Памяти Г. В. ГАСИЛОВА

«Учительская газета», 1991

 

Есть люди, для которых смерть всегда бывает преждевременной. Таким был Г. В. Гасилов — один из самых ярких и талантливых педагогов России. Трудно его представить вне самой жизни. Всегда в движении, убеждая, доказывая, он пробивал самые неприступные чиновничьи бастионы, если дело касалось народного образования. Он был человеком дела, талантливым организатором, прекрасным оратором.

Георгий Васильевич — один из зачинателей движения культпоходов за ликвидацию неграмотности в 1928 г., организатор борьбы с детской беспризорностью, директор детских домов на станции «Правда» и в городе Воскресенске. Восемнадцать лет он заведовал Москворецким и Советским районными отделами народного образования города Москвы. Вся его жизнь — это вечный педагогический поиск. Он не терпел скуки, установившихся стандартов, не укладывался в рамки спокойной жизни. Он был рождён для жизни бурной, ломающей, крушащей всё закостеневшее и отжившее.

Он мог увлечь всех новой идеей, вести за собой людей. А идей таких было превеликое множество. Это он первый открыл в районе школу с продлённым днём. Воспитательная система немыслима без производительного труда — твёрдое убеждение Георгия Васильевича, и он вводит в школу района производительный труд, строит завод «Чайка», организует ученические участки на предприятиях.

Воспитательный процесс непрерывен, летом каждая школа должна иметь свой лагерь — таково .было убеждение Георгия Васильевича. И Пестовское водохранилище оглашается звоном детских голосов, выстраивается целый палаточный городок. Школы имеют свой парусный флот, устраиваются спортивные соревнования, шлюпочные походы, ребята работают на колхозных полях.

Последние 15 лет своей жизни Георгий Васильевич посвящает разработке идеи разновозрастных отрядов по месту жительства, что дало возможность резко сократить детскую преступность.

Георгий Васильевич — заслуженный учитель школы РСФСР, награждён орденами и медалями СССР, медалью Н. К. Крупской. Он не имел официальных учёных званий, но он был «народным академиком», как звали его все работающие с ним.

Он обладал непревзойдённым педагогическим авторитетом среди учительства и пользовался благодарной любовью своих воспитанников. Осиротели на земле уже немолодые, седые его ученики, которым он служил правдой и верой до последнего своего вздоха. Долгая память ему и вечная любовь.

Группа товарищей, «Учительская газета».