|
|
|
|
|
|
|
директор Центра
внешкольной работы им. А.С. Макаренко, старший научный
сотрудник отдела реабилитационного
образования Федерального института
развития образования, кандидат педагогических
наук Каким должен быть детский дом сегодня? (часть 1) Москва 2010 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Один из самых актуальных и широко обсуждаемых вопросов сегодня:
форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Одни специалисты высказывают мнение, что необходимо развивать только семейные
формы устройства детей-сирот (опека, попечительство, усыновление или
удочерение), а детские дома закрыть или перепрофилировать в службы
сопровождения замещающих семей. Другие считают, что сегодня нельзя
противопоставлять семейные формы интернатной. Эти две сферы, учитывая кризис,
в котором находится современная российская семья, должны развиваться параллельно
друг другу. Ключевые слова:
государственные учреждения для детей-сирот, необходимость преодоления
«комплекса сироты», готовность педагога к работе с детьми-сиротами,
реабилитационная педагогика, совместная педагогика, детские дома семейного
типа, патронатное устройство детей-сирот, опыт А.С. Макаренко. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В современной России самой
распространённой формой призрения детей, оставшихся без семьи и лишившихся родительского
попечения, остаются учреждения интернатного типа. Однако мы продолжаем искать
альтернативу государственным учреждениям, потому что ребёнку «даже в самом
хорошем детдоме не будет так же хорошо, как с папой и мамой» (П.Астахов). Традиционная форма воспитания
ребёнка-сироты в «обычном» детском доме «признаётся сегодня неадекватной
потребностям развития детей» - такова убедительная точка зрения тех учёных,
которые доказывают негативные
последствия институционального воспитания. Основная их установка:
воспитывающиеся в сиротских учреждениях дети отстают от своих сверстников по
основным показателям интеллектуального, эмоционального и социального
развития… Лишённые опыта семейной
жизни и семейной поддержки, они испытывают огромные трудности при последующей
адаптации «к широкому социуму» (В.К. Зарецкий, М.О. Дубровская и др.). В
связи с этим детским домам выдаются
самые жёсткие характеристики: «детдом – знак беды», «детдом – тюрьма, зона
для невинных детей», «детдомовец» - клеймо по жизни», «заведение, где детей
не развивают, а «консервируют» в четырёх стенах», «детские дома хорошими быть
не могут» и т.п. И постоянно приводятся устрашающие цифры: 40 % детдомовских
детей совершают преступления, 40 % становятся алкоголиками и наркоманами, 10 %
кончают жизнь самоубийством… Но зададимся вопросом: можно ли решить
проблему сиротства в России путём ликвидации детских домов? По укладу
жизнеустройства и характеру жизнедеятельности детские дома и интернаты у нас
разные. И это хорошо. Благополучие Дома определяется тем, насколько ребёнок
обеспечен вниманием, заботой,
человеческим теплом и защитой со стороны взрослых, устроителей домашнего
очага. В основе такого опыта лежит педагогика, способная «наполнить любое скопление
детворы чувствами отца и матери» (С.А. Калабалин). Такую «со-бытийную»
педагогику в действии мне пришлось ощутить на себе, будучи воспитанником Клемёновского детского дома, где работали
ученики и наследники педагогических идей А.С. Макаренко – Семён Афанасьевич и
Галина Константиновна Калабалины. По сути, это педагогика Отца и Матери
детского дома: директор – хозяин Дома, а значит в ответе за всех и за каждого
в отдельности. Воспитательница – духовная наставница детей, для каждого
ребёнка – олицетворённая любовь. При таких условиях детский дом приобретает
иной смысл: не «казённый дом», а храм, несущий в мир детства любовь, добро и
красоту. Установленный
педагогами своеобразный «домострой» не только определял жизнь детского
учреждения, но и ставил воспитанника в позицию активного соучастника и
созидателя новых условий жизнедеятельности, а не просто потребителя,
иждивенца. Правила домашнего
устройства и нормы поведения принимались всеми обитателями Дома, что
обеспечивало им хозяйственный и педагогический успех. «Домострой» обязывал
культивировать труд как главную ценность и смысл жизнеустройства. И это
давало возможность привить детям такие социально-значимые качества, как
трудолюбие, стремление к самостоятельности, отвращение к праздности,
тунеядству и лени, а также создавать здоровое детское сообщество, т.е. то,
без чего ребёнок не может полноценно развиваться. К сожалению,
существующая сегодня интернатная система – не лучшая среда обитания для
обездоленных детей. Но это не основание для
оскорблений в адрес Дома, где живут и растут дети без попечения
родителей, без определённого места жительства – те дети, которых мы привычно
называем «социальные сироты», число которых непрерывно растёт. Детские дома и
интернаты относятся к системе государственных учреждений. Дети знают, что их
здесь накормят и оденут – государство обязано. В какой-то степени считаться
сиротой оказывается делом выгодным. Умело представляйся сиротой и получай
дивиденды на все случаи жизненных невзгод: деньги, жалость, сочувствие,
сострадание, оправдание лени и безответственности… Вывод: статус
государственного учреждения должен быть чётко задан и соответствовать своему
названию, а дети, по сути, должны стать «государевыми детьми». Опыт
педагогов Калабалиных подтверждает, что
«комплекс сироты» преодолевается созданием педагогически насыщенных
условий нормального развития, выстраиванием позитивных отношений и связей
детей и взрослых в детском учреждении, способствующих коррекции
психологических травм ребёнка (подростка). Существует и такое мнение
педагогов-практиков: беды детдомовцев
обусловлены не тем, что они принадлежат сиротскому учреждению, а
«самим явлением сиротства и сложившейся системой общественного воспитания».
На мой взгляд, эта позиция - достаточно противоречива. Давно пора отказаться от старых
идеологических установок и ориентироваться на общечеловеческие ценности,
среди которых воспитание и образование выдвигаются сегодня на первое место.
При этом меняется и роль взрослого: время требует от педагога
профессиональной готовности к работе с детьми-сиротами в условиях совместного
бытия, где и происходит становление
личности в процессе саморазвития, самовоспитания, самореабилитации. Так
считает и бывший воспитанник Загорского детского дома, а ныне доктор психологических наук, профессор А.В.
Суворов: «...сиротство – это детская и подростковая недолюбленность (и вообще
нелюбленность). Это незащищённость, прозябание на жутких социальных
сквозняках». И в таком понимании явление сиротства – весьма широкое,
многогранное, охватывающее в нынешних российских социальных джунглях, в той
или иной форме, почти всех ребят. За десятилетия дружбы с
детьми и подростками, да и осмысливая собственное детство, я выделил для себя
пять видов или форм сиротства: Собственно сироты: дети, чьи родители умерли. «Лишенцы»: дети, чьи родители почему-либо лишены родительских прав. «Отказники»: дети, чьи родители сами отказались от своих родительских
прав. Интернатские дети: дети, воспитывающиеся в интернате далеко от родителей,
так что родители не могут участвовать в их воспитании. Встречаются такие
сироты со своими родителями редко, например, раз в год во время летних
каникул. Домашние сироты: родителей полный «комплект», и ребёнок живёт с ними, но
им почему-либо не до ребёнка. Родители и дети, в лучшем случае, чужие друг
другу люди, а в худшем – находятся в антагонистических отношениях. В любом случае
сиротство – это детское одиночество. Оно может вынудить подрастающего
человека к самозащите – спасаясь от
одиночества, он уединяется для интенсивного труда души, продолжая
саморазвиваться, зачастую ускоренными темпами. Если же механизмы самозащиты
не вырабатываются, сиротство, как и всякое одиночество, может привести к
глубокому недоразвитию личности. Совместной
педагогикой я
назвал в своих работах совместное воспитание самых различных ребят –
инвалидов и относительно здоровых, сирот и относительно домашних. Если ребята
регулярно встречаются или какое-то время живут вместе, они учатся понимать
друг друга, приобретают адекватное представление о возможностях друг друга,
избавляясь от предубеждений, учатся друг другу помогать – и понимают, что
даже самый, казалось бы, беспомощный инвалид в чём-то может помочь даже
самому «нормальному». Такой совместно-педагогической работой в России
занимается немало детских общественных организаций: маленьких, варящихся в
собственном соку, и крупных, объединяющих десятки маленьких. Отряды
милосердия и клубы общения в Детских орденах милосердия, отряды добрых дел в
организации «Взаимопомощь», ассоциация педагогически ориентированных клубов
ЮНЕСКО «Солнечная сторона»… Список организаций, занимающихся исключительно
совместной педагогикой или включающих её в себя как одно из направлений
деятельности, можно продолжать и продолжать. Совместная педагогика –
при условии полной реализации её гуманистического потенциала - «может решить
проблему сиротства радикально, защитить ребёнка от социальных сквозняков, тем
самым уничтожить сиротство по существу». Эта принципиальная позиция А.В. Суворова на устранение или
облегчение сиротства как явления совпадает с нашей. Проблема восстановления полноценного
детства педагогическими средствами в детских сиротских учреждениях всё ещё
остается нерешённой. Организующим фактором социокультурных и
реабилитационных преобразований в интернатной системе «должна стать
совершенно ясная педагогическая программа, причём перспективная» (А.С.
Макаренко), способная увлечь и
захватить детей, подействовать на их чувства и вызвать заинтересованность и
желание к хорошим переменам в их жизни.
В настоящий момент роль педагогики и её важнейшей составляющей – реабилитационной педагогики
повсеместно вызывает к себе интерес специалистов общеобразовательных
учреждений, детских домов, школ-интернатов, спецшкол для детей и подростков с
девиантным поведением и др.
Реабилитационная педагогика
рассматривается нами как междисциплинарная область научного знания с
педагогической составляющей: восстановление полноценной духовной жизни
растущего человека в соответствии с его индивидуальностью, доведение его до
состояния нормы в условиях жизнеспособной со-бытийной общности взрослых и
детей. Принципиально важным компонентом при проведении реабилитационной работы является не сама работа с дефектом (что часто предлагается), а умение педагога работать с человеком в целом, имеющим отклоняющиеся от нормы особенности развития. Выявленный нами опыт детских домов показывает, что можно создать условия нормального развития для любого растущего человека, независимо от его отягчающих факторов (особенностей), если сама жизнь ребёнка или подростка педагогически организована и наполнена здоровым детством, восстанавливающим жизненный смысл. Педагогическое
и реабилитационное сопровождение ребёнка, оставшегося без семьи, в условиях
интерната – дело сложное и деликатное, где педагог, как и врач, прежде всего,
должен следовать девизу: «Не навреди!» Детство детдомовца окутано многими тайнами и отсюда подчас несбыточное желание познать свои корни родства, свою природу, свои родники, историю… Идеалы, освобождённые от элементов иллюзорности, свойственной юности, становятся у него ориентиром в практической деятельности. Здесь, прежде всего, вырастает потребность в дружбе со сверстниками и, особенно со взрослыми, ибо их связывает не только необходимость, но и понимание того, что ты со всеми вместе, как одна семья. Пределом детства считается срок, необходимый для того, чтобы сформировалась зрелая личность, обладающая социальной ответственностью, способная к решению социальных и личностных проблем, встающих на жизненном пути. Переломные этапы в жизни общества драматизируют жизнь детства. В такие периоды особенно ярко заявляет о себе потребность в специалистах, осуществляющих реабилитацию ребёнка, защиту его прав на образование и развитие, на нормальное полноценное детство. «Мастерство воспитателя… - это специальность, которой надо учить, как надо учить врача его мастерству, как надо учить музыканта» (А.С. Макаренко). Особенности реабилитационной деятельности педагога-воспитателя (реабилитатора) в образовательном интернатном учреждении определяются организационными условиями реабилитационно-педагогического процесса, направленного на восстановление нормальной жизнедеятельности воспитанника. Такой подход в реабилитации предлагает видеть растущего человека не с позиции его трудностей, характеризующих его, а предполагает проектирование позитивного в человеке, постоянном утверждении его возможностей и достоинств, его веры в себя. В результате такого подхода происходит переосмысление ценностей, изменение отношений воспитанника к другим людям, к детскому сообществу, к себе в системе выполняемых им функций и ролей. В наше время «воспитатель» всего лишь должность в интернатах или спецучреждениях и вовсе не специалист-профессионал, способный решать проблемы детей и подростков на профессиональном уровне. Сегодня ни один вуз страны не ведёт подготовку специалистов, которые могли бы профессионально заниматься воспитательной работой. Каждая человеческая индивидуальность, с которой имеет дело воспитатель – это, в определённой мере, глубоко своеобразный, но творческий труд, мир мыслей, чувств, интересов и профессиональных умений. Признание приоритетности устройства ребёнка, лишившегося родительского попечительства, в семью, а не в интернатное учреждение, получает сегодня всё большее распространение. В связи с этим поступают предложения разукрупнить интернатные учреждения и создать в них условия, приближенные к семейным. Но стремление приблизить условия интерната к семье без учёта особенностей бытия детей в учреждениях закрытого типа часто приводят к отрицательным последствиям. В частности, многие воспитатели из самых лучших побуждений пытаются строить отношения с детьми «как в семье», приветствуют, что их называют «мамами». Такие отношения нередко имеют внешний, показной, характер. По сути дела происходит имитация «семейных связей и отношений», что в дальнейшем приводит к глубокой душевной травме. Нельзя насильственно навязывать то, что не может принять ребёнок - «искусственные семейные отношения», предложенные взрослыми в своих интересах. Незыблемо право ребёнка любить и защищать свой дом, свою семью.
Обязанность взрослых: уважать эту любовь, в условиях трудной жизненной
ситуации оказывать детям необходимую помощь. И если родственные связи могут
возродиться, то интернатное учреждение обязано приложить все силы, чтобы
этому способствовать. В последнее
время в России по аналогам мирового опыта появилась альтернативная
интернатным учреждениям форма призрения и реабилитации детей, лишённых родительского
попечения, - патронатное воспитание. Это некий синтез фостеровской модели
(Англия) и опекунской системы (США). В современных условиях этот путь
социально-педагогической реабилитации ребёнка-сироты получил широкое
признание в виде модели замещающей семейной заботы. Ребёнка из детского дома
забирает на воспитание семья, но не навсегда, а на время, определённое в
договоре. По желанию ребёнка договор может быть расторгнут. Тогда ребёнок
снова возвращается в детский дом, где он находится до тех пор, пока ему не
подберут новую семью. Патронатный
воспитатель отвечает за жизнь и здоровье ребёнка в период проживания ребёнка
в его семье. Детский дом осуществляет функции опекуна: оформляет
родителя-воспитателя на работу, выплачивает ему ежемесячное пособие на
ребёнка и следит за соблюдением сторонами своих обязанностей. Понимая, что
ребёнок находится в семье временно,
приёмные родители-воспитатели должны уметь подготовить себя, своих детей и
воспитанника к расставанию, которое неизбежно. На протяжении жизни в
патронатной семье они помогают поддерживать контакт с его семьёй и
способствовать подготовке ребёнка к возвращению в родную семью, либо к жизни
в семье, где он будет усыновлён, либо к взрослой жизни. Однако и эта модель
не спасает ребёнка от всех тех проблем, с которыми он сталкивается. Факты свидетельствуют, что и в этой сфере у нас
далеко ещё не всё благополучно. Федерального закона о патронатной семье до
сих пор нет. Многие кандидаты, беря детей из детского дома, рассчитывают
решить тем самым собственные проблемы, такие как личная неустроенность,
одиночество, последствия неудач и трагедий. А дети в таких ситуациях становятся
лишь средством для решения этих проблем. Наше исследование показало, что существуют разнообразные подходы к преодолению сиротства. В последние годы наблюдается дифференциация интернатных учреждений. Идёт активный поиск вариативных подходов к педагогической работе, в большей степени стали учитываться конкретные интересы, нужды и желания детей, возникает понимание необходимости глубоких реформ интернатной системы, приближения её к условиям жизни в семье или к условиям совместного бытия детей и взрослых с устойчивыми связями и отношениями, сложившимися нормами и ценностями. Если воспитанник испытывает эмоциональное благополучие в сообществе равноценных и близких ему людей, то их ценности и нормы воспринимаются как свои собственные, а любая потеря или жизненная неустроенность воспитанника не означает для него одно лишь лишение, а становится активным побудителем к конструктивным переменам и преодолению. В связи с этим уместно вспомнить и опыт А.С. Макаренко, который показал нам образец спасения «трудного» детства и доведения его до нормы в труднейшее для них, да и для общества, время. Но Антон Семёнович предлагает нам и другой путь преодоления сиротства. Предлагаю вашему вниманию малоизвестные материалы великого нашего соотечественника. А.С. Макаренко: «Надо
организовать в семье не только отношение между равными, но и отношения между слабыми и сильными –
маленькими и большими, а это не так просто… Мы знали одну очень
интересную и поучительную в этом отношении семью до революции. Некий
Илинский, по профессии учитель, овдовел, у него осталось четверо детей –
старшей дочери было девять лет, младшему сыну – полтора года. Илинский много
пережил, трудно ему было с малыми детьми, без матери. Потом он создал себе
очень своеобразную семью: трое детей
его умершей сестры, круглые сироты, жили с одинокой вдовой тётей – старшей
сестрой Илинского. Кроме того, было ещё двое круглых сирот – родственников
жены Илинского. Всё это были дети приблизительно одинакового возраста. Вот он
и взял всех этих детей и свою сестру к себе. Получилась очень сложная семья,
где было девять детей. Дети были из разных семей, с разными традициями и
навыками, с разными фамилиями. Илинский и его сестра Елена Ивановна очень
любили друг друга и уважали, в их отношениях было то настоящее, искреннее
джентльменство, которое необходимо в общежитии. В этой семье между взрослыми
никогда не было ссор, так называемых сцен. Отцу Илинскому было очень нелегко
прокормить, одеть и обуть весь этот своеобразный детский дом, а Елена
Ивановна много и тяжело работала, обшивая, кормя и воспитывая всю эту
девятку. Но ей всегда помогали мальчики и девочки. Девочек было три и к ним
было несколько подчёркнуто-нежное отношение – так относился к ним Илинский.
Вся эта разнородная семья жила дружно. Дети, а потом и юноши и взрослые нежно
и по-братски любили друг друга, и никто никогда не думал, которые дети свои,
которые чужие. Не было в этой семье ссор, раздоров, зависти. Члены этой семьи
стали впоследствии прекрасными семьянинами, это умение жить без ссор и
конфликтов они передали своим детям. Получилась своеобразная
«наследственность» положительных характеров и
это надо создать в каждой советской семье. Ведь очевидно, что в семье
Илинского было гораздо больше динамитных свойств, чем в семьях, где живут
родные братья и сестры». (Макаренко советует родителям. Из архива выдающегося
педагога. Составитель сборника Долгин Е.С. М.: «Знание», 1970. С.10-11.) Чтобы выявить
эффективные способы реабилитационно-педагогической работы с детьми-сиротами в
условиях государственного учреждения интернатного типа, мы планируем провести
конкурс инновационных проектов по теме: «Каким
должен быть детский дом сегодня?». Об условиях проведения этого конкурса
мы сообщим в следующих номерах журнала. Журнал
«Социальная педагогика», № 4, |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
||