К перечню статей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МЕЖДУНАРОДНАЯ

МАКАРЕНКОВСКАЯ АССОЦИАЦИЯ /

INTERNATIONAL MAKARENKO’S

SOCIETY – ММА/IMS

 

 

 

 

 

Москва – Полтава – Марбург - Рим - Нижний Новгород …

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МЕЖДУНАРОДНАЯ МАКАРЕНКОВСКАЯ АССОЦИА­ЦИЯ / INTER­NA­TIONAL MAKARENKO’S SOCIETY – ММА/IMS возникла в 1991 году в Полтаве по инициативе исследователей творчества А.С. Макаренко, его воспитанников, педагогов из СССР, ГДР, Китая, Польши, США, ФРГ, Франции, Чехословакии.

 

 

 

 

ММА – это:

o      Российская макаренковская ассоциация (Москва)

o      Украинская ассоциация Антона Макаренко (Полтава)

o      Итальянская макаренковская ассоциация (Рим)

o      Общество макаренковедов им. Либора Пехи (Марбург-Берлин).

 

 

 

С 2005 года ММА имеет юридический статус межрегиональной общественной организации педагогической общественности «МАКАРЕН­КОВСКОЕ СОДРУЖЕСТВО».

Наследие Антона Семёновича Макаренко давно и заслуженно является классикой мировой педагогики. Его теоретические открытия в области социальной педагогики и психологии, педагогической антропологии, социологии, этики, решение новых задач эпохи с выдающимися практическими результатами ставят его в ряд социальных реформаторов.

Свидетельством международного признания А.С. Макаренко стало решение ЮНЕСКО объявить 1988 год – годом Макаренко в связи со 100-летием со дня его рождения. Тогда же были названы всего четыре педагога, определившие способ педагогического мышления XX века. Это Д. Дьюи, Г. Кершенштайнер, М. Монтессори и А. Макаренко.

На «Педагогической поэме» (1935), художественно-педагогическом мани­фесте, восходящем к лучшим романам воспитания Ж.Ж. Руссо, Гёте, Л.Н. Толстого, воспитывалось несколько поколений в нашей стране и за рубежом. Луи Арагон (Франция) писал о «Педагогической поэме»: «…эта книга беспрецедентна…Ничто не может, не в силах остановить её заражающего влияния, и ничто не может лишить её будущего».

К 1990 году произведения А.С. Макаренко изданы почти на всех языках Западной Европы. В странах Азии – на арабском, бирманском, вьетнамском, иранском, китайском, корейском, кхмерском, монгольском, турецком, японском языках, а также на языках многочисленных народов Индии.

Колония им. М. Горького (1920-1928) и коммуна им. Ф.Э. Дзержинского (ФЭД, 1928-1935) стали символами успешного преодоления беспризорности детей советской эпохи. Через макаренковские  воспитательные учреждения прошло около трёх тысяч воспитанников. Ни один из них не только не вернулся на преступный путь, но и нашёл свой смысл жизни, свой путь. Они стали высококвалифицированными инженерами, руководителями пред­приятий, боевыми командирами во время войны, достойными тружениками и гражданами. Такой результативности не знает ни одно учреждение пенитенциарного типа в мире.

За время существования коммуны им. Ф.Э. Дзержинского её посетили 214 делегаций. Из СССР – 87 делегаций, Германии – 37, Великобритании – 17, Франции – 16, латинской Америки – 11, США – 8, Испании – 7, из других стран Европы и Юго-Восточной Азии.

В коммуне в составе французских парламентариев и журналистов побывал премьер-министр Франции господин Э. Эррио, бывший ранее министром образования в Лионе. Им оставлена запись в книге посетителей «С моим восхищением и признательностью».

Во время фашистской оккупации на примере «Педагогической поэмы» была создана колония «Свободная республика детей Франции» (Гренобль). Родители этих детей погибли в отрядах движения Сопротивления.

Не случайно в 2000 г. Немецкое общество научной педагогики внесло макаренковскую "Педагогическую поэму" в список 10 наиболее значительных книг по педагогике ХХ века.

Всегда существовало стремление дать афористичное определение макаренковской педагогике. Это «педагогика здравого смысла» (М. Рощин), «педагогика жизни» (А. Фролов), «педагогика дела» (А. Кушнир), «безрецидивная педагогика» (Т. Кораблёва),  «педагогика ответственности» (Н. Минкина), «педагогика оптимизма/мажора», «педагогика преодоления», «педагогика параллельного действия», «коллективистская педагогика», «воспитательная педагогика», «синтетическая педагогика», «реабили­таци­онная педагогика» (В.В. Морозов).

Каждое из этих определений отражает какую-то грань, дух, результат, метод, исток, значимость макаренковской педагогики, вместе давая представление о мощи созданной системы.

Как педагог-писатель Макаренко стал известен при жизни, до своей преждевременной кончины в 1939 году. Однако после Второй мировой войны возросший  интерес к феномену «советского человека», выигравшего войну, ко всей системе советского воспитания  привёл к созданию в 1968 году на философском факультете Марбургского университета лаборатории «Макаренко-реферат» (Л.Фрёзе). Эта лаборатория, впоследствии возглав­ленная доктором Хиллигом, стала безусловным лидером зарубежного макаренковедения.

Его имя занесено в «Календарь великих людей и исторических событий». В 1993 г. Международное бюро образования ЮНЕСКО определило 100 педагогов-философов, образующих "Галактику пайдейи", отражающую разные культуры, эпохи и цивилизации. Среди них - А.С. Макаренко.

В 1994 г. Российским телевидением была представлена серии "Кто есть кто. ХХ век".  А.С.Макаренко  занял место среди других выдающихся деятелей ХХ века: Сунь Ятсена, матери Терезы, Д. Кеннеди, В.И. Вернадского, П. фон Гинденбурга, Ле Корбюзье и др.

Избранные произведения А.С. Макаренко вышли в «Антологии гуманной педагогии», том  «Школа жизни» (1998) и в серии «Золотой фонд педагогики» (2003). За последние годы (С.С. Невская, Москва, 2003; СПб. 2009) вышло также два издания "Педагогической поэмы", оригинальное продолжающееся издание  произведений Макаренко в виде учебных книг (А.А. Фролов, Е.Ю. Илалтдинова, Нижний Новгород, 2007; 2008; 2009; 2010).

Издательский дом «Народное образование» в связи со 120-летним юбилеем педагога в 2008 году начал издание нового альманаха «Макаренко» (А.М. Кушнир), где представлены лучшие публикации исследователей-макаренковедов, сторонников и последователей педагога (М.В. Богуславского, Л.И. Гриценко, И.З. Гликмана, И. Гашковца, Е.Ю. Илалтди­новой, С.Г. Карпенчук, Т.Ф. Кораблёвой, Н.Н. Коршуновой, Я.Н. Левина, В.И. Максаковой, Э. Меттини, В.Ф. Моргуна, С.С. Невской, Н.Н. Оксы, Н.Г. Санниковой, В.И. Слободчикова, А.В. Ткаченко, Э.Г. Шелльхаймера, А.А. Фролова, Г. Хиллига и др.)

На Западе наследие Макаренко использовалось в католических монастырях, лютеранских общинах,  в светских коммунах и поселениях, для работы с маргинальной и проблемной молодёжью. Европа ценит макаренковский опыт за ответственность, хозяйственность, рачительность, отсутствие каст управленцев и подчинённых, за чувство собственного достоинства воспитанника, за его сознательную гражданственность, за преодоление антиобщественных наклонностей.

В СССР и современной  России были разные волны  отношения к педагогике Макаренко: от успешного применения и создания ценных коллективов до резкой и поспешной критики. Это многие школы Украины и среди них: Сахновская школа-комплекс (А.А. Захаренко), Богдановская школа (И.Г. Ткаченко). Это Шелаевская школа Белгородской области (В.С. Подерягин), Григорополисская школа Ставропольского края (Г.А. Ладыгин), Шумячская школа (Белоруссия, В.Ф. Алёшин). Это Мамлютская санаторная школа-интернат (Казахстан, Г.М. Кубраков), школьный завод «Чайка» (Москва, В.Ф. Карманов), московская школа № 67 (Р.М. Бескина). Более двадцати лет Центр образования № 656 (В.С. Николаева, Москва) строят работу единого коллектива учеников и преподавателей на основе традиций Макаренко. Школа в одном из «проблемных» районов Москвы преобразилась. В октябре этого года состоялось торжественное открытие памятника А.С. Макаренко, великолепно выполненного молодым скульптором Татьяной Новиковой по просьбе всего коллектива.

Центр образования № 825 (В.А. Караковский, Москва) в течение сорока лет развивает макаренковские традиции в условиях современной городской школы, создав замечательный коллектив, куда стремятся возвратиться ученики в качестве педагогов и родителей.

К активному использованию макаренковского опыта относится мощное движение ученических производственных бригад, родиной которых стало Ставрополье. К настоящему времени, уже более пятидесяти лет, эта традиция  сохраняет свою значимость. Успешной была деятельность воспитательных колоний, использующих макаренковскую технологию (в частности, знаменитый «вологодский опыт» 60-70 гг.). В наши дни вернуть гуманность в работу воспитательных колоний системы Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) пытаются члены «Макаренковского содружества» А.С. Калабалин и В.В. Зарецкий, члены Общественной палаты РФ.

Ценнейший опыт использования макаренковской педагогики в условиях школ города и села, в детских домах и школах-интернатах, начиная с 50-годов, тем не менее, выявил необходимость создания другого типа школы, отличного от массовой российской «школы-учёбы». Эта школа должна быть устроена так, чтобы ученики могли быть деятельными созидателями своей жизни, чтобы вся инфраструктура российского образования  способствовала раскрытию их человеческого потенциала.

Демографическая обстановка в стране, необходимость социальной и экономической модернизации невозможны без трудоспособных граждан. Обустройство огромных территорий России должно быть выполнено с любовью людьми, у которых есть «привычка к труду благородная», ясные, и внятные даже для детей, мотивы к труду.

Для преодоления беспризорности, сиротства, детской преступности лучшие силы страны - архитекторы, строители, экологи, педагоги, экономисты, менеджеры, директора предприятий, бизнесмены - способны разработать проекты загородных экопоселений, общин, коммун, семейных детских домов, где макаренковская педагогика сможет проявить свои возможности.

 Международная макаренковская ассоциация совместно с журналом «Народное образование» (А.М. Кушнир) с 2003 года проводят ежегодные конкурсы школ-хозяйств общеобразовательных учреждений, интернатов, детских домов, где воспитывают делом, а не разговорами о нём или ожиданиями лучших времен. К настоящему времени насчитывается около трёхсот участников от Центральной России до Приморья. В выставке «Лучшее – детям» участвует победитель конкурса 2003 года - Ногинская коррекционная школа-интернат Московской области (Н.А. Карэ). Мы ищем лучшие воспитательные практики в России и за рубежом, привлекаем социально-ориентированный бизнес, распространяем высокие технологии в сфере школьного производства.  

  Члены «Макаренковского содружества» участвуют в приоритетной Национальной программе «Здоровье» в части профилактики наркомании и распространения ВИЧ инфекции среди подростков и молодёжи (В.В. Зарецкий).  Непревзойдённый до настоящего времени приоритет Макаренко  сохраняется и в новом направлении «реабилитационной педагогики» (В.В. Морозов, А.Н. Берникова). Макаренко «шагнул дальше» современных программ и карт реабилитации с их пассивной описательностью, говоря о необходимости «проектировки личности», создании программы человеческого характера, включающей всё содержание личности.

В ноябре 2010 года по инициативе ММА, совместно с Федеральным институтом развития образования (ФИРО) стартовал конкурс «Каким должен быть детский дом сегодня?» (В.В. Морозов). Члены Международной макаренковской ассоциации выступают за сохранение детского дома как типа учреждения в условиях проводимой реструктуризации со всей полнотой государственной ответственности и общественного контроля.

В русле макаренковской педагогики, на наш взгляд, может происходить реформирование системы профтехобразования для того, чтобы воспитать трудовые кадры с высоким уровнем личной ответственности, мотивирован­ности и гражданственности.

Во второй половине 2010 года члены Международной макаренковской ассоциации – Д.В. Григорьев, В.И. Слободчиков, В.В. Зарецкий, В.В. Морозов совместно с Постоянным комитетом Союзного государства Россия – Беларусь подготовили контуры Программы «Создание инфраструктуры, социокультурных институтов и гуманитарных технологий поддержки детей, ограниченных в возможностях развития и реализации своего человеческого потенциала», представляемой на данной выставке. Нашими коллегами заявлено стремление принять участие в формировании государственной  социальной политики в области детства.

ММА совместно с сотрудниками педагогического музея А.С. Макаренко (А.С. Калабалин, В.В. Морозов, Н.В. и Р.В. Соколовы, Москва) ставят задачу превратить его в современный научно-методический центр лучших отечественных и зарубежных практик, работающих в фарватере макаренковской педагогики. Сегодня это  движение городских и сельских школ-хозяйств/производств, педагогика социального творчества, пенитен­циарная педагогика и реабилитационная педагогика др.

Заметным событием стало недавнее открытие первого музея А.С. Макаренко в сотрудничестве с Русской православной церковью в Свято-Алексиевской пустыни Ярославской области стараниями педагогов Н.В. и Р.В. Соколовых, где воспитывается немало обездоленных детей (2009).

ММА считает неотложной задачу сделать доступными работы А.С. Макаренко (последнее издание 1983-1988 гг.), издав Новое собрание сочинений (М.В. Богуславский). В настоящее время разрабатывается международный  проект «Воспитанники» (В.М. Опалихин, Т.Ф. Кораблёва, А.В. Ткаченко), который предназначен собрать все печатные и видео материалы, письма и воспоминания о судьбах воспитанников Макаренко. Этот, не имеющий аналога в мировой практике проект, представляет большую научную и практическую ценность - проследить отдалённые результаты педагогической деятельности А.С. Макаренко  более чем на  пятьдесят лет.

Мы убеждены: макаренковская педагогика – это лучшее, что мы можем и должны передать детям XXI века!

 

 

 

 

Президент Международной макаренковской Ассоциации, доцент, кандидат философских наук

 

Т.Ф. Кораблёва

 

 

 

Президент Российской

макаренковской Ассоциации,

член-корреспондент РАО,

доктор психологических наук

 

 

В.И. Слободчиков 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

К перечню статей