К оглавлению «Альманаха Макаренко» № 2, 2009

 

 

 

 

ПЕДАГОГИКА ДЕЛА: возвращаем утраченное

 

Умение воспитывать - это всё-таки искусство, такое же искусство, как хорошо играть на скрипке или рояле, хорошо писать картины, был. хорошим фрезеровщиком или токарем...» (А.С. Макаренко). Пора нам, наконец, понять, что Макаренковское педагогическое наследие — кладезь наших воспитательных возможностей. В отличие от других классиков педагогики он целиком посвятил себя исследованию воспитания, пытаясь привести воспитание в точное соответствие с развитием общества, а педагогическую мысль сделать мощным фактором ускорения социально-экономического прогресса. Великий педагог являлся сторонником того, что педагогика могла бы «обгонять общество в его человеческом творчестве», и успешно делал то, что по-настоящему не осознано даже в современных условиях: расширял предмет педагогики и сферу воспитания, отчётливо видел их роль в процессе человека и общества.

Наша действительность подтверждает прогнозирование педагога-оптимиста. Так, мировая практика свидетельствует, что и само общество, и экономика могут успешно развиваться на определённых педагогических началах. К сожалению, передовая педагогическая мысль не получила в нашей стране приоритета на инновационную деятельность. Нелёгкие времена переживает педагогика сегодня. Деградация культуры и широко распространившаяся безнравственность и бездуховность в мире человека ведут страну на грань опасных социальных последствий. Профессор философии Ю А Шрейдер в своих заметках отмечает: «Самая страшная из грозящих нам катастроф — это не столько атомная, тепловая и тому подобные варианты физического уничтожения человека на Земле, сколько антропологическая — уничтожение человеческого в человеке».

Об этом с болью говорит и митрополит Владимир: «Юные души не получают противоядие от нравственного растления. И всё это будет продолжаться, пока воспитание в России подменяется антивоспитанием...». Налицо творческий паралич самой педагогики. Чтобы противостоять натиску бездуховности и безнравственности, нам необходимо предпринять срочные превентивные меры. Одна из них: сложная и трудная задача педагогического преобразования - нравственная и духовная реабилитация человека.

В самом деле, человек начинается только тогда, когда он научается преодолевать свою естественность, самообуздывает свои инстинкты. Мы являемся обладателями уникального, бесценного достояния — нашего педагогического наследия. Главный педагогический урок, оставленный нам великими предками, определяется так: «Человек — есть предмет воспитания, а миссия педагогики — есть искусство делать человека нравственным». Нравственность — это, прежде всего, воспитанные чувства, а также знания о нормах бытия, которые складываются между достойно живущими людьми. И человеческое достоинство формируется из представлений о своём жизненном предназначении, о том, «что такое хорошо и что такое плохо».

Удручающая ситуация сложилась в практике образования с трудовым и производственным воспитанием: нежелание и неумение трудиться наличествуют у большинства детей и подростков. Элементарно организовать собственный труд становится непосильным для многих. Воспитание трудолюбия отсутствует в школе и семье. Педагогические преобразования требуются и здесь.

Ядром этого преобразования стал коллектив редакции журнала «Народное образование» и «Макаренковская ассоциация», возрождая в России Педагогику Дела.

Педагогика Дела — это педагогика, которая воспитывает в человеке потребность в труде и, самое главное, способность трудиться. Производственное воспитание — живительная сила Педагогики Дела, потому «что труд детей на производстве открывает многие воспитательные пути». (АС Макаренко). Уникальный опыт воспитания детей через производственный труд сегодня приобретает всё большую значимость, о чём свидетельствует возросшее число участников ежегодного Макаренковского конкурса среди школ-хозяйств и школ-производств. Опыт показывает: в образовательных учреждениях, где введён производственный труд, у ребят складываются особые отношения к труду, формируется трудовая культура, определяется интерес к выбору профессии. Само производство обеспечивает им наиболее благоприятные возможности к самореализации своих способностей, умения работать производительно, сравнивать и оценивать результаты совместного труда и многое другое.

Рассуждения сегодня об устарелости воспитательной педагогики А.С. Макаренко — выдумка тех, кто ищет более лёгкие пути «воспитывающей деятельности через досуговые мероприятия». Воспитанники Антона Семёновича проходили суровую школу жизни и приобретали привычку к труду, учились самостоятельности мышления не столько на уроках, сколько в реальной трудовой жизни.

В результате в 12-15 лет они уже имели развитое экономическое мышление, знали механизм хозрасчёта, что такое самоокупаемость производства и бригадный подряд. Самое интересное, они упражнялись в демократических выборах директора предприятия из состава своего коллектива, на практике убеждаясь в преимуществах разумного сочетания народовластия с единоначалием. Принципы демократии для них были не декларацией, а образом жизни.

Общеизвестно: не всякий труд таит в себе педагогическое содержание. Труд вообще не является воспитательным средством, считал Антон Семёнович. Воспитательным средством является такой труд, который организован определённым образом, с определённой целью, который является частью учебно-воспитательной работы учреждения. Вот почему значимость Педагогики Дела сегодня вновь приобретает целесообразность. Развивая туже позицию в своих научных исследованиях, А.И. Адамский (2003) отмечает следующее:

«Педагогика, если она ещё не умерла в момент ухода ребёнка в интернет-кафе, может защитить своих учеников, только пользуясь открытиями, равноценными тем, на которых строится «массовая цивилизация».

Это понимал великий педагог Антон Семёнович Макаренко, у которого дети, воры и убийцы были вовлечены в супертехнологичное производство того времени. Макаренко сделал гениальное открытие (своего рода «квантовую педагогику»), соединив потребность подростка стать частью нового мира и необходимость деятельного возращения этого подростка в нормальную человеческую жизнь...

В отчуждении ребёнка, подростка от труда и заключено начало наших бед в воспитании подрастающих поколений. Хорошо организованный труд создаёт культуру. Великолепно выполненная своими руками вещь становится источником положительных эмоций, чувства радости и душевного просветления. Бездуховность принудительного труда ведёт к душевному опустошению, оболваниванию, создаёт почву для произрастания человеческих пороков: алкоголизма, наркомании, токсикомании и преступлений всех видов. Высокоорганизованный и высокооплачиваемый производительный труд оттачивает и повышает уровень труда. Между трудом и культурой лежат главные ценности человеческого достоинства Человек ничего не выдумал лишнего — всё между трудом и культурой. Всё очень просто и в то же время сложно. Этого хотел великий педагог и этого добивался от своих воспитанников благодаря его Педагогике Дела

 

В.В. Морозов

 

 

 

 

К оглавлению «Альманаха Макаренко» № 2, 2009