|
|
|
|
|
|
МЕЖДУНАРОДНАЯ МАКАРЕНКОВСКАЯ АССОЦИАЦИЯ /INTERNATIONAL MAKARENKO’S SOCIETY
– ММА/IMS Буклет к выставке «Лучшее - детям» в |
|
|
МЕЖДУНАРОДНАЯ МАКАРЕНКОВСКАЯ
АССОЦИАЦИЯ /INTERNATIONAL MAKARENKO’S SOCIETY – ММА/IMS
возникла в 1991 году в Полтаве по инициативе исследователей
творчества А.С. Макаренко, его воспитанников, педагогов из СССР, ГДР, Китая,
Польши, США, ФРГ, Франции, Чехословакии. ММА – это: Российская макаренковская ассоциация (Москва) Украинская
ассоциация Антона Макаренко (Полтава) Итальянская
макаренковская ассоциация (Рим) Общество макаренковедов
им. Либора Пехи (Марбург-Берлин). С 2005 года имеет юридический статус межрегиональной
общественной организации педагогической общественности «МАКАРЕНКОВСКОЕ СОДРУЖЕСТВО». Наследие Антона Семёновича Макаренко
давно и заслуженно является классикой мировой педагогики. Его теоретические
открытия в области социальной педагогики и психологии, педагогической
антропологии, социологии, этики, решение новых задач эпохи с выдающимися практическими
результатами ставит его в ряд социальных реформаторов. Свидетельством
международного признания А.С. Макаренко стало решение ЮНЕСКО объявить 1988 год – годом Макаренко в связи
со 100-летием со дня его рождения. Тогда же были названы всего четыре
педагога, определившие способ педагогического мышления XX века. Это Д. Дьюи, Г. Кершенштайнер, М. Монтессори
и А. Макаренко. На «Педагогической поэме»
(1935), художественно-педагогическом манифесте, восходящем к лучшим романам
воспитания Ж.Ж. Руссо, Гёте, Л.Н. Толстого, воспитывалось несколько поколений
в нашей стране и за рубежом. Луи Арагон (Франция) писал о «Педагогической
поэме»: «…эта книга беспрецедентна…Ничто не может, не в силах остановить её
заражающего влияния, и ничто не может лишить её будущего». К 1990 году произведения
А.С. Макаренко изданы почти на всех языках Западной Европы. В странах Азии –
на арабском, бирманском, вьетнамском, иранском, китайском, корейском,
кхмерском, монгольском, турецком, японском языках, а также на языках
многочисленных народов Индии. Колония им. М. Горького
(1920-1928) и коммуна им. Ф.Э. Дзержинского (ФЭД, 1928-1935) стали символами успешного преодоления
беспризорности детей советской
эпохи. Через макаренковские
воспитательные учреждения прошло около трёх тысяч воспитанников. Ни
один из них не только не вернулся на преступный путь, но и нашёл свой смысл
жизни, свой путь. Они стали высококвалифицированными инженерами,
руководителями предприятий, боевыми командирами во время войны, достойными
тружениками и гражданами. Такой результативности не знает ни одно учреждение
пенитенциарного типа в мире. За время существования
коммуны им. Ф.Э. Дзержинского её посетили 214 делегаций. Из СССР – 87
делегаций, Германии – 37, Великобритании – 17, Франции – 16, латинской
Америки – 11, США – 8, Испании – 7, из других стран Европы и Юго-Восточной
Азии. В коммуне в составе
французских парламентариев и журналистов побывал премьер-министр Франции
господин Э. Эррио, бывший ранее министром образования в Лионе. Им оставлена
запись в книге посетителей «С моим восхищением и признательностью». Во время фашистской
оккупации на примере «Педагогической поэмы» была создана колония «Свободная
республика детей Франции» (Гренобль). Родители этих детей погибли в отрядах
движения Сопротивления. Не случайно в Всегда существовало
стремление дать афористичное определение макаренковской педагогике. Это
«педагогика здравого смысла» (М. Рощин), «педагогика жизни» (А. Фролов),
«педагогика дела» (А. Кушнир), «безрецидивная педагогика» (Т.
Кораблёва), «педагогика
ответственности» (Н. Минкина), «педагогика оптимизма/мажора», «педагогика
преодоления», «педагогика параллельного действия», «коллективистская
педагогика», «воспитательная педагогика», «синтетическая педагогика»,
«реабилитационная педагогика» (В.В. Морозов). Каждое из этих определений
отражает какую-то грань, дух, результат, метод, исток, значимость макаренковской
педагогики, вместе давая представление о мощи созданной системы. Как педагог-писатель
Макаренко стал известен при жизни, до своей преждевременной кончины в 1939
году. Однако после Второй мировой войны возросший интерес к феномену «советского человека»,
выигравшего войну, ко всей системе советского воспитания привёл к созданию в 1968 году на
философском факультете Марбургского университета лаборатории
«Макаренко-реферат» (Л.Фрёзе). Эта лаборатория, впоследствии возглавленная
доктором Хиллигом, стала безусловным лидером зарубежного макаренковедения. Его имя занесено в «Календарь великих
людей и исторических событий». В В Избранные произведения А.С. Макаренко
вышли в «Антологии гуманной педагогии», том
«Школа жизни» (1998) и в серии «Золотой фонд педагогики» (2003). За
последние годы (С.С. Невская, Москва, 2003; Спб. 2009) вышло также два
издания "Педагогической поэмы", оригинальное продолжающееся
издание произведений Макаренко в виде
учебных книг (А.А. Фролов, Е.Ю. Илалтдинова, Нижний Новгород, 2007; 2008;
2009; 2010). Издательский дом «Народное
образование» в связи со 120-летним юбилеем педагога в 2008 году начал издание
нового альманаха «Макаренко» (А.М. Кушнир), где представлены лучшие
публикации исследователей-макаренковедов, сторонников и последователей
педагога (М.В. Богуславского, Л.И. Гриценко, И.З. Гликмана, И. Гашковца, Е.Ю.
Илалтдиновой, С.Г. Карпенчук, Т.Ф. Кораблёвой, Я.Н. Левина, В.И. Максаковой,
Э. Меттини, В.Ф. Моргуна, С.С. Невской, Н.Н. Оксы, Н.Г. Санниковой, В.И.
Слободчикова, А.В. Ткаченко, Н.Н. Коршуновой, Э.Г. Шелльхаймера, А.А.
Фролова, Г. Хиллига, и др.)
На Западе наследие Макаренко
использовалось в католических монастырях, лютеранских общинах, в светских коммунах и поселениях, для
работы с маргинальной и проблемной молодёжью. Европа ценит макаренковский
опыт за ответственность, хозяйственность, рачительность, отсутствие каст
управленцев и подчиненных, за чувство собственного достоинства воспитанника,
за его сознательную гражданственность, за преодоление антисоциальных
наклонностей. В СССР и современной России были разные волны отношения к педагогике Макаренко: от
успешного применения и создания ценных
коллективов до резкой и поспешной критики. Это многие школы Украины и среди
них: Сахновская школа-комплекс (А.А. Захаренко), Богдановская школа (И.Г.
Ткаченко). Это Шелаевская школа Белгородской области (В.С. Подерягин),
Григорополисская школа Ставропольского края (Г.А. Ладыгин), Шумячская школа
(Белоруссия, В.Ф. Алёшин). Это Мамлютская санаторная школа-интернат
(Казахстан, Г.М. Кубраков), школьный завод «Чайка» (Москва, В.Ф. Карманов),
московская школа № 67 (Р.М. Бескина). Более двадцати лет Центр образования №
656 (В.С. Николаева, Москва) строят работу единого коллектива учеников и
преподавателей на основе традиций Макаренко. Школа в одном из «проблемных»
районов Москвы преобразилась. В октябре этого года состоялось торжественное
открытие памятника А.С. Макаренко, великолепно выполненного молодым
скульптором Татьяной Новиковой по просьбе всего коллектива. Центр образования № 825
(В.А. Караковский, Москва) в течение сорока лет развивает макаренковские
традиции в условиях современной городской школы, создав замечательный
коллектив, куда стремятся возвратиться ученики в качестве педагогов и
родителей. К активному использованию
макаренковского опыта относится мощное движение ученических производственных
бригад, родиной которых стало Ставрополье. К настоящему времени, уже более
пятидесяти лет, эта традиция сохраняет
свою значимость. Успешной была деятельность
воспитательных колоний, использующих макаренковскую технологию (в частности,
знаменитый «вологодский опыт» 60-70 гг.). В наши дни вернуть гуманность в
работу воспитательных колоний системы Федеральной службы исполнения наказаний
(ФСИН) пытаются члены «Макаренковского содружества» А.С. Калабалин и В.В.
Зарецкий, члены Общественной палаты РФ. Ценнейший опыт использования
макаренковской педагогики в условиях школ города и села, в детских домах и
школах-интернатах, начиная с 50-годов, тем не менее, выявил необходимость создания
другого типа школы, отличного от массовой российской «школы-учёбы». Эта
школа должна быть устроена так, чтобы ученики могли быть деятельными
созидателями своей жизни, чтобы вся инфраструктура российского
образования способствовала раскрытию
их человеческого потенциала. Демографическая ситуация в стране,
необходимость социальной и экономической модернизации невозможны без
трудоспособных граждан. Обустройство огромных территорий России должно быть
выполнено с любовью людьми, у которых есть «привычка к труду благородная»,
ясные, и внятные даже для детей, мотивы к труду. Для преодоления беспризорности,
сиротства, детской преступности лучшие силы страны - архитекторы, строители,
экологи, педагоги, экономисты, менеджеры, директора предприятий, бизнесмены -
способны разработать проекты загородных экопоселений, общин, коммун, семейных
детских домов, где макаренковская педагогика сможет проявить свои
возможности. Международная
макаренковская ассоциация совместно с журналом «Народное образование» (А.М.
Кушнир) с 2003 года проводят ежегодные конкурсы школ-хозяйств общеобразовательных учреждений, интернатов, детских
домов, где воспитывают делом, а не разговорами о нем или ожиданиями лучших
времен. К настоящему времени насчитывается около трёхсот участников от
Центральной России до Приморья. В выставке «Лучшее – детям» участвует победитель
конкурса 2003 года - Ногинская коррекционная школа-интернат Московской
области (Н.А. Карэ). Мы ищем лучшие воспитательные практики в России и за
рубежом, привлекаем социально-ориентированный бизнес, распространяем высокие
технологии в сфере школьного производства. Члены «Макаренковского
содружества» участвуют в приоритетной Национальной программе «Здоровье» в
части профилактики наркомании и распространения ВИЧ инфекции среди подростков
и молодёжи В.В. Зарецкий).
Непревзойдённый до настоящего времени приоритет Макаренко сохраняется и в новом направлении
«реабилитационной педагогики» (В.В. Морозов, А.Н. Берникова). Макаренко
«шагнул дальше» современных программ и карт реабилитации с их пасссивной
описательностью, говоря о необходимости «проектировки личности», создании
программы человеческого характера, включающей всё содержание личности. В ноябре 2010 года по инициативе ММА,
совместно с Федеральным институтом развития образования (ФИРО) стартовал
конкурс «Каким должен быть детский дом сегодня? (В.В. Морозов)». Члены
Международной макаренковской ассоциации выступают за сохранение детского дома
как типа учреждения в условиях проводимой реструктуризации со всей полнотой
государственной ответственности и общественного контроля. В русле макаренковской педагогики, на
наш взгляд, может происходить реформирование системы профтехобразования для
того, чтобы воспитать трудовые кадры с высоким уровнем личной
ответственности, мотивированности и гражданственности. Во второй половине 2010 года члены
Международной макаренковской ассоциации – Д.В. Григорьев, В.И. Слободчиков,
В.В. Зарецкий, В.В. Морозов совместно с Постоянным комитетом Союзного
государства Россия – Беларусь подготовили контуры Программы «Создание инфраструктуры, социокультурных институтов и
гуманитарных технологий поддержки детей, ограниченных в возможностях развития
и реализации своего человеческого потенциала», представляемой на данной
выставке. Нашими коллегами заявлено стремление принять участие в
формировании государственной
социальной политики в области детства. ММА совместно с
сотрудниками педагогического музея А.С. Макаренко (А.С. Калабалин, В.В.
Морозов, Н.В. и Р.В. Соколовы, Москва) ставят задачу превратить его в
современный научно-методический центр лучших отечественных и зарубежных
практик, работающих в фарватере макаренковской педагогики. Сегодня это движение городских и сельских
школ-хозяйств/производств, педагогика социального творчества, пенитенциарная
педагогика и реабилитационная педагогика др. Заметным событием стало недавнее открытие первого музея А.С. Макаренко
в сотрудничестве с Русской православной церковью в Свято-Алексиевской пустыни
Ярославской области стараниями педагогов Н.В. и Р.В. Соколовых, где
воспитывается немало обездоленных детей (2009). ММА считает неотложной
задачу сделать доступными работы А.С. Макаренко (последнее издание 1983-1988
гг.), издав Новое собрание сочинений (М.В. Богуславский). В настоящее время
разрабатывается международный проект
«Воспитанники» (В.М. Опалихин, Т.Ф. Кораблёва, А.В. Ткаченко), который предназначен
собрать все печатные и видео материалы, письма и воспоминания о судьбах
воспитанников Макаренко. Этот, не имеющий аналога в мировой практике проект,
представляет большую научную и практическую ценность - проследить отдалённые
результаты педагогической деятельности А.С. Макаренко более чем на пятьдесят лет. Мы убеждены: макаренковская педагогика
– это лучшее детям XXI века! Новых свершений участникам выставки! Президент
Международной макаренковской
Ассоциации,
доцент, кандидат
философских наук Т.Ф. Кораблёва Президент
Российской макаренковской Ассоциации,
член-корреспондент
В.И. Слободчиков РАО,
доктор психологических наук.
Москва,
Выставочный зал «Манеж», 9-12 декабря 2010 Музей А.С. Макаренко: 121170, Москва, ул.
Поклонная, д.16 8(499)148-0835 mail: museum_makarenko@bk.ru P.S. от УО «Сенненская государственная общеобразовательная
школа интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей» Директор, Козлов Леонид Леонидович. Ранее
этой школы руководил его отец, который заложил основы трудового воспитания. Наша общеобразовательная школа-интернат
для детей-сирот и детей, оставшихся без опеки родителей, расположена в
Сенненском районе Витебской области. Педагогический коллектив школы
находится в постоянном поиске новых путей повышения качества образования и
воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Именно
потому у нас сложилось плодотворное сотрудничество с научными институтами. За
последние 8 лет на базе нашего учреждения реализованы 4 экспериментальных проекта. «Апробация практико-ориентированной модели образовательной среды
школы-интерната для детей-сирот, обеспечивающей более высокую эффективность социализации
и профессионального самоопределения воспитанников» (в рамках
Президентской программы «Дети Беларуси» (подпрограммы «Дети-сироты»)). Одним из приоритетов нашей работы
является создание условий проживания, максимально приближенных к семейным, а
также устройство детей на семейные формы воспитания. Свыше 90% воспитанников
ежегодно на каникулах живут в гостевых семьях. За 5 прошедших лет нами на
семейные формы воспитания устроено 22 человек. Вместе с тем, основной контингент
поступающих в школу-интернат – подростки. Многие имеют негативный жизненный опыт,
проблемы в поведении. Для таких ребят воспитание в коллективе является
достаточно эффективной формой социализации и развития. Коллективная трудовая
или творческая деятельность служат той основой, на которой базируется наша
учебновоспитательная работа. На протяжении 10 лет мы разрабатываем и
внедряем в практику программы, включающие профессиональную ориентацию,
профессиональную подготовку, активное участие воспитанников в различных
проектах трудовой направленности. В школе-интернате с сентября 2001 года
организована профессиональная подготовка воспитанников по следующим единичным
квалификациям:
Обучение проводится по
учебно-программной документации, прошедшей экспертизу РИПО и утвержденной
Министерством образования РБ. Воспитанники получают начальную
профессиональную подготовку в базовой школе, по ее окончании им присваиваются
рабочие квалификации - это столяр и швея 2 разряда, овощевод. На третьей ступени школы они повышают
свою квалификацию: столяр и швея -3 разряд или тракториста-машиниста с
получением права управления соответствующим транспортным средством. Для организации профессиональной подготовки
и производственной деятельности воспитанников в школе-интернате создана
современная материальная база. В основном за счет внебюджетных средств
оборудованы столярная, слесарная и две швейные мастерские, парниковое
хозяйство, парк с/х техники, пчёлопасека. Обрабатываемые земельные угодья
составляют Производственная деятельность
обеспечивает нашу школу-интернат овощной продукцией почти на 100%, столярными
и швейными изделиями. Только в этом году было заготовлено 18
тонн с/х продукции. В столярной мастерской для детских спален было
изготовлено 180 кроватей, отремонтировано более 80 оконных блоков. В швейной
мастерской пошито 200 комплектов постельного белья, 150 покрывал и 180
комплектов штор. Школьное производство позволяет нам
зарабатывать немалые деньги. Наша продукция успешно продается во всех
регионах страны. За последние 5 лет стоимость произведенной продукции
составила более полмиллиарда рублей. Мы хотим, чтобы наши дети были
трудолюбивыми, самостоятельными, могли сами улучшить свой быт. Совместно с
ученическим самоуправлением из педагогов и детей создаются рабочие группы,
которые производят ремонт помещений, благоустройство территории, уход за
клумбами, садом, комнатными растениями, посадку овощей и уборку урожая. Этими
группами отремонтированы все спальные помещения и классы, семейные комнаты. В
нашем учреждении усилиями детей и сотрудников создано отделение
социально-бытовой адаптации "Сялянская сялiба", в котором наши дети
проживают на полном самообеспечении в течение 2-3 недель. В период летних каникул практически все
наши воспитанники соответствующего возраста трудоустраиваются в различные
организации и на предприятия. Достойный уровень общеобразовательной подготовки
позволяет нашим выпускникам успешно поступать и учиться в средних специальных
и высших учебных заведениях страны: Витебском государственном университете
им. П.Машерова, Витебском государственном технологическом университете,
Белорусской государственной с/х академии, Академии МВД, Минском
государственном лингвистическом университете. Выпускники школы-интерната длительное
время остаются в поле зрения педагогического коллектива. им оказывается
помощь овощной продукцией, осуществляется психолого-педагогическое
сопровождение. Профессиональная подготовка и
производственная деятельность стали важной и неотъемлемой частью жизни
воспитанников. Они преобразуют их культуру поведения, отношение к окружающей
действительности: – воспитанники ставят более значимые цели; получить
профессию, образование (в т.ч. высшее и среднее специальное), завести семью. – в школе-интернате нет воспитанников, состоящих на
учёте в ИДН, кроме вновь прибывших. Таким образом, профессиональную
подготовку и трудовую деятельность мы рассматриваем как основное средство социализации,
жизненного и профессионального становления наших ребят. Наши воспитанники
может, и не станут профессиональными столярами, швеями, овощеводами, но они
станут хорошими хозяевами, смогут обустроить свой дом, сшить оригинальные
добротные вещи, вырастить овощи с применением современных
сельскохозяйственных технологий. А значит, и мы на это искренне надеемся,
стать достойными гражданами своей страны. Наш воспитанник – это: Гражданин своей страны. Хозяин (ка) своего дома (усадьбы) –
Хозяин своей судьбы. ШКОЛА –
ИНТЕРНАТ г. Ногинск НАША
ШКОЛА – ИНТЕРНАТ: светлый, уютный Дом для детей и взрослых, школа обучения и воспитания, школа труда и спорта, школа радости и здоровья центр дополнительного образования и занятости 1948
год – вспомогательная школа №7, 1996
год – МОУ «Коррекционная
школа-производство с профессиональным обучением», 1998
год – Муниципальное специальное
(коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с
отклонениями в развитии «Специальная (коррекционная) школа-интернат VIII вида», 2004
год - Муниципальное специальное
(коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с
отклонениями в развитии, 2006
год – слияние МОУ для детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей «Специальный (коррекционный)
детский дом для детей с отклонениями в развитии» г. Старая Купавна с МСКОУ
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида» г. Ногинска. В
нашем образовательном учреждении работают 126 педагогов: - «Заслуженный учитель России» - 1 - «Отличник народного образования» - 4 - «Почётный работник народного образования» - 2 - лауреат премии Губернатора Московской
области - 1 - лауреат премии
благотворительного фонда «Абсолют – помощь» - 1 - лауреат премии
администрации Ногинского муниципального района – 3 - педагоги высшей квалификационной категории – 45 - педагоги первой квалификационной категории – 36 - педагоги второй квалификационной категории - 14 Специальная
(коррекционная) общеобразовательная школа-интернат является: дважды дипломантом Международного
конкурса «Красивая школа XXI века», лауреатом Всероссийского выставочного
центра (ВВЦ) г. Москвы, лауреатом II премии Международного конкурса А.С. Макаренко, участником VI Московской Международной выставки-форума «Школа XXI века», участником областного конкурса «Лучшая
школа Подмосковья 2005 года», участником областного конкурса
«Благоустроенная территория образовательного учреждения», участником Всероссийского
профессионального конкурса «Инноватика в образовании». Тема работы педагогического
коллектива школы-интерната: «Здоровьесберегающие
технологии по сохранению и укреплению психосоматического здоровья детей с
проблемами в умственном развитии в системе работы школы-интерната» Основными задачами работы школы-интерната
являются: - создание целостной системы развития
ребёнка, разрушение сложившегося стереотипа ученика вспомогательной школы как
неблагополучного, создание адекватных условий формирования личности ребёнка с
проблемами в умственном развитии с учётом его индивидуальных психофизических
особенностей; -повышение эффективности
учебно-воспитательной, психолого-педагогической, социальной, медицинской и
правовой работы; - разработка развивающих
образовательных технологий и их практическая реализация; - создание комфортных условий для
сохранения и укрепления здоровья учащихся; - обеспечение активного творческого
досуга и занятости учащихся в учебное и каникулярное время; - своевременное выявление и социальная
реабилитация детей, лишённых родительского попечения, защита их прав и
интересов; - профилактика безнадзорности и
беспризорности среди учащихся; - создание педагогически целесообразных
условий для социально-трудовой адаптации и производительного труда
школьников; - развитие постинтернатного
сопровождения выпускников из числа детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, школы-интерната. Школа-интернат является универсальным
образовательным учреждением: - школа с продлённым днём; - интернат для детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей; - школа-производство; - группы профессионального обучения
выпускников школы-интерната, осуществляющие подготовку по слесарному,
столярному, строительному, швейному, поварскому, парикмахерскому делу,
машинописи и подготовку младшего обслуживающего персонала и рабочих по
обслуживанию зданий; - социально-реабилитационный класс для выпускников, не продолжающих обучение в
учреждениях начального профессионального образования, не определившихся в
выборе профессии; - школа домашнего (индивидуального)
обучения для детей с осложнёнными диагнозами. Школьные спортсмены являются
участниками региональных, областных, Российских и Международных соревнований.
Они стали победителями в различных видах спорта Спартакиады «Юность России»,
Всероссийских Специальных Олимпийских игр. Среди наших выпускников уже два Мастера
спорта. В школе-интернате обучаются 306 детей с
проблемами в умственном развитии: - 88 детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей, находящихся на полном государственном обеспечении и
постоянно проживающих в зданиях интерната №1 г. Ногинска и интерната №2 г.
Старая Купавна; - 24 учащихся, находящихся под опекой; - 60 детей-инвалидов; - 35 учащихся из многодетных семей; -
учащихся из неполных семей; - 46 учащихся из неблагополучных семей; - более 80% учащихся из
малообеспеченных семей. В школе-интернате постоянно действуют школьный
психолого-медико-педагогический консилиум (ШПМПК) и
школьная комиссия по профилактике правонарушений (ШКПП), которые
осуществляют работу по созданию индивидуальных программ коррекции и развития
детей «группы риска» с целью преодоления школьной дезадаптации и социальной
реабилитации. Налажена тесная связь с городскими
учреждениями дополнительного образования – Центром детского и юношеского
творчества, станцией юных туристов, а также Ногинским центром занятости
населения, Управлением социальной защиты населения, Управлением культуры,
Ногинским драматическим театром, Богородским бюро путешествий и экскурсий.
В соответствии с понятием «терапия педагогической среды» школа-интернат
стала центром коррекционно-развивающего обучения, где ученик стал целью,
объектом, субъектом и результатом педагогической деятельности. В школе
ведётся научно-исследовательская и методическая работа, которая включает
деятельность 16 школьных методических объединений учителей, постоянно
действующие на базе школы-интерната практические семинары по специальной
(коррекционной) психологии и педагогике, недели педагогического мастерства,
семинары, конференции и мастер-классы для всех категорий педагогических
работников Ногинского района и Московской области. С 2006 года наша
школа-интернат является экспериментальной площадкой Государственного
образовательного учреждения «Педагогическая академия последипломного
образования» Министерства образования Московской области по теме «Разработка
модели реабилитационного процесса и критериев её эффективности». Смоленское
областное государственное образовательное учреждение «САФОНОВСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ
И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ» Адрес: 215500
Смоленская область, г. Сафоново Факс: 8(48142) 7-19-45 Телефон: 8(48142)6-01-11
Директор Олег Александрович Леонтий Смоленское
областное государственное образовательное учреждение «Сафоновская общеобразовательная школа-интернат для детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее СОГОУ «Сафоновская
общеобразовательная школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей») образовано в 1960 году. Тогда школа носила название «Сафоновская комплексная
школа-интернат». Это была первая в СССР комплексная
школа-интернат, рассчитанная на воспитание и обучение 900 детей, попавших в
трудную жизненную ситуацию, в возрасте от 3 до 18 лет. Дети, братья, и
сестры, разного возраста, находились в одном и том же государственном учреждении, где были дошкольное и
школьное отделения. Первый космонавт в мире Ю.А. Гагарин,
посетивший Сафоновскую школу-интернат в 1962 году, так отозвался о ней: «С большим
удовольствием побывал в гостях у коллектива интерната.
Занимательные ребята, прекрасные условия для учебы и еще более прекрасное их будущее». Сегодня СОГОУ
«Сафоновская общеобразовательная школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей» - это огромный комплекс зданий и сооружений: четырехэтажное
здание школьного корпуса, два трехэтажных спальных корпуса, мастерские (столярно-слесарная, швейная) с
кабинетом автодела и изостудией, двухэтажное
здание бывшего детского отделения, где в настоящее время создана 4-х комнатная социальная квартира для проживания
выпускников 11 класса и соцнально-педагогическая
служба школы-интерната и планируется создание профильного центра для обучения
старшеклассников, столовая на 300 мест, круглогодично отапливаемая теплица
(300 кв.м.). гараж, овощехранилище, банно-прачечный комбинат, стадион, сад
600 фруктовыми деревьями и кустарниками, озеро, Находится СОГОУ
«Сафоновская общеобразовательная школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
на В настоящее время в школе-интернате
обучается 151 воспитанник-сирота. В школе-интернате
ребята не только учатся, но и получают образование. Наши дети неплохо учатся, качество
знаний учащихся по результатам сдачи ЕГЭ 2009-2010 уч. году: русский язык - 100% математика - 45%. Все воспитанники нашей школы успешно
сдали ЕГЭ в 11 классе, из 43 выпускников поступили в высшие учебные заведения
4 человека, средние специальные (колледжи, техникумы) 39 человек. Уже четвёртый год, благодаря помощи благотворительного
фонда «Дети Наши» воспитанники получают наряд с
основным полным дополнительное образование в ПУ № Педагогический коллектив СОГОУ
«Сафоновская общеобразовательная школа-интернат для детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей» видит свою основную задачу в том, чтобы
подготовить наших детей к успешной реализации себя в самостоятельной жизни Проблема самореализации воспитанников
школы-интерната выходит сегодня на первое место в нашей работе. Наши дети пробуют свои силы в различных
кружках, которых в школе более двадцати. Работу их нам помогает организовать
благотворительный фонд «Дети Наши». Более 90 детей посещают различные кружки
на базе школы-интерната. Большое внимание мы уделяем на кружках
сохранению традиций русского народа в работе с деревом, соломкой, тканью. При
этом мы учитываем, что в 21 веке дети имеют свои взгляды на многие веши и
стараемся осовременить подход к выполнению различных видов работ. Наши дети своими руками могут уже
сегодня многое сделать: простейшую мебель, предметы домашнего обихода, могут
приготовить качественную еду (для обучения этому создан замечательный кабинет
«Домоводство»), постричь своего одноклассника и т.д. Чайная компания «Ахмад» сделала нашим
детям замечательный подарок: отремонтировала социальную квартиру для
воспитанников 11 класса. Здесь ребята моделируют свою жизнь по типу той, что
ждёт их по выходе из стен школы-интерната. Благодаря помощи этой же компании мы
отремонтировали и обновили школьную теплицу. Активное участие в этом
принимали наши дети. СОГОУ «Сафоновская общеобразовательная
школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
работает, развивается и делает все возможное, чтобы улучшить уже сегодня
качество жизни наших детей и подготовить их к успешной реализации себя в самой жизни. ГООУ
«ЛУЖСКАЯ САНАТОРНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ» Адрес:
188 230, Ленинградская область, ул. Большая Заречная, д. 73 Тел./факс:
8-(81372)-2-38-15 8-(81372)-3-21-26 Эл.
адрес: sanshk@mail.ru Директор:
Шагова Татьяна Михайловна В небольшом городе Луга, основанном в
1777 году Екатериной II, в Государственное бюджетное
оздоровительное образовательное учреждение санаторного типа Ленинградской
области для детей, нуждающихся в длительном лечении «Лужская санаторная
школа-интернат» основано в 1960 году как общеобразовательная школа-интернат,
в 1966 году преобразовано в санаторную школу-интернат. Ежегодно в школе-интернате» поправляют
здоровье и обучаются 200-210 воспитанников из разных уголков Ленинградской
области, страдающих малыми и затихающими формами туберкулеза, из них около 50
– сироты и дети, лишенные попечения родителей. За 50 лет со дня основания школы 1474
выпускника получили основное общее образование, в 2010 году впервые из стен
школы вышли 18 выпускников с аттестатом о среднем образовании. Санаторная школа работает под девизом: «Школа – для
детей». Учреждение располагает всем необходимым
для лечения и обучения детей: кабинет психологической разгрузки, два
логопедических кабинета, спортивный зал, зал хореографии, два компьютерных
класса, библиотека, три мастерских, теплица. Медицинская служба оснащена
лабораторией, галокамерой, физиотерапевтическим, процедурным, массажным,
стоматологическим кабинетами, изолятором. С 1989 года школу возглавляет Татьяна
Михайловна Шагова, учитель и руководитель высшей категории, Заслуженный
учитель РФ. Награждена почетными знаками «За заслуги перед городом Лугой» и
«Социальное партнерство», медалью энциклопедии «Лучшие люди России», в 2010
году ей присвоено звание «Женщина года». Прошла путь от учителя немецкого
языка до директора школы. В 1973 году с отличием окончила факультет
иностранных языков Псковского педагогического института. В санаторной школе
работает с 1976 года, директором – с 1989 года. В настоящее время
педагогический стаж Татьяны Михайловны составляет 37 лет, административный –
30. Под ее руководством разработан и успешно внедрен проект «Реабилитация
больных туберкулезом детей», который был удостоен гранта фонда Сороса. Татьяне Михайловне удалось создать сплоченный,
творчески работающий коллектив, выработать систему воспитательной работы,
направленную на формирование здорового образа жизни и разностороннее развитие
учащихся. В учреждении существуют свои традиции: реализация
здоровьесберегающих технологий, которые не только укрепляют здоровье, а
прививают осознанное стремление к здоровому образу жизни; систематические
занятия ритмикой и спортом, коллективные творческие дела, походы по местам
воинской славы на Лужском оборонительном рубеже, приобщение детей к
искусству. В учреждении большой коллектив: 65
педагогов и 15 медицинских работников. Более 80% работников имеют высшую и
первую квалификационную категории. Среди них: 1 Заслуженный учитель РФ, 7
отличников народного просвещения, 1 отличник профессионального технического
образования РФ, 5 почетных работников общего образования РФ, 14 человек
награждены Почетной грамотой Министерства образования РФ, 2 работника имеют
Почетное звание «Воспитатель-методист». Среди педагогов немало профессионалов
своего дела, чьи имена известны за пределами Ленинградской области и
Российской Федерации: Васильева Валерия Борисовна -
учитель-логопед, педагог дополнительного образования, Почетный работник
общего образования РФ. Ее воспитанники ежегодно побеждают в Международный,
Всероссийских и областных конкурсах детского творчества, Федорова Надежда Ивановна и Федоров Сергей
Васильевич – руководители ансамбля «Лужаночка», учителя ритмики, Почетные
работники общего образования РФ, ежегодно готовят победителей областных и
всероссийских конкурсов детского творчества в номинации «хореографическая», Тишкова Тамара Анатольевна –
воспитатель, «Отличник народного просвещения». Ее воспитанники являются
победителями Международных, Всероссийских, областных и региональных конкурсов
детского творчества в номинации «Литературная», являются лауреатами премии
для поддержки талантливой молодежи в рамках приоритетного национального
проекта «Образование», Степанова Лидия Михайловна – учитель
музыки и музыкальный руководитель, «Отличник народного просвещения». Юные
вокалисты под ее руководством неоднократные победители и призеры
всероссийских конкурсов, лауреаты премии для поддержки талантливой молодежи в
рамках приоритетного национального проекта «Образование», Жук Людмила Валентиновна – учитель
физической культуры. Ежегодно спортсмены занимают призовые места во
Всероссийских, областных и районных спартакиадах и соревнованиях по различным
видам спорта, Михайлова Нина Ивановна – учитель
изобразительного искусства и черчения, руководитель кружка «Рукодельница»
(для детей с проблемами в развитии). Награждена Почетной грамотой
Министерства образования и науки Российской Федерации. Ее ученики –
победители и призеры международных, всероссийских и областных конкурсов детского
творчества, Спиридонова Наталья Николаевна –
заведующая библиотекой ГООУ «Лужская санаторная школа-интернат». Является
постоянной участницей всероссийских и областных конференций библиотекарей,
призер областного конкурса «Библиотекарь года». Коллектив школы является участником
Федерального реестра «Всероссийская Книга Почета» за успехи в обучении и
воспитании детей (2008). Учащиеся могут найти себе любое дело по
интересам: в школе работают кружки «Волшебный карандаш», «Светелка»,
«Послушная глина», «Начальное техническое моделирование», «Друзья книги»,
«Кройка и шитье» и творческие коллективы: вокальное пение, танцевальный
ансамбль «Лужаночка», спортивные секции футбола, баскетбола, шахматная,
лыжная, легкой атлетики и других. Воспитанники школы-интерната
многократные победители различных конкурсов, фестивалей и спартакиад:
Международного конкурса рисунков «Visa:
Олимпийские фантазии» (2000, 2002, 2004, 2006), Международного конкурса
детского рисунка «Рождественские фантазии» (2001-2010), Международного
конкурса особо одаренной молодежи «Созвездие талантов» в номинации
«Искусство» (2005, 2006, 2008, 2009, 2010), Международного детского фестиваля
искусств «Кинотаврик в Черногории» (2009), Всероссийского фестиваля детского
творчества «Созвездие» (2003, 2005, 2007, 2008, 2009, 2010), Всероссийской
летней и зимней спартакиады воспитанников детских домов и школ-интернатов
«Малые игры доброй воли» и «В будущее со спортом» (2006-2010). Учащиеся школы
под руководством директора, Шаговой Татьяны Михайловны, принимали участие в
социально значимых проектах: Международной акции «Мы – наследники Победы!»,
Международной экспедиции «Дорогами мира, дружбы и согласия», посвященным
65-летию Победы (2010), Всероссийском молодежном форуме «Прорыв» (2009),
Международном форуме «Россия-Финляндия», проходившем в г. Хямеенлинна в
рамках проекта «Северо-Западный щит России» (2010). Благодаря участию в различных
творческих конкурсах и спортивных соревнования, воспитанники Лужской
санаторной школы-интерната смогли побывать во многих городах нашей страны, в
США, Германии, Польше, Беларуси, Черногории, Норвегии, Финляндии,
познакомиться и подружиться со сверстниками в России и за рубежом. Дети
понимают, что все в этой жизни нужно заработать своим собственным трудом,
поэтому знакомство с другими городами и странами для них не просто подарок, а
награда за их тяжелый повседневный труд в творческих коллективах, кружках,
спортивных секциях. Таких результатов в учреждении смогли достичь не
только благодаря слаженной работе коллектива, но и огромной помощи
благотворителей. СМОЛЕНСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ПОЧИНКОВСКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА- ИНТЕРНАТ VII – VIII ВИДОВ Чепурышкин Игорь
Петрович, директор Починковской специальной
(коррекционной) общеобразовательной
школы-интерната VII – VIII видов. 216486, Смоленская
обл., Починковский р-н, дер. Прудки, ул. Школьная, д. 1 / 1. Тел.: (48149)
556—45, 557—44. Факс: (48149)
556—45. E-mail: mari1971@yandex.ru Предшественник Починковской специальной
(коррекционной) общеобразовательной школы-интерната VII – VIII видов –
Прудковское начальное училище – было открыто в 1864 году. В 1877м оно было
преобразовано в сельское одноклассное училище Министерства народного
просвещения, в 1905м – в двухклассное. Неоценимую помощь в развитии
материальной базы учебного заведения оказали его попечители. Блюстителем был
М.А. Рожнов, на пожертвования которого было построено каменное здание,
переданное училищу в 1907 году. Значительное влияние на судьбу образовательного учреждения
оказали Октябрьская социалистическая революция и Великая Отечественная война.
В 20-х годах ХХ века на базе училища была образована Прудковская смилетняя
школа, а осенью 1943 года начал работу Починковский детский дом, заменивший
многим беспризорным детям семью и родной кров. В 1953м он был преобразован в
Починковскую спецшколу-интернат, а в 1998м – в государственную специальную
(коррекционную) школу-интернат VIII вида – реабилитационный центр Смоленской
области. Свой нынешний статус учреждение получило в 2004 году. Новый этап в
жизни интерната начался в 1985 году, когда его директором был назначен Игорь
Петрович Чепурышкин – кандидат педагогических наук, специалист, имеющий высшее
дефектологическое образование и высшую квалификационную категорию
руководителя. Его вклад и выдающиеся профессиональные достижения были высоко
отмечены на государственном уровне. Он удостоен звания «Заслуженный учитель
РФ» и награжден значком «Отличник народного просвещения». За труды во славу
Святой церкви и попечение детей-сирот Русская православная церковь наградила
Игоря Петровича медалью Святого благоверного князя Даниила Московского.
Международный фонд «Дети новой эры» вручил ему серебряную медаль «За
полезное» в номинации «За работу с детьми» как свидетельство его заслуг,
общественно-полезной деятельности и благородных поступков. В интернате обучается 108 воспитанников, в том числе
дети-сироты, оставшиеся без попечения родителей и инвалиды. Коллектив
учителей оказывает им психолого-педагогическую и медико-социальную помощь,
создаёт наиболее эффективные условия жизни, работает над оптимизацией
учебного процесса и совершенствованием
социально-трудовой и бытовой адаптации своих подопечных. Одним из важнейших
проектов спецшколы является программа по организации патронатного воспитания.
За последние четыре года 100 % детей-сирот постоянно проживают во время
каникул в приёмных семьях, получая бесценный жизненный опыт, которого они в
силу разных причин были лишены. В Починковском интернате сформировался
высокопрофессиональный коллектив
педагогов, среди которых три заслуженных учителя РФ, девять преподавателей,
имеющих высшую квалификационную категорию, и 34 – первую и вторую. Ученики
школы – активные участники и победители различных конкурсов, выставок и
фестивалей, таких как Всемирная специальная олимпиада (Япония, Нагано),
Международный конкурс рисунка «Рождественские фантазии» фонда TEAR (США, штат
Джорджия), программ Международного благотворительного движения «Звёзды мира –
детям» и других. Аппликация по ткани воспитанницы Екатерины Якушевой по
рекомендации Министерства культуры РФ была выставлена в Международной детской
художественной галерее в Москве. Учебное заведение отмечено грамотами
Администрации и Смоленской областной Думы, почётными дипломами
благотворительных фондов «Центр помощи беспризорным детям»
Торгово-промышленной палаты РФ, «Бакнер – международная помощь детям-сиротам»
(США, штат Техас) и другими. В рамках реализации областной целевой программы
«Дети Смоленщины» коллектив интерната участвовал в областном конкурсе «Лучшие
школы-интернаты Смоленщины» и был признан в 2007 году победителем в номинации
«Школа школ». СМОЛЕНСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ШАТАЛОВСКАЯ ОСНОВНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ” Пусть вы живёте в тепле и благополучии,
но не забывайте, что где-то
по тёмным холодным улицам бродит
человек с колокольчиком, оповещая,
как много в мире несчастных
обездоленных людей, которым
негде голову прислонить… А. Чехов 2010 – 2011 учебный год является для СОГОУ
«Шаталовская основная общеобразовательная школа-интернат» юбилейным. 50 лет
назад в октябре 1961 года в школу-интернат пришли первые дети. С тех пор было
49 выпускников, за эти годы более 2 тысяч детей получили государственную
поддержку. Сегодня в школе-интернате обучаются и воспитываются
120 детей. Половина из них дети-сироты и дети, оставшихся без попечения родителей,
другая половина – дети из малообеспеченных и неблагополучных семей. В школе-интернате 19 учителей, 16 воспитателей,
психолог, логопед, три социальных педагога. Высшую квалификационную категорию имеет 7
педагогов, первую 15. Более 16 лет руководителем работает Соколова Галина
Александровна директор высшей квалификационной категории. Помимо учебных программ основного общего
образования реализуются воспитательные программы, программа социальной
адаптации воспитанников, программа постинтернатного сопровождения
выпускников. Одиннадцать лет назад школа-интернат
приняла в свой состав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей. Была создана служба семейного устройства детей. 13 детей обрели
приемные семьи, 17 усыновлено, 17 передано под опеку, 4 находятся в семьях
патронатных воспитателей, 8 возвращены в кровную семью. ФЕСТИВАЛЬ систем трудового воспитания
детских домов и приютов Челябинской области «Путь к Успеху» как социальный проект. Фестиваль проводится с 2005 года Министерством
образования и науки (с 2006 года – Министерством социальных отношений
Челябинской области), ЗСО Челябинской
области, при поддержке Партии «Единая Россия», Российского Детского Фонда,
Некоммерческого партнерства «Союз женщин-предпринимателей Челябинской области
«Союз успеха». Фестиваль проводится ежегодно в конце ноября - начале декабря. В рамках Фестиваля рассматривается
воспитательная практика детских домов и приютов Челябинской области,
опирающихся на производственную, трудовую и ремесленную деятельность и декоративно-прикладное
творчество воспитанников. Ежегодно в Фестивале принимает участие около от
35-50 учреждений Челябинской области. Обоснование целей
проекта Практика работы детских домов показала, что без
организации напряжённой трудовой деятельности детей (особенно старшего
возраста) невозможно создать полноценную воспитательную систему детского
дома. Только пережитая ребёнком
ситуация реализации своего изделия «живому» потребителю формирует в ребёнке
чувство «нужности» людям и уверенности в своей способности прожить своим
трудом. Цели и
задачи Фестиваля ·
реализация
новых прогрессивных технологий по социализации детей-сирот в условиях
развертывания на базе детских домов и приютов детских производств,
мастерских, объединений; ·
организации взаимодействия детских домов и приютов с органами власти,
общественными организациями, промышленниками и предпринимателями по техническому, сырьевому, маркетинговому
обеспечению детских производств; ·
выявление уровня
подготовленности детских домов и приютов к созданию трудовых объединений,
мастерских; ·
содействие
пропаганде, распространению и формированию позитивного отношения
общественности к личности ребенка-сироты, его трудовой деятельности и
произведенным им продукта труда; ·
выявление
уровня распространения опыта организации систем воспитания на основе
деятельности детско-взрослых
объединений; ·
обучение
воспитанников созданию конкурентно-способного продукта, навыкам
корпоративно-производственной культуры, предпринимательства и бизнеса; ·
оценка
состояния и содействие развитию процессов юридического оформления финансово-хозяйственной
деятельности детско-взрослых
объединений. Следующей ступенью проекта может
быть: 1. проведение цикла акций информационной поддержки выставок-продаж
отдельных высококачественных изделий, выполненных воспитанниками и
учащимися в престижных магазинах
городов; 2. организация информационной поддержки специальных
выставок продукции, изготовленной воспитанниками детско-взрослых объединений детских домов и
приютов, учащимися коррекционных и специализированных школ; 3.
создание
социальной витрины, как постоянно действующего канала связи между учреждением
и обществом, который бы информировал о том, чем дети занимаются, как
они работают, в чём они нуждаются, сколько за месяц было продано изделий, и
сколько получил конкретный ребёнок за счёт продажи этих изделий. Этот Проект заставил бы многих граждан России посмотреть
на этих детей по-иному, и задаться вопросом: «А мог ли мой собственный
ребёнок сделать подобное?» И может быть, некоторые из людей рассмотрели бы
для себя ситуацию усыновления или опеки над ребёнком, который бы на экране
телевизора в московском супермаркете рассказывал и показывал, что он умеет.
Был бы запущен реальный механизм конкуренции между социальными учреждениями
по итогам реализации продукции, и оценка была бы не надуманной, так как
человек или приобретает, или не покупает изделие. Рубль заставил бы
заботиться о качестве, о количестве изделий, компьютер, установленный в этой
социальной витрине, позволял бы людям оставлять информацию для социальных
учреждений, оценивать их работу не только деньгами, но и пожеланиями и добрым
словом для коллективов и детей этих учреждений или сделать заказ. Около этих
витрин находились бы волонтеры-студенты, которые занимались бы реализацией и
рекламой детской продукции. Мы часто говорим о том, как сделать нашу жизнь лучше, но
не всегда предлагаем механизмы и варианты решения. Здесь они есть! Нужно
запускать! Да, они могут обсуждаться в чём-то… Но хочется, чтобы Фестиваль
жил изо дня в день, из года в год! Тогда и придёт Успех к каждому конкретному
воспитаннику, а значит и ко всем нам! |
|
|
|
Международная
Макаренковская ассоциация (ММА) |
|
|
|
|
|
|