилитационное средство, хотя и не входило в первоначальную программу. И.И. Бецкой в своих работах предстал перед
нами как человек, хорошо знающий психологию детей-сирот, черты их характера и
нужды. Анализируя работу
русской школы интернатного типа в контексте педагогического наследия К.Д.
Ушинского, мы отмечаем, что воспитание детей-сирот было предметом его особого
внимания и заботы. Константин
Дмитриевич поставил перед сиротскими учреждениями того времени высокую
гуманную цель: «заменить по возможности родителей детям, дать им воспитание и
поставить их на такую дорогу в жизни, на которой они могли бы быть
деятельными, честными и полезными членами государства, которое их воспитало». Он считал (и отстаивал свою
позицию), что каждое сиротское заведение должно подготовить своих
воспитанников к самым разнообразным назначениям в жизни сообразно их
способностям и наклонностям, т.е. поступало бы так, как поступают
благоразумные родители. Разрабатывая проект преобразования
Гатчинского сиротского института, К.Д. Ушинский даёт драгоценные идеи
воспитания детей-сирот, без которых и сегодня нельзя построить
реабилитационно-педагогическую работу учебно-воспитательного заведения
интернатного типа: - главное лицо должно
быть воспитателем в полном смысле этого слова, отцом сиротского дома; - сиротское заведение
есть строго воспитательное заведение, а не департамент, не богадельня, не
казарма и даже не простое учебное учреждение; - его главная
обязанность – заботиться о физическом и нравственном воспитании сирот и о
возможно лучшем устройстве их судьбы; - приняв сироту на своё
попечение, заведение обязано поступить в отношении его, как поступил бы
добрый, умный и попечительный родитель, и с одинаковой ревностью заботиться
как о злых, так и добрых; как о талантливых, так и о бесталанных… Под влиянием
педагогических идей К.Д. Ушинского произошли серьёзные изменения в
учебно-воспитательной работе закрытых заведений того времени, особенно в
военных интернатах (кадетские корпуса и военные гимназии), куда в первую
очередь зачисляли на обучение юношей, родители которых были офицерами и
погибли на войне. Поступая в военные интернаты, воспитанники легко
осваивались с новыми для них порядками и жизнью будущего офицера. Во взрослой
жизни они отличались от других большой образованностью, воспитанностью
и любовью к военному делу. А.С. Макаренко –
гениальный педагог, как раз из тех, о ком М. Горький скажет: «Это люди,
сгорающие в огне действенной любви к детям. Они творили педагогику реального
гуманизма». Ещё в студенческие годы
А.С. Макаренко пишет работу «Кризис современной педагогики», в которой
анализирует опыт дореволюционной школы и приходит к выводу: слабость всех
известных воспитательных систем в том, что объектом педагогического исследования
является ребёнок, а не его жизнь. Грамотный педагог должен уметь организовать
жизнь ребёнка с учётом многообразных влияний на процесс его становления.
Акцент делает на воспитание, потому что «воспитание в том и заключается, что
более взрослое поколение передаёт свой опыт, свою страсть, свои убеждения
младшему поколению». Эта взаимосвязанная деятельность взрослых и детей
обеспечивала эффективность педагогики, по сути своей – воспитательной.
Посредством воспитания Антон Семёнович стремился сделать человека счастливым.
Современная
ситуация вновь и вновь вынуждает возвращаться к педагогике
А.С. Макаренко. Работая с детьми, оторванными от семьи, от школы,
лишившимися нормального детства, педагог установил важнейший факт: именно
разрыв социальных связей и отношений искривляет развитие личности. И,
наоборот, их восстановление выправляет её развитие. Средствами
художественного слова великий педагог подробно и доступно информирует нас о
результатах осуществлённого им социально-педагогического эксперимента в его
«колонийской общине». «Я должен был видеть не только безобразное горе
выброшенных в канаву детей, но и безобразные духовные изломы у этих детей…
Для их спасения я обязан быть с ними непреклонно требовательным, суровым и
твёрдым…» - такую принципиальную установку выдвигает для себя Антон Семёнович. Как педагог и как
отец он понимает: «одичавшие в своём одиночестве» его беспризорники в
отсутствии семьи и родительского дома продолжают чувствовать себя обездоленными
и незащищёнными. Предательство со стороны близких ребёнку взрослых наносит
ему непоправимую психологическую травму: происходит надлом детской души,
потеря веры в людей, в справедливость. Когда исчезает любовь – исчезает
бытие. В «Педагогической
поэме» А.С. Макаренко читаем: «Только тот, кто в детстве потерял семью, кто
не унёс с собою в длинную жизнь никакого запаса тепла, тот хорошо знает, как
иногда холодно становится на свете, только тот поймёт, как это дорого стоит –
забота и ласка большого человека, человека – богатого и щедрого сердцем». В каждом отдельном
случае педагог-отец подходит к ребёнку с живым участием, с желанием помочь
ему. Он не злится, не торопится осуждать и наказывать за проступок. Он живёт
с ним одной жизнью, учит его и учится сам. На деле утверждает гуманное
отношение к человеку: к другому, как к себе самому, и к себе, как к другому.
Своим присутствием доказывает ему собственную человеческую значимость,
являясь одновременно образцом морали, нравственности и гражданственности. Как педагог Макаренко
убеждается в том, что проступки его воспитанников не связаны с врождённой
преступностью, а вызваны травмами, порочностью взаимоотношений, которые сложились у ребят во времена их уличной
жизни. И делает заключение: «никаких особых правонарушителей нет, а есть
люди, попавшие в бедственное положение». Помочь им – «дело святое», -
признаёт педагог и активно ищет способы педагогической реабилитации своих
подопечных. И находит их: · Определяет основу человеческих
отношений своей знаменитой формулой: «как можно больше требований к человеку
и как можно больше уважения к нему». · Советует коллегам: «хорошее в
человеке приходится проектировать и педагог обязан это делать». · На собственном опыте учит:
«находить для человека новые проекции, ведущие его к счастью». · Предлагает: «ни одно действие педагога
не должно стоять в стороне от поставленных целей». · Рекомендует: «иметь развёрнутую
программу человеческой личности, анализ и синтез её внешних и внутренних
проявлений во взаимосвязях с действительностью». Здесь же указывает на два
существенных требования к её созданию: она должна быть максимально конкретной
и отражать в совокупности исторически точно заказ современного общества на
определённый тип личности. · Резюмирует: «нормального воспитания
без ласки матери и заботы отца быть не может». · Утверждает: «научить любить,
научить узнавать любовь, научить быть счастливым – это значит научить уважать
самого себя, научить человеческому достоинству». · Напоминает: «человек не может жить
на свете, если у него нет впереди ничего радостного. Истинным стимулом человеческой
жизни является завтрашняя радость». · Формулирует основную задачу
реабилитации: «восстановление нормального отношения между личностью и
обществом, возбуждение новой системы мотивации». · Выдвигает «идею защищённости
личности в коллективе». · Предупреждает: «без специальной
заботы о человеке, заботы педагогической, мы многое теряем». Тем родителям,
которые готовы взять в свою семью ребёнка из детского дома А.С. Макаренко
советует: «Полюбите его, как собственного, забудьте о том, что не вы его
родители, и, самое главное, не воображайте, что вы его облагодетельствовали.
Это он пришёл на помощь вашей «косой» семье (однодетной), избавив её от
опасного крена». Являясь продолжателем мировой гуманистической педагогической мысли,
Антон Семёнович вернул к достойной жизни три тысячи детей, юношей и девушек с
трудной судьбой. Ни один из них не вернулся на преступный путь, многие
воспитанники погибли в сражениях Великой Отечественной войны, снискав славу и
уважение советских граждан. Его педагогика оптимистична, целеустремленна и
технологична. Придёт время
безусловного уважения к личности педагога творца, к его опыту, идеям,
педагогическим технологиям. И уже это действо способно выступить мощным
фактором качественного изменения существующего положения детей в обществе. «Проблемное» детство, а
с ним и сиротство является объектом
многочисленных исследований разных специалистов по самому широкому кругу
вопросов. Среди них -
институциональная трансформация детских интернатных учреждений. Здесь представлено всё:
полный комплект всех видов и форм депривации ребёнка-сироты: материнской,
сенсорной, двигательной, патернальной, эмоциональной, социальной и др. Депривационный
синдром приводит к тревожности, депрессии, страху, интеллектуальным
расстройствам. Целый букет психических и соматических нарушений:
дизонтогенные нарушения (нарушенное развитие); ретардация, асинхрония,
регресс психики, акселерация, децелерация (различные проявления
дизонтогенеза); эмоциональное неблагополучие и замкнутый образ жизни;
школьная дезадаптация и подростковая девиантность; алкогольная и сексуальная
деморализация; делинквентное поведение и эгоцентризм. Представлен объёмный
перечень определённой несостоятельности всех тех форм, которые доминируют в
детских интернатных учреждениях: неправильная организация общения взрослых с
детьми; частая сменяемость педагогических кадров; низкий уровень
самостоятельности детей; пошаговый контроль за детьми со стороны персонала по
соблюдению режима учреждения; ограниченность пространства обитания; жёсткие
рамки подчинения – своя иерархия; формируется заданный комплекс сироты – все
ему должны и обязаны. И, конечно, выводы по
исследованиям самых разных специалистов: 1. «Беззаботная,
«стерильная» среда детского дома
культивирует у них такие качества, как коммуникативная беспомощность,
иждивенство, неумение организовать свободное время, неразвитость
индивидуальных интересов». 2. «Нуждаясь в любви и
понимании, воспитанники интернатных учреждений не умеют вести себя таким
образом, чтобы с ними обращались в соответствии с этой потребностью». 3. «У детей-сирот
проявляется ситуация «социального иждивенства», отсутствует чувство
ответственности». 4. «Отмечается особое
психологическое образование, вызванное делением мира на «своих» и «чужих»,
заключающееся в интернатском «мы» вместо «я». 5. «Также дети не осваивают навыков
продуктивного общения, что приводит к формированию у них негативной позиции к
окружающим людям». 6. «Выпускники
интернатных учреждений, как правило, испытывают неудачи во взрослой жизни,
поскольку не обладают таким качеством личности, как самостоятельность». 7. «Всё прекрасно, если
это семейный ребёнок». Всё ужасно,
если это ребёнок из детского дома. 8. «Целью
реабилитационной работы с детьми-сиротами является подготовка конкретного
ребёнка к деинституциализации». Исследователи данной
проблематики часто обосновывают преимущественно трудности психического и
социального развития детей-сирот в условиях институционального воспитания.
Признаётся необходимость коренного изменения и обновления образовательных и
реабилитационных процессов в самом интернатном учреждении. Однако в качестве
решения всех этих проблем предлагается концепция деинституализации с исполнением зарубежных форм. Приоритетная из этих форм – помещение
детей-сирот в специально подготовленные семьи на короткое или длительное
время (патронатное воспитание). Резюмируя все
приведенные данные, считаю: если и дальше продолжать делать ставку на
плохое, безобразное в детских домах, да и в самих детях, то
ситуация долго будет оставаться неизменной, а именно такой, какой мы её
прогнозируем. Только вот детям от этого не легче. Изменить ситуацию может
только восхождение взрослого к ценностям детской жизни. В дальнейшие планы
реформирования интернатной системы входит закрытие всех детских домов и
приютов. Очевидно, в стране останутся лишь дома для несовершеннолетних
инвалидов. Реструктуризация системы должна осуществиться в течение 10 лет.
Тем самым государство решило полностью переложить ответственность за
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на плечи своих
граждан. Экспериментировать на
детях – это всё-таки большой риск. Вспоминаю разговор с Антоном Семёновичем
Калабалиным на тему семейного устройства детей из детских домов. Вот о чём он
поведал: «Нет, я не против детских домов семейного типа и патронатного
воспитания. Но считаю, безоговорочно радуется этому только тот, у кого нет
опыта практической педагогики.
Предлагая новые формы жизнеустройства детей-сирот, надо быть уверенными, что
всё продумано до конца. Надо видеть перспективу на несколько лет вперед. Если
мы где-то напортачили, что-то не предусмотрели – это обернётся сломанными
детскими судьбами. Надо видеть, какие глаза бывают у детей, если усыновители
или опекуны возвращают их в детдом: они уже ни во что не верят, они
разочарованы. Это глубокая душевная травма на всю жизнь». Нам понятна озабоченность А.С. Калабалина,
увидевшего опасность необдуманного тиражирования заимствованного опыта.
Воспитание сирот – дело тонкое и деликатное, где педагог, как врач, прежде
всего должен следовать девизу: «Не навреди!». |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Научно-методические
рекомендации участникам конкурса «Каким должен быть детский дом сегодня?» Несмотря на меры, которые
предпринимают государственные органы власти, положение детей в Российской
Федерации сегодня характеризуется как кризисное. Среди
деструктивных факторов «трудного» детства главенствуют безнадзорность,
безродность, обезличенность, т.е. то, что А.С. Макаренко называл
«концентрированным детским горем». Поэтому
мы должны научиться защищать детей,
способствовать их позитивному развитию. И именно эта цель стоит перед
организаторами конкурса «Каким должен быть детский дом сегодня?», которая
сформулирована так: выявление, поддержка и трансляция инновационного
реабилитационно-педагогического опыта организаций для детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, в условиях реформирования их
деятельности. Задачи конкурса: - анализ и
обобщение результатов инновационной деятельности организаций для детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей; - выявление новых функций организации для детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей, по реабилитации и социальной
адаптации воспитанников; - анализ методик
воспитания, развития и сопровождения воспитанников организаций для
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; - выявление и
трансляция инновационного реабилитационно-педагогического опыта деятельности
организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; - создание сети
детских интернатных учреждений, работающих в инновационном режиме. Конкурс проводится по
таким номинациям: - инновационные
воспитательные и реабилитационно-педагогические методики работы организаций
для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; - проект создания реабилитационного
пространства в организации для
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; - эффективные схемы
межведомственного взаимодействия по сопровождению и социальной адаптации
выпускника. В конкурсе могут
принять участие организации для детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей, всех видов, органы опеки и
попечительства, органы, осуществляющие
управление в сфере образования, органы управления здравоохранением,
органы социальной защиты населения и иные органы, организации и службы,
осуществляющие взаимодействие по реабилитации и сопровождению воспитанников и
выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей. Представленная на
конкурс работа должна содержать: - титульный
лист с указанием наименования образовательного учреждения, наименования
работы, фамилии, имени, отчества, должности автора (авторов); - аннотацию,
дающую общую характеристику конкурсных материалов; - введение,
раскрывающее цели и задачи работы, её актуальность, условия реализации; -
содержательную часть (разработка с приложениями). Материалы, представленные на
конкурс, должны соответствовать теме конкурса; срокам его проведения;
отвечать Требованиям организации деятельности организации для детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей; не противоречить общепризнанным
научным фактам, этическим нормам и нормативно-правовым актам в области
образования и защиты детства. Представленные на
конкурс работы - проекты, программы, концепции, технологии рассматриваются
жюри для выявления прогрессивных идей и опыта реабилитационно-педагогической
работы. К участию в конкурсе допускаются работы,
оформленные в соответствии с требованиями, установленными Положением о
конкурсе (на сайте ФИРО: www.firo.ru). В связи с этим присланные материалы
должны отражать суть предлагаемых инноваций, а также: 1. Обоснование актуальности
проекта. 2. Объект и предмет преобразования. 3. Цели и задачи проекта. 4. На какой стадии находится
реализация проекта. 5. Механизм реализации, в том
числе: - инфраструктурные решения; - создаваемые (используемые)
технологии и практики; - способы и средства
институализации деятельности в рамках проекта. 6. Ход проекта (план мероприятий). 7. Необходимые ресурсы. 8. Ожидаемые результаты. Экспертиза проводится
на основе критериев, установленных Положением о конкурсе. Эксперты,
ознакомившись с текстом, должны получить максимально полные представления о
замысле автора или авторского коллектива, определить суть новаторских
преобразований. Например: если
проектируется инновационное образовательное учреждение для детей-сирот, то
должна быть дана характеристика, которая позволит понять, почему оно является
учреждением нового типа, что подтверждает его инновационность, а также суть
идей, явлений, отдельных элементов преобразований. В заключение экспертная
комиссия делает выводы по каждой принятой на конкурс инновационный разработке
и представляет данный материал в Оргкомитет конкурса. Ключевые понятия · Под инновационной деятельностью
в образовании понимается научно-исследовательская деятельность и внедрение её
результатов в образовательные учреждения, освоение образцов новой образовательной практики и
формирование культуры инноваций. · Миссия образовательного учреждения включает формулировку и обоснование
систематизирующей педагогической идеи деятельности коллектива, принципы и
стратегические цели её реализации. · Стратегические цели – основные направления деятельности учреждения,
ведущие к реализации миссии. Они должны: - определять направление
деятельности; -
быть нацелены на конкретные результаты; -
быть реалистичными и достижимыми. · Тактическая задача – детализированный
план конкретных действий (шагов) по достижению стратегической цели. Она
должна быть: - конкретной; -
измеряемой; -
направленной на конкретное действие; -
реалистичной; -
учитывающей время и ресурсы. · Проект – это
совокупность мероприятий, которая осуществляется с целью достижения
поставленных целей в рамках установленного бюджета, графика и качественных
показателей. Обоснования
необходимости проекта: - показать
логическую связь задач, выполняемых учреждением с проблемами, которые вы
собираетесь решить; -
чётко определить проблемы, над решением которых вы собираетесь работать; -
удостовериться в том, что поставленная задача
выполнима, то есть для её решения в установленные сроки есть
необходимые ресурсы; -
подтвердить наличие проблемы с помощью дополнительных материалов –
статистических данных, групповых заявлений, частных писем и др. Реабилитационно-педагогический контекст проекта Реабилитационное образование –
интегральная область знаний и практики по восстановлению и развитию
потенциала детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Модули: · Преодоление деструктивных факторов детства:
безнадзорности, беспризорности, безродности и обезличенности. · Преемственность с отечественным
реабилитационно-педагогическим опытом. · Формирование осмысленных укладов
жизни детей в условиях детского дома (интерната). · Восстановление у растущего человека
определённых качеств и способностей, жизненных целеустремлений. · Восстановление адаптивных свойств у
ребёнка-сироты. · Восстановление и развитие общеучебных умений
и навыков, способности к волевому усилию. · Популяризация здорового образа
жизни. · Восстановление прав, статуса,
здоровья, дееспособности человека. Реабилитационная
педагогика –
междисциплинарная область научного знания с педагогической составляющей:
восстановление полноценной духовной жизни растущего человека в соответствии с
его индивидуальностью, доведение его до состояния нормы в условиях жизнеспособной
со-бытийной общности взрослых и детей. Модули: · Осуществление программы
реабилитационно-педагогической деятельности в интернатном учреждении,
направленной на реализацию поставленных целей и задач. · Признание воспитанника субъектом
педагогической реабилитации. · Образование детско-взрослых
общностей как естественной реабилитационной среды нормального развития. · Установление значимых связей
воспитанника с миром окружающих его людей через «встречу» и соучастие. · Формирование позитивного отношения
воспитанника к окружающей действительности (к дому, к людям, к себе, к учёбе, к труду и др.). Воспитательная
педагогика – это
целостный и разнообразный комплекс взаимоотношений ребёнка с внешним миром и
те изменения, которые происходят под влиянием этих взаимоотношений. Прежде
всего – это Программа человеческой личности – становление собственно человеческого в человеке. Модули: · Воспитание посредством уважения уникальности
и своеобразия каждого ребёнка, подростка, молодого человека, создание условий для его творческого
самовыражения. · Создание в учреждениях психологической
атмосферы, способствующей содружеству и сотворчеству в совместной
деятельности детей и взрослых. · Возрождение культурных традиций и духовных
ценностей семьи, укрепление её нравственных начал, значимости приоритета воспитания детей. · Педагогизация среды, т.е. создание
условий при которых её стихийное влияние станет минимальным; подготовка детей
к встрече со множеством сред в рамках организованных влияний и педагогической
рефлексии (осознание себя, своих действий). · Построение возрастных нормативов
развития ребёнка-сироты на разных ступенях образования. · Возрождение педагогики продуктивной
занятости детей. Социальная педагогика –
усвоение социальных норм и ценностей, на основе которых формируются
социально-значимые черты личности и способность быть субъектом собственной
жизнедеятельности. Модули: - Психолого-педагогическая
поддержка подростка при вхождении в
сложный мир социальных связей и отношений. - Снятие кризисных состояний,
формирующихся под влиянием искажённых семейных отношений. - Преодоление акцентуаций
характера, провоцирующих конфликты. - Активизация процессов позитивной
социализации детей. - Профилактика негативных тенденций
социального развития. - Предупреждение экстремистского
поведения детей и подростков, выражающегося в антиобщественных поступках. - Подход к воспитаннику, говоря
словами Макаренко, с «оптимистической гипотезой», создание условий для
возрождения лучшего в нём. Принципиально важным компонентом при
проведении реабилитационной работы является не сама работа с дефектом, а
умение педагога работать с человеком в целом.
Если жизнь ребёнка или
подростка с особенностями развития (независимо от отягчающих факторов) педагогически организована и наполнена
здоровым детством, то возрастают и возможности восстановить утраченные им
жизненные смыслы. Журнал «Социальная
педагогика», № 6, |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
||