|
К оглавлению
«Альманаха Макаренко» № 2, 2009 (с. 9-13) |
|
|
|
|
|
В XXI веке педагогика
А.С.Макаренко нужна нам, как
никогда В.И.Слободчиков (завершение статьи – выделено нами) <…> И в этом смысле, принципиально ошибочным и профанирующим в
советской педагогике было сведение всей грандиозности
социально-педагогического опыта А.С. Макаренко только к педагогическим
технологиям, к методическому инструментарию, применимым к тому же только в работе с беспризорными и малолетними правонарушителями. Педагогика
Макаренко — это не описание того, что есть, не
рецептурный справочник, не набор технических отмычек для разных
педагогических задачек. Это — осмысленный, содержательно насыщенный образ
такой жизни, которая должна быть одновременно выверенной программой
деятельности по воплощению этого образа. И если уж использовать словечко
«технология», то прежде всего это гуманитарная технология, технология
построения антропологической практики, практики построения условий
выращивания, становления и развития собственно человеческого в человеке. До сегодняшнего дня мы всё ещё имеем дело с плохо прочитанным
и плохо понятым Макаренко. Наши западные
коллеги делают это более успешно. Ещё ждёт своего часа сочувственное
внимание к наследию А.С. Макаренко, в котором он раскроется и как гениальный
педагог, и как блестящий социальный психолог, и как теоретик педагогической
антропологии. Мы живём в такое время, когда нужно
очень трезво относиться к своему прошлому. Трезвое отношение — это профессиональное отношение. Кроме
макаренколюбов, нам нужны профессионалы-макаренковеды. Надо принять это в
качестве задачи и действовать в этом направлении. Тогда Макаренко найдёт своё
место в новом временном пространстве. И будем помнить: тот, кто выбирает
стратегию выживания, непременно погибнет. Будет жить тот, кто выберет
стратегию жизни. |
|
|
К оглавлению
«Альманаха Макаренко» № 2, 2009 |
|